Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре ФИО5,
с участием:
представителя истца ФИО6,
представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, ФИО4, третье лицо: Управление МВД Российской Федерации по г. Севастополю, о признании договора купли-продажи транспортного средства недействительным,
у с т а н о в и л :
В январе 2020 года истец обратился с исковым заявлением к ФИО2, ФИО4 о признании договора купли-продажи транспортного средства недействительным, исключении из базы данных МРЭО ГИБДД УМВД по г. Севастополю сведений о ФИО4, как о прежнем собственнике.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска, за 1 100 000 рублей. После обращения в МРЭО ГИБДД УМВД по г. Севастополю ему стало известно, что зарегистрировать автомобиль на его имя невозможно, поскольку он зарегистрирован на ФИО4 В базу данных МРЭО ГИБДД УМВД России по г.Севастополю были включены недостоверные сведения о ФИО4 как о прежнем собственнике транспортного средства - автомобиля <данные изъяты>, осуществившего его продажу ФИО8, а сведения о ФИО2 как действительном собственнике транспортного средства, осуществившем его продажу ДД.ММ.ГГГГ, были скрыты. Истец был введен в заблуждение ФИО2 относительно того, что именно он, а не иное лицо является собственником транспортного средства.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в заявленных требованиях.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения по сути спора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по г. Севастополю, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные в деле доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО4 был заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска. По согласованию с ФИО4 стороны оформили еще один комплект договоров купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска, в котором собственником автомобиля был указан ФИО4, а данные о покупателе, дате и месте заключения договора отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО1 был заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска.
Согласно доводам иска, ФИО1 ранее являлся владельцем этого автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска, однако очередным владельцем транспортного средства стало иное лицо, не ФИО3
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пунктов 1, 2 статьи 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В судебном заседании установлено, что спорный автомобиль на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобретен истцом ФИО1
В судебном заседании достоверно установлено, что договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска, между ФИО1 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, послуживший основанием для регистрации автомобиля на имя ФИО1, заключен не собственником автомобиля ФИО4, а иным неуполномоченным им на это лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Сделка купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 совершена с нарушением закона, а именно в отсутствие у лица, подписавшего договор купли-продажи прав на отчуждаемый автомобиль. Иных доказательств заключения сделки продажи автомобиля между указанными лицами не имеется.
Поскольку иное в судебном заседании не установлено, истец, как лицо, получивший автомобиль по возмездной и исполненной сторонами сделке, вправе требовать признания договора от 26.06.2016недействительным.
В качестве последствий применения недействительности сделки суд считает необходимым исключить сведения о собственнике автомобиля ФИО4 из регистрационных данных ГИБДД.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
-
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к ФИО2, третье лицо: ФИО4, Управление МВД Российской Федерации по г. Севастополю о признании договора купли-продажи транспортного средства недействительным – удовлетворить.
Признать недействительным договор купли продажи автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска, идентификационный номер (VIN) №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2.
Применить последствия недействительности сделки: исключить сведения о собственнике автомобиля <данные изъяты>, № года выпуска, идентификационный номер (VIN) №, ФИО4 из регистрационных данных ГИБДД на автомобиль.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья
/подпись/ О.В. Гавура
Копия верна:
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура