Дело (УИД) № ***RS0№ ***-76
Производство № ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года Сызранский городской суд Самарской области в составе судьи Сергеевой О.И., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца ФИО3, ответчика ФИО1, гражданское дело по иску Сызранского линейного отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации на транспорте к ФИО1 о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Сызраский ЛО МВД России на транспорте обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании материального ущерба в размере 33 603 руб. - стоимости незаконных выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам Сызранского ЛО МВД на транспорте. В обоснование заявленных требований истец указал, что с <дата> ответчик ФИО1 проходит службу в Сызранском ЛО МВД России на транспорте в должности инспектора направления анализа, планирования и учета линейного отделения полиции на станции Октябрьск Сызранского ЛО МВД России на транспорте. С <дата> переведен на должность начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Сызранского ЛО МВД России на транспорте. <дата> правами начальника УТ МВД России по ПФО было утверждено заключение служебной проверки, в результате которой были обнаружены нарушения жилищно-бытовой комиссии, которые привели к необоснованным и незаконным выплатам денежной компенсации и причинили ущерб Сызранскому ЛО МВД России на транспорте в размере 1 523 223,32 руб. Анализ материалов, собранных в ходе проведения служебной проверки, показал, что в 2020-2021г.г. членами жилищно-бытовой комиссии систематически допускались нарушения требований ч.ч. 2 и 4 ст. 8 Федерального закона от <дата> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п.п. 2, 4 и 9 Правил выплаты денежной компенсации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № *** от <дата>. Решения жилищно-бытовой комиссии о выплате денежной компенсации сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте принимались без наличия решения об отказе в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с его отсутствием, без учета наличия условий, установленных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о признании сотрудника не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы, надлежащим образом не изучены представленные документы, подтверждающие обоснованность выплаты. Решения членами жилищно-бытовой комиссии принимались единогласно, без особого мотивированного мнения членов комиссии. ФИО1 входит в состав жилищно-бытовой комиссии Сызранского ЛО МВД России на транспорте и принимал участие в рассмотрении рапортов и документов, представляемых сотрудниками. По результатам проведенной проверки было принято решение о наложении в отношении ФИО1 дисциплинарного взыскания, однако в связи с тем, что с момента дисциплинарного проступка прошло более 6-ти месяцев, сделать это не представилось возможным. Также было принято решение о привлечении ФИО1 к материальной ответственности в размере 1-го оклада денежного содержания в размере 33 603 руб. Результаты служебной проверки ФИО1 не обжаловались. От добровольного возмещения ущерба он отказался, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с данным иском
В судебном заседании представитель истца Сызранского ЛО МВД России на транспорте по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержал, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы, просил об их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании относительно требований истца возражал, полагает, что являясь членом жилищно-бытовой комиссии, несмотря на то, что была нарушена процедура выплаты денежной компенсации сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте, материального ущерба он не нанес, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № *** «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» отражено, что при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.
В силу ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
Судом установлено, что <дата> между Сызранским ЛО МВД России на транспорте и ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, по должности инспектора направления анализа, планирования и учета линейного отделения полиции на, станции Октябрьск Сызранского ЛО МВД России на транспорте.
<дата> со ФИО1 заключено дополнительное соглашение об изменении условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, с <дата> по должности начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Сызранского ЛО МВД России на транспорте.
Приказом начальника УТ МВД России по ПФО от <дата> № *** л/с ФИО1 назначен на должность начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Сызранского ЛО МВД России на транспорте.
Приказом начальника Сызранского ЛО МВД России на транспорте № *** от <дата> создана жилищно-бытовая комиссия Сызранского ЛО МВД России на транспорте в составе: председателя комиссии – начальника тыла ФИО4, заместителя председателя комиссии – начальника штаба ФИО5; членов комиссии: начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции – ФИО1, начальника отделения по работе с личным составом – ФИО6, главного бухгалтера – ФИО7, юрисконсульта правового направления – ФИО3; секретаря комиссии – начальника склада (вещественных доказательств) ФИО8
Также указанным приказом было утверждено положение о жилищно-бытовой комиссии Сызранского ЛО МВД России на транспорте, которым установлено, что ЖБК создается приказом Сызранского ЛО МВД России на транспорте в количестве 5-8 человек в составе: председателя комиссии и членов комиссии (п. 3).
Руководство ЖБК осуществляет председатель, а на время его отсутствия – заместитель председателя ЖБК (п. 11).
Решение ЖБК считается правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей ее членов (п. 10).
Решения принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов голос председательствующего на заседании ЖБК является решающим (п. 13).
Члены ЖБК имеют право указывать в протоколе заседания ЖБК свое особое мотивированное мнение по принятому решению (п. 14).
Судом установлено, что ФИО1 входит в состав жилищно-бытовой комиссии Сызранского ЛО МВД России на транспорте и принимал участие в рассмотрении рапортов и документов, представляемых сотрудниками Сызранского ЛО МВД России на транспорте, для принятия решения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Решение о предоставлении денежной компенсации за наем (поднаем) живого помещения сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте принимаются на заседаниях жилищно-бытовой комиссии.
Решения жилищно-бытовой комиссии о выплате денежной компенсации сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте без наличия решения об отказе в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с его отсутствием, без учета наличия условий, установленных ч. 2 ст. 8 Федерального закона о признании сотрудника не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы, принимались с нарушениями действующего законодательства Российской Федерации при непосредственном участии ФИО1 как члена жилищно-бытовой комиссии Сызранского ЛО МВД России на транспорте.
Заседания жилищно-бытовой комиссии, на которых решался вопрос о назначении денежных компенсаций сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте проводились при непосредственном участии ФИО1 как члена комиссии и оформлялись соответствующими протоколами заседаний, которые подписывались членами комиссии, тем самым последние подтверждали свое согласие с принятым решением.
Анализ материалов, собранных в ходе проведения служебной проверки, показал, что в 2020-2021 г.г. членами жилищно-бытовой комиссии систематически допускались нарушения требований ч.ч. 2 и 4 ст. 8 Федерального закона от <дата> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п.п. 2, 4 и 9 Правил выплаты денежной компенсации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № *** от <дата>. Решения жилищно-бытовой комиссии о выплате денежной компенсации сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте принимались без наличия решения об отказе в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с его отсутствием, без учета наличия условий, установленных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о признании сотрудника не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы, надлежащим образом не изучены представленные документы, подтверждающие обоснованность выплаты.
Указанные обстоятельства подтверждены соответствующим заключением по результатам проведения служебной проверки, утвержденным и согласованным <дата>, стороной ответчика указанное заключение не оспорено.
<дата> правами начальника УТ МВД России по ПФО генерал-майора полиции ФИО9 было утверждено заключение служебной проверки, в результате которой обнаружились нарушения жилищно-бытовой комиссии, которые привели к необоснованным и незаконным выплатам денежной компенсации и причинили ущерб Сызранскому ДО МВД России на транспорте на общую сумму 1 523 223,32 руб.
По результатам проведенной проверки было принято решение о наложении в отношении ФИО1 дисциплинарного взыскания, однако в связи с тем, что с момента дисциплинарного проступка прошло более 6-ти месяцев, сделать это не представилось возможным. Также было принято решение о привлечении ФИО1 к материальной ответственности в размере 1-го оклада денежного содержания 33 603 руб. Результаты служебной проверки ФИО1 не обжаловались. От добровольного возмещения ущерба он отказался, что подтверждается соответствующим его заявлением от <дата>.
При установленных обстоятельствах, оценивая в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд, принимая во внимание, что нарушения жилищно-бытовой комиссии, которые привели к необоснованным и незаконным выплатам денежной компенсации и причинили ущерб Сызранскому ЛО МВД России на транспорте в размере 1 523 223,32 руб. выражались в незаконно принятых решениях жилищно-бытовой комиссии, когда как указанные решения принимались председателем комиссии, его заместителем и членами комиссии большинством голосов, которым являлся ФИО1
Заседания жилищно-бытовой комиссии, на которых решался вопрос о назначении денежных компенсаций сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте проводились при непосредственном участии ФИО1 как члена комиссии и оформлялись соответствующими протоколами заседаний, которые подписывались членами комиссии, тем самым последние подтверждали свое согласие с принятым решением.
На основании решений принимаемых на заседании жилищно-бытовой комиссии при непосредственном участии ФИО1 издавались приказы Сызранского ЛО МВД России на транспорте, которыми устанавливались выплаты денежных компенсаций за наем (поднаем) Сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации, чем причинен материальный ущерб истцу в размере 1 523 223,32 руб.
К доводам ответчика о том, что несмотря на то, что была нарушена процедура выплаты денежной компенсации сотрудникам Сызранского ЛО МВД России на транспорте, материального ущерба он не нанес, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют, суд относится критически, поскольку заключением по результатам проведения проверки от <дата> выявлены иные нарушения выдачи денежной компенсации сотрудникам ЛО МВД.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Сызранского линейного отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации на транспорте к ФИО1 о возмещении ущерба подлежат удовлетворению в полном объеме, взыскав с ответчика сумму причиненного ущерба в размере 33 603 руб.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сызранского линейного отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации на транспорте удовлетворить.
Взыскать со ФИО1, * * * возмещение ущерба в размере 33 603 рубля.
Взыскать со ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата>.
Судья О.И. Сергеева