Дело № 2-504/19 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.,
при секретаре Абрамовой А.Ю.,
с участием представителя истца АО «Интауголь» по доверенности – Сметаниной Н.К., представителя ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Инты» по доверенности - Витковской М.Б., третьего лица Колмыковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2019 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества «Интауголь» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Колмыковой А. В.,
установил:
Акционерное общество «Интауголь» (далее - АО «Интауголь») обратилось в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» (далее - ГУ РК «ЦЗН г. Инты») об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Колмыковой А. В..
В обоснование заявленных требований представитель АО «Интауголь» указал, что Колмыкова А.В. была уволена в связи с ликвидацией организации 12.10.2018. Ответчиком ГУ РК «ЦЗН г. Инты» 14.02.2019 было принято решение о сохранении Колмыковой А.В. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, учитывая, что Колмыкова А.В. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» в месячный срок со дня увольнения и не была им трудоустроена, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Истец полагает данное решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» необоснованным, поскольку решение не мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие исключительных обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. Также отсутствуют доказательства, указывающие на действия, предпринятые бывшим работником при содействии службы занятости и/или самостоятельно в поисках новой работы.
Представитель АО «Интауголь» в суде заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Инты» в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что Колмыкова А.В. после ее увольнения из АО «Интауголь» по п. 1 ст. 81 ТК РФ своевременно обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» и была зарегистрирована в качестве ищущей работу, признана безработной. В период состояния на учете Колмыковой А.В. осуществлялся поиск подходящей работы, работодателями на территории г. Инты вакансии, соответствующие профессиональному образованию и опыту работы Колмыковой А.В., не предоставлялись. Также Колмыкова А.В. осуществляла самостоятельный поиск работы, что подтверждено индивидуальными планами поиска работы с записями об отсутствии вакансий в организациях г. Инты. Ответчиком принято во внимание, что Колмыкова А.В. в браке не состоит, иных доходов не имеет, на ее содержании находится несовершеннолетний ребенок. Ответчик пришел к выводу, что Колмыкова А.В. социально не защищена и имеет право на получение среднего заработка, сохраняемого на 4-й месяц со дня увольнения.
Колмыкова А.В., привлеченная к участию в деле в качестве 3-его лица, в судебном заседании с иском АО «Интауголь» не согласилась, пояснила, что на ее иждивении находится ребенок, которому 16 лет. Колмыкова А.В. в разводе, бывший муж, который получает пенсию по старости и возмещение вреда по трудовому увечью, платит ребенку алименты в размере примерно 20 000 руб. После увольнения Колмыкова А.В. потратила расчетные на погашение кредитов и задолженности по ЖКУ. В последний год работы АО «Интауголь» не платило заработную плату, в связи с чем Колмыкова А.В. была вынуждена взять кредит в банке.
Выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены статьей 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ, разъяснено, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Материалами дела подтверждено, что Колмыкова А.В., работавшая в АО «Интауголь» в должности слесаря КИПиА, уволена 12.10.2018 по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
Колмыкова А.В. 09.11.2018, то есть в месячный срок со дня увольнения, обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» и была зарегистрирована в качестве ищущей работу. Приказом ответчика Колмыкова А.В. признана безработной.
Работодателем АО «Интауголь» Колмыковой А.В. при увольнении было начислено выходное пособие в размере 27 884,80 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 33 305,40 руб., единовременное вознаграждение за годы работы в угольной отрасли в размере 81 458,17 руб. Также Колмыковой А.В. был выплачен средний месячный заработок за 2-й и 3-й месяцы трудоустройства в размере, соответственно, 30 673,28 руб. и 22 307,84 руб.
С даты постановки на учет Колмыкова А.В. регулярно обращалась в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием вариантов подходящей работы, что подтверждается сведениями ГУ РК «ЦЗН г. Инты» о вакансиях (выпиской из регистра). Направлений на работу Колмыковой А.В. ответчиком не выдавалось.
Также Колмыкова А.В. предпринимала меры к самостоятельному поиску работы путем непосредственного обращения к работодателям, что подтверждается планом поиска работы, выданными Колмыковой А.В. ответчиком. Отметками работодателей в планах поиска работы подтверждено отсутствие вакансий.
По сообщению ГУ-УПФР по г. Инте Колмыкова А.В. получателем пенсии или иных социальных выплат не является. Согласно информации ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты» Колмыкова А.В. не состоит и не состояла на учете в качестве малоимущей.
Колмыкова А.В. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» с заявлением о принятии решения о сохранении за ней среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. Решением ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 14.02.2019 № 384 за Колмыковой А.В. признано право на сохранение средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения с 13.01.2019 по 12.02.2019. В качестве исключительного обстоятельства ответчик указал, что Колмыкова А.В. имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Документально подтверждено, что Колмыкова А.В. имеет сына Колмыков Д, <....> г. рождения.
В спорный период постановлением Правительства РК от 04.02.2019 № 49 установлена величина прожиточного минимума для северной зоны Республики Коми: для трудоспособного населения – 15 067 руб.; для детей – 14 856 руб. Таким образом, прожиточный минимум Колмыковой А.В. с учетом несовершеннолетнего ребенка составит в месяц 29 923 руб.
При решении вопроса о социальной защищенности Колмыковой А.В., ее материального положения, суд принимает во внимание выплаченные Колмыковой А.В. работодателем при увольнении суммы. Колмыкова А.В. при достаточной степени осмотрительности должна была предвидеть негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем. Наличие кредитных обязательств суд не может принять во внимание, учитывая, что данные обязательства возникли до увольнения Колмыковой А.В.
Со дня увольнения 12.10.2018 и по 12.02.2019 доход Колмыковой А.В. (расчет при увольнении, средний заработок за три месяца со дня увольнения) составит всего 195 629,79 руб., то есть в среднем по 48 907,45 руб. в месяц. Также следует учесть получаемые на ребенка алименты в размере примерно 20 000 руб. в месяц.
Таким образом, ежемесячный доход Колмыковой А.В. за 4-й месяц после увольнения составит в среднем 68 907,45 руб., что превышает прожиточный минимум с учетом несовершеннолетнего ребенка.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, связанных с социальной незащищенностью и отсутствием средств к существованию, позволяющих Колмыкововй А.В. претендовать на сохранение среднего заработка за 4 месяц со дня увольнения. Решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 14.02.2019 № 384 о сохранении среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения Колмыковой А.В. подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Акционерного обществу «Интауголь» удовлетворить.
Отменить решение Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» от 14.02.2019 № 384 о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Колмыковой А. В..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2019 в 14 часов 00 минут.
Судья- Н.А.Жуненко