Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-764/2023 ~ М-1-840/2023 от 16.11.2023

Дело № 2-1-764/2023

УИД 73RS0009-01-2023-000987-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Карсун Ульяновской области 13 декабря 2023 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,

при секретаре Букиной К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьянова Василия Павловича к Министерству социального развития Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Гурьянов В.П. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований истец указал, что в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года он обратился с заявлением и необходимым пакетом документов в ОГКУ СЗН Ульяновской области по Карсунскому району для заключения социального контракта в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи для приобретения сельскохозяйственных животных. ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен ответчиком об отказе в назначении денежной выплаты на основании распоряжения -о от ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращением ранее 12 месяцев с даты расторжения предыдущего контракта на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем указанное распоряжение на основании его жалобы было признано незаконным решением Карсунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного просит признать незаконным распоряжение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании истец Гурьянов В.П. и его представитель Борисов Д.Б. поддержали исковые требования по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика – Министерства социального развития Ульяновской области Фролова Е.В. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске и Гурьяновым В.П. был заключен социальный контракт на ведение личного подсобного хозяйства и ему была предоставлена государственная социальная помощь в форме единовременной денежной выплаты в 100000 рублей на развитие личного подсобного хозяйства. По условиям разработанной программы Гурьянов В.П. был обязан выполнить программу социальной адаптации, в том числе ежемесячно предоставлять в учреждение документы, подтверждающие факт ее выполнения, что истцом выполнено не было. ДД.ММ.ГГГГ истцу было направлено уведомление о прекращении предоставления государственной социальной помощи и необходимости возврата денежных средств, поскольку план мероприятий выполнен не был, отчеты о выполнении условий не предоставлялись. Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ социальный контракт с Гурьяновым В.П. расторгнут на основании п.п. 6 п. 2.24 Постановления Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П.

Представитель ответчика – ОГКУСЗН Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал.

Представитель третьего лица - УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 3 Закона Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО (ред. от 05.09.2023) «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» (принят ЗС Ульяновской области 29.08.2013) оказываемая за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается и выплачивается (предоставляется) по решению исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения, на условиях и в порядке, установленных Правительством Ульяновской области с учетом положений статей 5 и 8 - 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области» (далее – Положение).

В соответствии с 2.5 Положения государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на период от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации, разработанной в соответствии с настоящим Положением по форме согласно приложению № 7 к постановлению Правительства Ульяновской области «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области». Программа социальной адаптации разрабатывается на срок действия социального контракта, проект программы социальной адаптации утверждается на заседании муниципальной комиссии.

Согласно п. 2.6 Положения государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в целях обеспечения реализации получателем обязательных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. К таким мероприятия относятся, в том числе ведение личного подсобного хозяйства (абзац 4).

В силу 2.15 Положения основными условиями оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, предусмотренному абзацем четвертым пункта 2.6 настоящего раздела, являются: заключение социального контракта осуществляется не чаще одного раза в год сроком не более чем на 12 месяцев; наличие у заявителя и (или) членов его семьи на праве собственности, на основании договора аренды или ином законном основании земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, садового земельного участка, огородного земельного участка, земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Конечным результатом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, предусмотренному абзацем четвертым пункта 2.6 настоящего раздела, являются: регистрация гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.

На основании п. 1.16, п. 1.17 Положения решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается уполномоченным органом с учетом предложений областной и муниципальных комиссий в соответствии с настоящим Положением.

Уведомление о предоставлении государственной социальной помощи либо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, направляется заявителю учреждением в письменной форме не позднее чем через 10 календарных дней со дня обращения с заявлением и документами, которые заявитель или его представитель должны представить самостоятельно, в уполномоченный орган.

Согласно п. 2.21 Положения территориальный орган не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта заключает социальный контракт с заявителем на реализацию одного из мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего раздела, составленный по соответствующей форме согласно приложениям № 3 - 6 к постановлению Правительства Ульяновской области «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области».

В силу п. 2.24 Положения (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 21.08.2023 № 416-П) решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается уполномоченным органом и оформляется соответствующим распоряжением уполномоченного органа в случаях:

1) представления получателем недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений в ходе исполнения социального контракта;

2) выезда получателя за пределы Ульяновской области в связи с изменением места жительства;

3) нецелевого использования денежной выплаты, предоставленной на основании социального контракта;

4) утраты получателем, заключившим социальный контракт, предметом которого является обеспечение реализации мероприятий, указанных в абзацах втором, третьем или четвертом пункта 2.6 настоящего раздела, трудоспособности;

(пп. 4 в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 09.02.2023 N 68-П);

5) смерти получателя, а равно объявления его умершим либо признания его безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

(пп. 5 в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 09.02.2023 N 68-П)

6) неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, за исключением неисполнения (несвоевременного исполнения) указанных условий и (или) мероприятий по причинам, являющимся уважительными.

В случае прекращения социального контракта в связи с его неисполнением (несвоевременным исполнением) по причинам, являющимся уважительными, повторное заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть подано в любое время после даты прекращения предыдущего социального контракта. В случае прекращения социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 и 6 настоящего пункта (за исключением неисполнения (несвоевременного исполнения) социального контракта по причинам, являющимся уважительными), повторное заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть подано не ранее чем по истечении двенадцати месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта.

На основании п. 1.19 Положения решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, принимается в случаях:

1) отсутствия на дату обращения оснований для предоставления государственной социальной помощи;

2) представления сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренных настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном объеме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии с Положением о Министерстве социального развития Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/564-П (ред. от 16.11.2023) Министерство в установленном порядке осуществляет управление в сфере предоставления государственной социальной помощи и адресной материальной помощи; социальной поддержки отдельных категорий населения; социального обслуживания граждан, в том числе детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Министерство оказывает государственную социальную помощь, адресную материальную помощь.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гурьянов В.П. обратился в Департамент семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске с заявлением о предоставлении ему государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске и Гурьяновым В.П. заключен социальный контракт на ведение личного подсобного хозяйства.

Согласно условиям Программы социальной адаптации, подписанной сторонами и являющейся неотъемлемой частью социального контракта, срок ведения личного подсобного хозяйства установлен 12 месяцев, направление ведения личного подсобного хозяйства – приобретение коровы и кормов (зернофураж, сено) для развития ЛПХ и дополнительного источника дохода (от продажи молока и молочной продукции): запланированные мероприятия: консультирование по вопросам организации предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства (февраль-март 2022 г.), регистрация в налоговой в качестве самозанятого (март-апрель 2022 г.), приобретение коровы (март-апрель 2022г.), приобретение кормов (зернофураж, сено) (в течение срока действия контракта), страхование КРС (коровы) (апрель 2022 г.), проведение профилактического осмотра приобретенной коровы врачом ветеринаром, регистрация личного подсобного хозяйства в администрации муниципального образования (март-апрель 2022 г.), проведение прививочных мероприятий (в течение срока действия контракта), ежемесячный отчет по реализации молока и молочной продукции (в течение срока действия контракта).

Во исполнение социального контракта Гурьянову В.П. была предоставлена социальная помощь в размере 100000 рублей.

Распоряжением Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 6 п. 2.24 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет областного бюджета Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области», прекращено предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства Гурьянову В.П.

Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Карсунского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Этим же решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным распоряжение Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от ДД.ММ.ГГГГ в части прекращения предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства Гурьянову В.П..

В судебном заседании также установлено, что Гурьянов В.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство с заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта в виде ежемесячной денежной выплаты на ведение личного подсобного хозяйства.

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ -р с учетом предложений областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденных протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , Гурьянову В.П. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства в соответствии с п. 2.24 п.п. 6 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта ввиду того, что предыдущий контракт был прекращен ДД.ММ.ГГГГ распоряжением , а повторное обращение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть подано не ранее чем по истечении 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ Гурьянову В.П. было направлено уведомление о принятом решении.

Между тем, поскольку распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ ранее было признано незаконным решением суда, оснований для отказа Гурьянову В.П. в предоставлении государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской <адрес>, по указанным обстоятельствам у уполномоченного органа не имелось.

С учетом изложенного суд полагает, что оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства Гурьянову В.П. является незаконным.

Принимая во внимание, что Указом Губернатора Ульяновской области от 11.05.2023 № 45 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов Ульяновской области» с 1 сентября 2023 года упразднен Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске и осуществление его функций передано Министерству социального развития Ульяновской области, надлежащим ответчиком по делу следует считать Министерство социального развития Ульяновской области.

Вместе с тем требования истца к ответчику Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области также не подлежит удовлетворению, поскольку данное учреждение не уполномочено на принятие решений о предоставлении государственной социальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гурьянова Василия Павловича (паспорт ) удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ -р в части отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства Гурьянову Василию Павловичу.

В удовлетворении требований к ответчику Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (ОГРН ) отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобина

Решение в окончательной

форме принято 18.12.2023

2-1-764/2023 ~ М-1-840/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гурьянов В.П.
Ответчики
ОГКУ СЗН Ульяновской области по Карсунскому району
Департамент Министерства социального развития Ульяновской области
Суд
Карсунский районный суд Ульяновской области
Судья
Лобина Н. В.
Дело на сайте суда
karsunskiy--uln.sudrf.ru
16.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее