дело №2-395/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с.Выльгорт 31 мая 2019 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова С.А. к администрации муниципального образования сельского поселения «Часово», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Иванов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Часово» о признании в порядке наследования права собственности на земельный участок площадью 1230 кв.м., расположенный по адресу: Сыктывдинский район, <адрес> В обоснование заявленных требований указано, что истец на основании завещания в порядке наследования после смерти О.., приходящейся истцу тетей, приобрел право собственности на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу. При этом вопрос о судьбе земельного участка разрешен не был. Умершей на праве фактического пользования принадлежал земельный участок площадью 630 кв.м., тогда как фактически О.. использовался земельный участок площадью 1230 кв.м. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Иванов С.А. обратился в суд с настоящим иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03.04.2019 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Истец Иванов С.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель соответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Кашкар Ю.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями выразила согласие, указав, что по данным похозяйственных книг в пользовании О. находился земельный участок площадью 630 кв.м., а не 1230 кв.м., в связи с чем, отсутствуют основания для признания за истцом права собственности на земельный участок площадью 1230 кв.м.
Ответчик администрация сельского поселения «Часово», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, о причинах неявки суд не известил. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения истца и представителя соответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что после смерти О.., умершей 06.05.2012, открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми.
Из предоставленных по запросу суда материалов наследственного дела следует, что на основании завещания от 27.08.1999 О.. завещала все свое имущество, в том числе жилой дом и надворные постройки, находящиеся по адресу: п. Коччойяг Сыктывдинского района Республики Коми, – Иванову С.А.
На основании указанного завещания Иванову С.А. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию от 03.06.2013.
Спорный земельный участок по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – на котором расположен жилой дом и надворные постройки, в наследственную массу не вошел.
Судом установлено, что О. на праве фактического пользования принадлежал земельный участок площадью 630 кв.м, расположенный по адресу: д<адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – что находит свое подтверждение, в том числе и в предоставленной выписке из похозяйтвенной книги.
Согласно предоставленным по запросу суда данным сведения о правах на земельный участок по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – отсутствуют, в установленном законом порядке право собственности на земельный участок не зарегистрировано.
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что после смерти О. фактически наследственное имущество принял Иванов С.А., который использует земельный участок под садоводство и огородничество.
Определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон, является согласно абз. 3 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ одной и задач подготовки дела к судебному разбирательству. При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По наследству переходят не только уже существующие права и обязанности, но в случаях, предусмотренных законом, также права, которые наследодатель при жизни не успел юридически оформить, но предпринял необходимые меры для их получения. При разрешении вопроса о включении данного имущества или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что отсутствие регистрации права собственности на имущество в учреждении юстиции по регистрации прав само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследника, если наследодатель выразил при жизни волю на оформление правоустанавливающих документов в установленном порядке, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления указанных документов.
Таким образом, понятие наследства охватывает не только уже существующие права и обязанности, но и некие правовые образования, занимающие промежуточное положение между правоспособностью как предпосылкой к существованию права и существующим субъективным правом (обязанностью), отсутствие регистрации права собственности на имущество в учреждении юстиции по регистрации прав не лишает собственника права собственности на это имущество.
В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно п. 4 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок является одним из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Анализ приведенных выше положений земельного законодательства позволяет сделать вывод, что, несмотря на отсутствие регистрации прав на объекты недвижимого имущества, которые находились в фактическом пользовании наследодателя, указанные объекты могут быть включены в наследственную массу.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию в рамках рассмотрения настоящего спора, является установление факта нахождения у умершей О.. на праве фактического пользования земельного участка площадью 1230 кв.м., а также факта принятия указанного имущества после смерти О.. истцом Ивановым С.А.
Согласно решению исполкома Часовского сельского совета от 20.04.1966 Р. приходившемуся О. супругом, предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома в пос. Коччойяг площадью 600 кв.м.
В соответствии с предоставленной в материалы дела выпиской из похозяйственной книги от 19.02.2019 О. принадлежал на праве фактического пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 630 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми.
Как следует из предоставленных архивным отделом администрации муниципального района «Сыктывдинский» копий похозяйственных книг, по состоянию на 1972 год за домовладением, где главой хозяйства значилась О.. в п. Коччойяг числился земельный участок площадью 0,06 га и жилой дом, в период с 1973 по 1975 – земельный участок площадью 0,08 га и жилой дом, в период с 1976 по 1979 за домовладением числился земельный участок в объеме 0,03 га и жилой дом, в период с 1980 по 1982 годы – земельный участок в объеме 0,03 га и жилой дом.
В ходе рассмотрения дела истцом не оспаривалось, что умершей О. на праве фактического пользования принадлежал земельный участок площадью 630 кв.м.
В обоснование требований о необходимости признания в порядке наследования права собственности на земельный участок в объеме 1230 кв.м, истец ссылался на длительное использование умершей земельного участка в указанном объеме. При этом, Ивановым С.А. не оспаривалось, что какого-либо решения о предоставлении О.. на том или ином праве земельного участка площадью 1230 кв.м., уполномоченными на то органами не принималось.
Исходя из предоставленных в материалы дела доказательств, суд с учетом объяснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что материалы настоящего дела не содержат в себе допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о предоставлении на том или ином праве О. земельного участка в п. Коччойяг площадью 1230 кв.м.
Как разъяснено в п. 59 постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, разрешая настоящий спор, приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности спорного имущества в виде земельного участка площадью 1230 кв.О. не нашли своего подтверждения, а равно требования истца о признании за ним в порядке наследования права собственности на земельный участок площадью 1230 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Сыктывдинский район, Республика Коми, - удовлетворению не подлежат.
Необходимо отметить, что сам по себе факт длительного пользования земельным участком площадью 1230 кв.м не влечет за собой безусловное возникновение права на земельный участок в указанном объеме.
Бесспорных доказательств того, что умершая О.. является законным пользователем земельного участка заявленной площадью, суду не представлено.
С учетом изложенного, исходя из положений ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которыми суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, правых оснований для удовлетворения требований Иванова С.А. в рассматриваемом случае суд не находит.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Иванова С.А. к администрации муниципального образования сельского поселения «Часово», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок площадью 1230 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04.06.2019.
Судья Ю.В. Рачковская