Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1406/2022 ~ М-594/2022 от 14.02.2022

63RS0039-01-2022-000901-58

2а-1406/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 мая 2022 года                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1406/2022 по административному исковому заявлению Платошина Владимира Викторовича к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

Платошин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка.

В обоснование заявления указано, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание – домик № 2, литер М 1, с кадастровым номером :3236, площадью 53,1 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, №5 и нежилое здание – домик одноквартирный, литер М2 с кадастровым номером :12884, площадью 66,7 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, № 6. Указанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером :469, площадью 0,1250 га, с категорией земель: земли лесного фонда, лесопарковая зона, находящегося в собственности РФ. 17.11.2021 истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду. 07.12.2021 Министерством принято решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду со ссылкой на то, что участок расположен в лесопарковой зоне, в которой размещение объектов капитального строительства запрещено. С данным решением заявитель не согласен, поскольку объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, построены до введения в действие Лесного кодекса РФ, на момент строительства и ввода в эксплуатацию запрета на размещение объектов капитального строительства в лесопарковых зонах не было.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения, просит признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об отказе в предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером :469, имеющего местоположение: <адрес>, площадью 0,1250 га; обязать административного ответчика устранить допущенное нарушения прав истца, заново рассмотреть и принять решение по его заявлению от 17.11.2021 о предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером :469 для осуществления рекреационной деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Гусейнова Г.Г. требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Объедкова И.В. иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 67-69).

Представитель заинтересованного лица ПАО «Салют» по доверенности Балашев К.А. требования административного истца поддержал, полагал их обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснил, что база отдыха ранее находилась на балансе предприятия, в последующем часть объектов недвижимости была реализована, земельный участок, на котором размещены объекты, был разделен. На основании решения арбитражного суда земельные участки, занятые объектами, принадлежащими ПАО «Салют», были предоставлены ему в аренду.

Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ФГУП «Рослесинфорг», филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект», Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ГКУ СО «Самарские лесничества» представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу представил письменные пояснения (л.д. 56-57).

Заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2).

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3).

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.1 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В силу положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учетом фактического землепользования.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Порядок рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением лесных участков в пользование, установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 13.10.2017 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование».

Пунктом 18 Административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренной абзацем 2 пункта 10 Административного регламента, является в том числе: запрещение в соответствии с законодательством РФ осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке (подп. «г»).

Из материалов дела следует, что на основании договоров купли-продажи от 15.10.2014 административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание – домик № 2, литер М 1, с кадастровым номером :3236, площадью 53,1 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, №5 и нежилое здание – домик одноквартирный, литер М2 с кадастровым номером :12884, площадью 66,7 кв.м, этажность 1, по адресу: <адрес>, № 6, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 9-15, 16-18).

Указанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером :469, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1250 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: осуществление рекреационной деятельности, находящегося в собственности РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 23-28).

17.11.2021 административный истец обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка с кадастровым номером :469 в аренду сроком на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности.

07.12.2021 Министерством принято решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду на основании подп. «г» Административного регламента по причине того, что участок расположен в лесопарковой зоне, в которой размещение объектов капитального строительства запрещено п. 2 ст. 114 Лесного кодекса РФ.

Положениями ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом Красноярского лесничества Самарской области квартал 84 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества относится к лесам, расположенным в лесопарковой зоне. Следовательно, испрашиваемый в аренду лесной участок находится в лесопарковой зоне защитных лесов.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 114 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия отказа) в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Из материалов дела следует, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером :469, построены в 1988 году, то есть до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 г., что подтверждается техническими паспортами объектов (л.д. 31-38).

Сведений о существовании запрета на размещение объектов капитального строительства в лесопарковых зонах на момент строительства и ввода в эксплуатацию данных объектов не представлено.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действии Лесного кодекса Российской Федерации» нормы Лесного кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после дня введения в действие ЛК РФ.

Таким образом, положения ст. 114 ЛК РФ, на которую ссылается Министерство, должны применяться к вновь размещаемым объектам и не распространяются на объекты, которые были размещены в лесопарковых зонах до введения в действие ЛК РФ.

Эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается, в том числе для осуществления рекреационной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ).

Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан (ч. 1 ст. 41 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности и для этих целей испрашивается заявителем.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.12.2021 в предоставлении истцу земельного участка с кадастровым номером :469 в аренду не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы административного истца.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предоставлении лесного участка в аренду.

То обстоятельство, что с 01.03.2022 физическим лицам не предоставляются лесные участки для осуществления рекреационной деятельности, не является основанием для отказа в иске, поскольку данное обстоятельство не являлось и не могло являться основанием для отказа в предоставлении лесного участка. Учитывая, что в настоящее время истец приобрел статус индивидуального предпринимателя, препятствия для повторного рассмотрения его заявления о предоставлении лесного участка отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Платошина Владимира Викторовича к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.12.2021 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером :469, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1250 кв.м.

Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области заново рассмотреть заявление Платошина В.В. от 17.11.021 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером :469, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1250 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 19.05.2022.

2а-1406/2022 ~ М-594/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Платошин В.В.
Ответчики
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Другие
ГКУ СО "Самарские лесничества"
АО "Салют"
ФГУП "Рослесинфорг"
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Федеральное агентство лесного хозяйства Рослесхоз
Филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.02.2022Регистрация административного искового заявления
14.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.03.2022Предварительное судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело оформлено
28.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее