УИД 10RS0011-01-2020-011414-08 № 2-1037/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа № 2», администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения действующего законодательства, направленного на защиту прав и интересов несовершеннолетних, посещающих летние оздоровительные лагеря, выявлены нарушения правил пожарной безопасности в зданиях детского спортивно-оздоровительного лагеря <данные изъяты>, находящихся в собственности Петрозаводского городского округа и переданных в оперативное управление МУ «СШ № 2». Ссылаясь на положения ст. 210, п. 1 ст. 296 ГК РФ, с учетом изменения исковых требований прокурор просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование следующих работ, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности в лагере <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>,- обеспечить ширину эвакуационных выходов из жилых корпусов лагеря <данные изъяты> не менее <данные изъяты> м.; исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях лагеря <данные изъяты>; наличие исполнительной документации по системе противопожарной защиты объекта. Исключить применение в спальных помещениях жилых корпусов (подкласс Ф 1.1) лагеря <данные изъяты> декоративно – отделочные материалы с более высокой опасностью, чем класс КМ2; применение в жилых корпусах (подкласс Ф1.1) лагеря «Старт» для отделки стен и потолка на путях эвакуации (в коридорах) декоративно – отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1; применение в зальном помещении здания клуба лагеря <данные изъяты> для облицовки стен и потолка декоративно – отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. Обязать МУ «СШ № 2», расположенное по адресу: <адрес>, в трехмесячный срок со дня получения финансовых средств на указанные работы выполнить следующие работы, необходимые для выполнения требований пожарной безопасности в лагере <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>,- обеспечить ширину эвакуационных выходов их жилых корпусов лагеря <данные изъяты> не менее <данные изъяты> м.; исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях лагеря <данные изъяты>; наличие исполнительной документации по системе противопожарной защиты объекта. Исключить применение в спальных помещениях жилых корпусов (подкласс Ф1.1) лагеря <данные изъяты> декоративно – отделочные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2; применение в жилых корпусах (подкласс Ф1.1) лагеря <данные изъяты> для отделки стен и потолка на путях эвакуации (в коридорах) декоративно – отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ 1; применение в зальном помещении здания клуба лагеря <данные изъяты> для облицовки стен и потолка декоративно – отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ 2.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога».
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа, действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что в настоящее решается вопрос о передаче детского спортивно-оздоровительного лагеря <данные изъяты> в федеральную собственность с дальнейшей передачей в оперативное управление ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога», полагает, что обозначенные в иске сроки исполнения решения суда являются неразумными с учетом того, что средства на выполнение вышеуказанных работ не предусмотрены в бюджете Петрозаводского городского округа на текущий финансовый год.
Представитель ответчика МУ «СШ № 2» и.о. директора Ведягина Л.В., полномочия которой подтверждены распоряжением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании иск не признала, полагает, что на выполнение обозначенных в иске мероприятий с учетом необходимости соблюдения процедуры по заключению государственных контрактов на выполнение подрядных работ потребуется более длительный срок, чем обозначен в иске.
Представитель третьего лица Правительства Республики Карелия, действующий по доверенности, в судебном заседании иск поддержал.
Представитель третьего лица ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога», действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив специалиста, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города в ходе проведенной проверки соблюдения действующего законодательства, направленного на защиту прав и интересов несовершеннолетних, посещающих летние оздоровительные лагеря, выявлены нарушения правил пожарной безопасности в зданиях детского спортивно-оздоровительного лагеря <данные изъяты>, находящихся в собственности <данные изъяты> и переданных в оперативное управление МУ «СШ № 2».
Инфраструктура стационарного лагеря «Старт» представляет собой комплекс отдельно стоящих помещений преимущественно ДД.ММ.ГГГГ постройки и включает в себя два административных здания, шесть жилых корпусов (каждый на <данные изъяты> мест), здание столовой, клуб, здание котельной (прачечная), подсобные сооружения (сарай, бытовка, вагон – общежитие) и пять спортивных площадок. На территории лагеря расположен лицензированный медицинский пункт для оказания первой медицинской помощи.
В ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы Кондопожского района УНДиПР ГУ МЧС России по РК в лагере <данные изъяты> проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности, по результатам которой выявлены следующие нарушения:
- п. 5.2.14 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, ширина эвакуационных выходов из жилых корпусов лагеря менее <данные изъяты> м;
- п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее ППР), автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях лагеря <данные изъяты> находятся в неисправном состоянии;
- п. 61 ППР на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В июле 2020 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петрозаводску УНДиПР ГУ МЧС России по РК проведена проверка, по результатам которой, помимо вышеуказанных нарушений, дополнительно выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение ч. 7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в спальных помещениях жилых корпусов применены декоративно – отделочные материалы с более высокой пожарной безопасностью, чем класс КМ2;
- в нарушение ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в жилых корпусах (подкласс Ф1.1) для отделки стен и потолка на путях эвакуации (в коридорах) применены декоративно – отделочные материалы с более высокой пожарной безопасностью, чем класс КМ1;
- в нарушение ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в зальном помещении здании клуба для облицовки стен и потолка применены декоративно – отделочные материалы с более высокой пожарной безопасностью, чем класс КМ2.
Выводы о наличии нарушений основаны на заключениях № и № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по РК».
Кроме того, суд установил, что МУ «СШ № 2» является некоммерческой организацией, созданной Петрозаводским городским округом в организационно – правовой форме МБУ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Петрозаводского городского округа полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Учредителем МУ «СШ № 2» является администрация Петрозаводского городского округа, источниками финансового обеспечения и формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются субсидии, получаемые из муниципального, регионального, федерального бюджетов и иные средства, предоставляемые учредителем.
МУ «СШ № 2» неоднократно обращалось к администрации Петрозаводского городского округа с просьбой о финансировании мероприятий, необходимых для выполнения предписаний надзорных органов, однако до настоящего времени денежные средства учреждению не выделены, не выполнены предписания должностных лиц пожарной охраны, что делает невозможным открытие лагеря <данные изъяты> в летний период ДД.ММ.ГГГГ.
По информации администрации Петрозаводского городского округа на выполнение вышеуказанных предписаний и приведение лагеря <данные изъяты> в соответствие с требованиями противопожарного, санитарного и антитеррористического законодательства необходимо <данные изъяты> рублей, для полной реконструкции лагеря необходимо финансирование в размере <данные изъяты> рублей.
В связи с отсутствием в муниципальном бюджете денежных средств, необходимых для ремонта зданий лагеря и устранения нарушений требований пожарной безопасности, администрация Петрозаводского городского округа в ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращалась в <данные изъяты>, Правительство Республики Карелия и <данные изъяты> с просьбой о выделении из бюджета Республики Карелия денежных средств на приведение имущества лагеря <данные изъяты> в надлежащее состояние, денежные средства из республиканского бюджета муниципальному образованию на указанные цели не выделялись.
В бюджете Петрозаводского городского округа на текущий финансовый год не предусмотрены средства на выполнение предписаний надзорных органов и поддержку материально-технической базы лагеря <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петрозаводского городского округа принято решение о согласовании передачи лагеря <данные изъяты> в федеральную собственность.
ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» обратилось в <данные изъяты> с предложением о передаче лагеря <данные изъяты> в государственную собственность Российской Федерации, в настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении у <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиками не оспариваются.
Таким образом, суд установил, что имущество детского спортивно-оздоровительного лагеря <данные изъяты> находится в собственности Петрозаводского городского округа, передано в оперативное управление МУ «СШ № 2», в настоящее время решается вопрос о передаче лагеря в федеральную собственность. В бюджете Петрозаводского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ средства на финансирование работ, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности в лагере <данные изъяты>, не предусмотрены.
Прокурор настаивает на удовлетворении иска о понуждении ответчиков к выполнению предписаний надзорных органов на стадии согласования вопроса о передаче лагеря в федеральную собственность.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются, в том числе местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Проанализировав изложенные нормы права, принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд полагает требования прокурора обоснованными, однако подлежащими удовлетворению частично в связи с неразумностью обозначенных в иске сроков исполнения решения суда.
В соответствии со ст.ст. 204, 206 ГПК РФ с учетом пояснений ответчиков о реальных сроках разрешения вопросов о финансировании и проведения ремонтных работ, принимая во внимание дату постановления настоящего решения, сроки начала и окончания летнего каникулярного периода у детей, суд полагает возможным установить сроки исполнения решения суда для администрации Петрозаводского городского округа – пять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МУ «СШ № 2» - <данные изъяты> месяцев со дня поступления финансирования работ, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности в лагере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование следующих работ, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности в лагере <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>:
1). Обеспечить ширину эвакуационных выходов из жилых корпусов лагеря <данные изъяты> не менее <данные изъяты> м;
2). Обеспечить исправное состояния автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях лагеря «Старт»;
3). Обеспечить наличие исполнительной документации по системе противопожарной защиты объекта;
4). Исключить применение в спальных помещениях жилых корпусов (подкласс Ф1.1) лагеря <данные изъяты> декоративно-отделочные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2;
5). Исключить применение в жилых корпусах (подкласс Ф1.1) лагеря <данные изъяты> для отделки стен и потолка на путях эвакуации (в коридорах) декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1;
6). Исключить применение в зальном помещении здания клуба лагеря <данные изъяты> для облицовки стен и потолка декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
Обязать муниципальное учреждение «Спортивная школа № 2» в пятимесячный срок со дня получения финансовых средств на указанные работы выполнить следующие работы, необходимые для выполнения требований пожарной безопасности в лагере <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>:
1). Обеспечить ширину эвакуационных выходов из жилых корпусов лагеря <данные изъяты> не менее <данные изъяты> м;
2). Обеспечить исправное состояния автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях лагеря <данные изъяты>;
3). Обеспечить наличие исполнительной документации по системе противопожарной защиты объекта;
4). Исключить применение в спальных помещениях жилых корпусов (подкласс Ф1.1) лагеря <данные изъяты> декоративно-отделочные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2;
5). Исключить применение в жилых корпусах (подкласс Ф1.1) лагеря <данные изъяты> для отделки стен и потолка на путях эвакуации (в коридорах) декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ 1;
6). Исключить применение в зальном помещении здания клуба лагеря <данные изъяты> для облицовки стен и потолка декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2021.