Судья <данные изъяты> Дело№33-1234/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2019 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.
судей Белоноговой Н.Ю., Спесивцевой С.Ю,
при секретаре Бошковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шлейхерт Е.И. – Стегния А.Б. на решение Псковского городского суда Псковской области от 06 мая 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Шлейхерт Е.И. удовлетворить частично.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить Шлейхерт Е.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период на курсах повышения квалификации с 28.01.2002 по 03.02.2002 в должности воспитателя в детском саду №70 г. Великий Новгород.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в пользу Шлейхерт Е.И. государственную пошлину в сумме 300 руб.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения Шлейхерт Е.И., объяснения представителя Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Кирилловой Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шлейхерт Е.И. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что на ее обращение от 15.06.2017 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по староста в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью решением ответчика от 26.11.2018 отказано включить в специальный стаж работы, дающей право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
- с 01.12.1991 по 12.09.1993 в должности воспитателя в ясли-саду №32 Детских учреждений ССГПО Республики Казахстан,
- с 15.09.1993 по 12.12.1997 в должности воспитателя в ясли-саду №42 завода «Казогнеупор» Республики Казахстан;
- с 28.01.2002 по 03.02.2002 прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности воспитателя в детском саду №70 города Великий Новгород.
Ссылаясь на пенсионное законодательство, Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», просила суд включить спорные периоды в специальный стаж, досрочную страховую пенсию по старости назначить с момента возникновения права - с 02.07.2017.
В судебное заседание Шлейхерт Е.И. не явилась, представитель истца по доверенности Стегний А.Б. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Кириллова Т.Н. исковые требования не признала, пояснила, что периоды работы истца в Республике Казахстан не подлежат включению в специальный стаж, поскольку льготный стаж работы истца не подтвержден компетентным органом Республики Казахстан. Поскольку работа истца в должности воспитателя в Республике Казахстан не является льготной, то она не может быть включена в специальный педагогический стаж при назначении досрочной страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Шлейхерт Е.И. – Стегний А.Б. просит об отмене решения суда в части неудовлетворенных судом исковых требований, как постановленного с нарушением норм материального права. Ссылаясь на часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 5,6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99р, заявитель считает, что периоды работы Шлейхерт Е.И. с 01.12.1991 по 12.09.1993 в должности воспитателя в ясли-саду №32 Детских учреждений ССГПО Республики Казахстан и с 15.09.1993 по 12.12.1997 в должности воспитателя в ясли-саду №42 завода «Казогнеупор» Республики Казахстан, подтвержденные справками компетентных органов, подлежат включению в специальный стаж.
В суде апелляционной инстанции Шлейхерт Е.И. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Кириллова Т.Н. считала, что решение суда не противоречит требованиям норм материального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в ред Федерального закона от 27.06.2018 №164-ФЗ).
В силу п. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что на обращения Шлейхерт Е.И. 15.06.2017 и 26.06.2018 решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточностью специального стажа.
Согласно принятым ответчиком решениям специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, на 15.06.2017 признаваемый ответчиком, составил 18 лет 11 месяцев 00 дней, на 26.06.2018 - 19 лет 11 месяцев 08 дней.
В специальный стаж пенсионным органом не включены периоды работы Шлейхерт Е.И. на территории республики Казахстан с 01.12.1991 по 12.09.1993 в должности воспитателя в ясли-саду №32 Детских учреждений ССГПО и с 15.09.1993 по 12.12.1997 в должности воспитателя в ясли-саду №42 завода «Казогнеупор» в связи с отсутствием подтверждения компетентным учреждением Республики Казахстан факта льготной педагогической работы, дающей право на досрочную пенсию.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Шлейхерт Е.И. периодов работы в Республике Казахстан.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том
числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Согласно ст. 10 Соглашения Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения. Рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Следовательно, при установлении пенсий в рамках указанного Соглашения с бывшими Республиками СССР территориальным органам Пенсионного Фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств –
участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в порядке ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в адрес Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции МЗСР по г. Астана Республики Казахстан направлен запрос о предоставлении сведений о спорных периодах работы Шлейхерт Е.И. на территории Республики Казахстан.
Факт льготной педагогической работы истца, дающей право на досрочную пенсию, компетентным органом не подтвержден.
Согласно представленной информации работа в должности воспитателя не являлась льготной по законодательству Республики Казахстан, а также с 27.07.1996 на территории Республики Казахстан институт досрочных пенсий приостановлен.
В соответствии со ст. 37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991 № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе - при стаже указанной работы не менее 25 лет.
В связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-1 с 01.01.1998 институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменен.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.01.2017 разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до 01.01.2013 либо до даты отмены института досрочной пенсии.
Вместе с тем, поскольку компетентным органом Республики Казахстан не подтвержден льготный характер выполняемой истцом работы на территории Республики Казахстан, правовых оснований для включения в специальный стаж работы истца периодов работы с 01.12.1991 по 12.09.1993 в должности воспитателя в ясли-саду №32 Детских учреждений ССГПО Республики Казахстан и с 15.09.1993 по 12.12.1997 при определении права Шлейхерт Е.И. на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на документы, подтверждающие льготный характер работы, представленные истцом, - трудовая книжка, справки работодателя, архивные справки о работе Шлейхерт Е.И. в спорные периоды воспитателем в ясли-саду Республики Казахстан, по изложенным выше основаниям на законность решения суда не влияют.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит требованиям
норм материального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 6 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шлейхерт Е.И. – Стегния А.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи Н.Ю. Белоногова
С.Ю. Спесивцева