63RS0039-01-2022-000901-58
2а-1406/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 мая 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1406/2022 по административному исковому заявлению Платошина Владимира Викторовича к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Платошин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка.
В обоснование заявления указано, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание – домик № 2, литер М 1, с кадастровым номером №:3236, площадью 53,1 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, №5 и нежилое здание – домик одноквартирный, литер М2 с кадастровым номером №:12884, площадью 66,7 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, № 6. Указанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером №:469, площадью 0,1250 га, с категорией земель: земли лесного фонда, лесопарковая зона, находящегося в собственности РФ. 17.11.2021 истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду. 07.12.2021 Министерством принято решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду со ссылкой на то, что участок расположен в лесопарковой зоне, в которой размещение объектов капитального строительства запрещено. С данным решением заявитель не согласен, поскольку объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, построены до введения в действие Лесного кодекса РФ, на момент строительства и ввода в эксплуатацию запрета на размещение объектов капитального строительства в лесопарковых зонах не было.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения, просит признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об отказе в предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером №:469, имеющего местоположение: <адрес>, площадью 0,1250 га; обязать административного ответчика устранить допущенное нарушения прав истца, заново рассмотреть и принять решение по его заявлению от 17.11.2021 о предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером №:469 для осуществления рекреационной деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Гусейнова Г.Г. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Объедкова И.В. иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 67-69).
Представитель заинтересованного лица ПАО «Салют» по доверенности Балашев К.А. требования административного истца поддержал, полагал их обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснил, что база отдыха ранее находилась на балансе предприятия, в последующем часть объектов недвижимости была реализована, земельный участок, на котором размещены объекты, был разделен. На основании решения арбитражного суда земельные участки, занятые объектами, принадлежащими ПАО «Салют», были предоставлены ему в аренду.
Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ФГУП «Рослесинфорг», филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект», Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ГКУ СО «Самарские лесничества» представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу представил письменные пояснения (л.д. 56-57).
Заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.1 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учетом фактического землепользования.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением лесных участков в пользование, установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 13.10.2017 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование».
Пунктом 18 Административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренной абзацем 2 пункта 10 Административного регламента, является в том числе: запрещение в соответствии с законодательством РФ осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке (подп. «г»).
Из материалов дела следует, что на основании договоров купли-продажи от 15.10.2014 административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание – домик № 2, литер М 1, с кадастровым номером №:3236, площадью 53,1 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, №5 и нежилое здание – домик одноквартирный, литер М2 с кадастровым номером №:12884, площадью 66,7 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, № 6, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 9-15, 16-18).
Указанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером №:469, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1250 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: осуществление рекреационной деятельности, находящегося в собственности РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 23-28).
17.11.2021 административный истец обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка с кадастровым номером №:469 в аренду сроком на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности.
07.12.2021 Министерством принято решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду на основании подп. «г» Административного регламента по причине того, что участок расположен в лесопарковой зоне, в которой размещение объектов капитального строительства запрещено п. 2 ст. 114 Лесного кодекса РФ.
Положениями ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Красноярского лесничества Самарской области квартал 84 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества относится к лесам, расположенным в лесопарковой зоне. Следовательно, испрашиваемый в аренду лесной участок находится в лесопарковой зоне защитных лесов.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 114 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия отказа) в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Из материалов дела следует, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером №:469, построены в 1988 году, то есть до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 г., что подтверждается техническими паспортами объектов (л.д. 31-38).
Сведений о существовании запрета на размещение объектов капитального строительства в лесопарковых зонах на момент строительства и ввода в эксплуатацию данных объектов не представлено.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действии Лесного кодекса Российской Федерации» нормы Лесного кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после дня введения в действие ЛК РФ.
Таким образом, положения ст. 114 ЛК РФ, на которую ссылается Министерство, должны применяться к вновь размещаемым объектам и не распространяются на объекты, которые были размещены в лесопарковых зонах до введения в действие ЛК РФ.
Эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается, в том числе для осуществления рекреационной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ).
Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан (ч. 1 ст. 41 ЛК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.
Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности и для этих целей испрашивается заявителем.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.12.2021 в предоставлении истцу земельного участка с кадастровым номером №:469 в аренду не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы административного истца.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предоставлении лесного участка в аренду.
То обстоятельство, что с 01.03.2022 физическим лицам не предоставляются лесные участки для осуществления рекреационной деятельности, не является основанием для отказа в иске, поскольку данное обстоятельство не являлось и не могло являться основанием для отказа в предоставлении лесного участка. Учитывая, что в настоящее время истец приобрел статус индивидуального предпринимателя, препятствия для повторного рассмотрения его заявления о предоставлении лесного участка отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Платошина Владимира Викторовича к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.12.2021 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №:469, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1250 кв.м.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области заново рассмотреть заявление Платошина В.В. от 17.11.021 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №:469, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1250 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 19.05.2022.