Судья Куриленко Р.В. Дело №21-87/2019
РЕШЕНИЕ
13 февраля 2019 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.10.2018 по делу об административном правонарушении, которым
постановление руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 24.08.2018 №01-14/77/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Министерства здравоохранения Республики Коми – без удовлетворения,
установил:
постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми Абрамовой М.Е. от 24.08.2018 №01-14/77/2018 Министерства здравоохранения Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Министерство здравоохранения Республики Коми обжаловало его в Сыктывкарский городской суд.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением судьи городского суда, Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, в связи с отсутствием вины юридического лица в неисполнении в установленный срок предписания и, соответственно, состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что Министерством были приняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение требований предписания. Так, Министерством проведены мероприятия по закупке необходимых лекарственных препаратов для обеспечения льготной категории граждан, по результатам конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проведение которых требует значительных временных затрат, заключен государственные контракты от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (лекарственный препарат «...»). Согласно реестру рецептов ФИО5 обеспечена лекарственными препаратами с международным непатентованным наименование «...» 10.07.2018, 01.08.2018 и 07.08.2018. Неисполнение предписание в указанной части в установленный им срок было вызвано наличием обстоятельств, объективно препятствующим его исполнение, а именно тем, что не состоялись закупки по причине отсутствия предложений от поставщиков. Предписание в части своевременного и бесперебойного обеспечения ФИО6 лекарственными препаратами исполнено в установленный срок - <Дата обезличена>.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, приходу к выводу о возможности его рассмотрения при имеющейся явке.
Заслушав объяснения защитника Чамашкина В.А., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.
Частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена админ6истративная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Из материалов дела следует, что Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми по фактам, изложенным в обращении граждан ФИО5, ФИО8 на основании приказа руководителя Территориального органа от 27.04.2018 №01-04/182/18 в период с 04.05.2018 по 31.05.2018 была проведена внеплановая документарная проверка Министерства здравоохранения Республики Коми. В рамках проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 31.05.2018 № 121 и выдано Министерству здравоохранения Республики Коми предписание от 31.05.2018 № 56, содержащее требование устранения выявленных в ходе проверки нарушений федерального законодательства в срок до 29.06.1018.
Согласно выданному предписанию от 31.05.2018 №56 Министерству здравоохранения Республики Коми надлежало выполнить следующие требования: 1.Организовать своевременное и бесперебойное обеспечение ФИО5. лекарственным препаратом ...» по торговому наименованию «Герцептин» с учетом потребности. 2. Организовать своевременное и бесперебойное обеспечение ФИО8 лекарственными препаратами «... с учетом потребности.
Во исполнение требований предписания предписывалось информировать территориальный орган об устранении нарушений, выполнении предписания в срок до 29.06.2018 в письменном виде, представив копии документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.
После получении информации из Министерства здравоохранения Республики Коми от 28.06.2018 №12221/01-28 с приложениями в качестве подтверждения исполнения требований предписания, на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 29.06.2018 №01-04/272/18 сотрудниками территориального органа в период с 02.07.2018 по 20.07.2018 проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований предписания от 31.05.2018 №56.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.07.2018 № 165 и протокол об административном правонарушении от 16.08.2018 №74, из которых следует, что во исполнение требования пункта 1 предписания Минздравом РК представлена информация о том, что на отсроченном обслуживании на имя гр. ФИО9 по состоянию на <Дата обезличена> находятся 4 рецепта на ... а также информация Минздравом РК сформированы заявки для закупа данного препарата, по одной из заявок закупка не состоялась в связи с отсутствием предложений от поставщиков, по другой заявке заключен контракт, ориентировочный срок поставки – 09.07.2018. По устной информации ГУП РК «ГАРК» препарат «Герцептин» отпущен пациенту 10.07.2018 в количестве 2 уп., что не соответствует фактической потребности.
В исполнение требования пункта 2 предписания Минзравом РК представлена информация, что по состоянию на 28.06.2018 на имя ФИО6 не обеспечены 4 рецепта на «...» и 1 рецепт на «...». <Дата обезличена> пациент обеспечен препаратами «... в количестве по 1 упаковке. По состоянию на <Дата обезличена> на складе имеется 11 уп. препарата «...» и 321 уп. «...», данного количества недостаточно для обеспечения всех пациентов.
Таким образом, требования предписания от 31.05.2018 №56 в установленный срок до 29.06.1018 в части пунктов 1 и 2 не исполнены в полном объеме. Нарушения обязательных требований законодательства российской Федерации продолжают иметь место.
Установив указанные обстоятельства по делу, исследовав доказательства, должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с указанием в оспариваемых решениях мотивов их принятия.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается доказательствами, которые получили оценку должностным лицом, осуществляющим государственный надзор в сфере здравоохранения, и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследованные в ходе производства по делу обстоятельства указывают, что Министерством здравоохранения РК не были приняты все достаточные и зависящие от него меры для устранения нарушений требований законодательства, указанных в пунктах 1 и 2 предписания должностного лица Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми, в связи с чем, вывод должностного лица и судьи о виновности Минздрава РК является обоснованным.
Объективную сторону правонарушения составляет неисполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Законность предписания от 31.05.2018 №56, как одного из конструктивных элементов объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений не вызывает. Факт неисполнения предписания в установленный в нем срок безусловно установлен.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом в установленный срок предписания об устранении нарушений, в том числе уведомления Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, обращения с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
В силу изложенного, доводы жалобы о принятии Министерством мер по заключению государственного контракта, проведение которых требует значительных временных затрат, и частичное обеспечение граждан необходимыми препаратами, гражданина ФИО6 <Дата обезличена>, а гражданки ФИО5 на момент проведения проверки исполнения предписания в июле 2018 года, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Министерства здравоохранения Республики Коми состава вмененного административного правонарушения и не являются основанием для отмены состоявшихся постановления должностного лица и решения судьи городского суда, поскольку в срок, установленный в предписании, нарушения не были устранены в полном объеме, не организовано своевременное и бесперебойное обеспечение указанных граждан лекарственными препаратами.
Постановление о привлечение Министерства здравоохранения Республики Коми за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми в пределах срока исковой давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Санкцией части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Административное наказание назначено Министерству здравоохранения Республики Коми в минимальном размере.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Министерством здравоохранения Республики Коми правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания его малозначительным не усматриваю, поскольку объектом вмененного административного правонарушения является доступность и получаемое пациентами качество медицинской и лекарственной помощи, что связано с безопасностью их жизни и здоровья, а также неисполнение требований государственного органа об устранении выявленных нарушений, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности данного правонарушения в сфере здравоохранения. Отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения. Правонарушение, предусмотренное частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшихся по делу постановления и решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.10.2018 оставить без изменения, жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми – без удовлетворения.
Судья