Дело 2-122 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Мещеряковой Л.Н.
С участием прокурора Шмелева И.В.
Соистицы Крапивиной В.В.
Представителя администрации Краснокамского муниципального района Филимоновой Ж.Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Крапивиной В.В. к Администрации Краснокамского муниципального района, Правительству Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма
У с т а н о в и л :
Крапивина В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживает в общежитии учебного заведения в <адрес>. Ее мать Устюжанинова Е.И. решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении дочери. Отец Крапивин В.В., установивший отцовство, также решением суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дочери был лишен родительских прав.
Крапивина В.В. зарегистрирована по адрес <адрес>.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд в интересах Крапивиной В.В., которая достигла совершеннолетия, окончила образовательное обучение, но жилое помещение не получила, хотя в очереди как нуждающаяся с учетом статуса « лица из числа детей-сирот» стоит. Просит также обязать Правительство Пермского края перевести денежные средства для приобретения жилья Крапивиной В.В.
В судебном заседании прокурор требования поддерживал. Пояснил, что жильем Крапивина В.В. не обеспечена, а потому государство обязано выполнить свои обязательства по обеспечению жильем в соответствии с нормами федерального законодательства и закона субъекта РФ.
Крапивина В.В. требования прокурора поддержала. Суду пояснила, что была передана в приемную семью в <адрес>. Позднее приходила в квартиру по <адрес>, но там сообщили, что мама умерла, а в комнатах проживают посторонние люди. Она помнит, что когда приехали в <адрес>, мама говорила что обменяла квартиру в <адрес> на квартиру по ул.<адрес> с Сивковой, но как оказалось она их обманула.
Представитель Администрации Краснокамского муниципального района не возражала по иску. Крапивина В.В. действительно не имеет жилого помещения. Первоначально за ней закрепляли жилье по <адрес>, затем отменяли это распоряжение. В дальнейшем комната была выделена другим детям сиротам, с которыми заключен договор найма.
По сообщению органа опеки на территории <адрес> Крапивина в очереди на получение жилья не стояла, жильем не обеспечивалась.
Представитель Администрации Краснокамского городского поселения просил о рассмотрении дела без представителя, против требований не возражает.
Представитель Правительства Пермского края ( ответчик) просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, исковые требования не признает, считает, что права Крапивина В.В.. на получение жилья не приобрела. В деле нет сведений об отсутствия жилья у родителей. На каком основании имеет регистрацию по <адрес>. К тому же не согласен с требованием о норме предоставления в <данные изъяты> кв.м./ л.д.21-26/.
Представитель Министерства социального развития в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает позицию Правительства Пермского края / л.д.28/
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края также просил о рассмотрении дела без представителя. С требованием о возложении обязанности по выделению денежных средств не согласен. Полагает, Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, так как свои обязательства по выделению средств на приобретение жилья сиротам выполняет / л.д.36-38/.
Представитель Министерства финансов Пермского края в суд не явился. Просит исключить Министерство из числа третьих лиц. Средства бюджета имеет строго целевой характер, изменение возможно лишь в порядке бюджетного процесса / л.д.31-35/.
Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Крапивиной В.В. вне очереди подлежат удовлетворению.
Частью 3 ст.40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» /редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
В судебном заседании установлено, что Крапивина В.В. имеет статус сироты, так как ее родители были лишены родительских прав. К тому же Устюжанинова Е.И. – мама Крапивиной умерла ДД.ММ.ГГГГ, Крапивин В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, когда дочь еще не достигла совершеннолетия.
На основании распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ Крапивина В.В. была поставлена в очередь как нуждающаяся в улучшении жилищных условий ( во внеочередной список детей-сирот)/ л.д.13/.
В 2003г. из детского дома <адрес> девочка была передана в приемную семью Зеляковой Н.В., проживавшей сначала в <адрес>, затем в <адрес>.
Свидетель Зелякова Н.В. в судебном заседании пояснила, что она забрала Крапивину из детского дома. За все время совместного проживания жильем ее никто не обеспечивал. Они пытались узнать что-то о комнате по <адрес>, но там оказались проживающими другие лица. Пытались найти и Сивкову С.В., но не удалось.
Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ Сивкова С.В. получила в пользование комнату <данные изъяты> кв.м. в квартире по <адрес>. В квартире зарегистрировалась ДД.ММ.ГГГГ Позднее с ДД.ММ.ГГГГ в комнате были зарегистрированы Устюжанинова Е.И. и Крапивина В.В. Устюжанинова снята с учета как осужденная.
На основании поквартирной карточки следует, что на основании распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ выписана была из квартиры и Крапивина В.В.
В судебном заседании Зелякова Н.В. пояснила, что о снятии Крапивиной с регистрационного учета не знали, они меняли паспорт, им поставили прописку.
Представитель Администрации Крансокамского муниципального района также не смогла пояснить, причину выписки из квартиры Крапивиной. Также не смогла объяснить, в какой же комнате могло быть право пользования у Крапивиной. Квартира трехкомнатная.
По техпаспорту комнаты – <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м.
Из представленных документов следует, Сивковой давали право на комнату <данные изъяты> кв.м.. По акту обследования жилищных условий из дела о лишении родительских прав – Устюжанинова с дочерью проживали в комнате <данные изъяты> кв.м. По приговору суда в отношении Устюжаниновой от ДД.ММ.ГГГГ по ст.156 УК РФ Устюжанинова проживала по <адрес>.
По договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ комнаты <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м. получила в собственность Зайцева М.В. На основании распоряжения главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ эти комнаты были приобретены для предоставления семье Поздеевой, в связи с переселением из ветхого жилья.
Комната <данные изъяты> кв.м. на основании решения администрации ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена Никитиной Н.Г. в связи с переселением из ветхого жилья.
В судебном заседании не удалось установить, на каком основании комната Сивковой, перешла в пользование Зайцевой, и как оказалась свободной комната <данные изъяты> кв.м. для дальнейшего предоставления муниципалитетом.
На основании многочисленных распоряжений закрепление жилья за Крапивиной В.В. в квартире по <адрес> было отменено. Кроме того, дом по <адрес> на основании распоряжения главы от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Из решения суда о лишении родительских прав Крапивина В.В. следовало, что на ДД.ММ.ГГГГ он проживал по <адрес>./ л.д.15./ По сообщению администрации <адрес> Крапивин занимал койко-место в общежитии. По сведениям из Росреестра комната <адрес> принадлежит на праве собственности Лузениной Н.А.
Данные факты подтверждают отсутствие жилья и у Крапивина В.В. на момент его смерти.
Согласно сведений из Управления Росреестра установлено об отсутствии сведения о правах на объекты недвижимости у Крапивиной В.В. на период ДД.ММ.ГГГГ года по Пермскому краю.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что Крапивина В.В. является лицом, из числа детей-сирот, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, окончила среднюю школу, достигла 18 летнего возраста, своевременно была поставлена на учет, но жильем не обеспечена, не приобрела данного права и на иное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или собственника жилья, а потому требования об обеспечении ее жилым помещением вне очереди подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.
После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ Пермского края перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, требования к Правительству Пермского края по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Крапивиной В.В. по требованию прокурора не законны.
Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:
33 кв. м - для одиноких граждан;
42 кв. м - на семью из двух человек;
18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Руководствуясь ст,ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Крапивиной В.В. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Крапивиной В.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет администрации Краснокамского муниципального района для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Крапивиной В.В..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Теплоухова И.М.