Дело № 2-54/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградский области
В составе председательствующего Пешковой Т.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 22 января 2016 года гражданское дело по иску Комитета экономики <адрес> к ФИО1 о взыскании субсидии подлежащей возврату в бюджет,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет экономики <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании субсидии подлежащей возврату в бюджет.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций <адрес> (в настоящее время переименовано в комитет экономики <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № -ОД "О внесении изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД" и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес>") с запросом на предоставление государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям в рамках Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-МБ-13 бюджету <адрес> из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, была представлена субсидия в соответствии с утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в <адрес>» на 2013-2017 годы» долгосрочной областной целевой программой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в <адрес>» на 2013-2017 годы.
С целью получения субсидии ИП главой КФХ ФИО1 в министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций <адрес> были представлены документы, предусмотренные разделами 1 и 8 Положения, а также сведения, подтверждающие произведенные им затраты в размере 370 000 руб. на приобретение комбайна в рамках проекта «Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по выращиванию озимой пшеницы».
По результатам рассмотрения запроса на предоставление государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям, представленного ИП главой КФХ ФИО1, комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства <адрес> принято решение о возмещении ему части затрат (предоставлении субсидии) по проекту «Развитие крестьянского
(фермерского) хозяйства по выращиванию озимой пшеницы» по мероприятию «Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям», как заявителю, соответствующему требованиям Положения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно протоколу заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и составленному на его основании сводному реестру субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на перечисление субсидии №/Н, субсидия в сумме 300 000 руб. 00 коп. подлежала выплате ИП главе КФХ ФИО1 за счет поступивших в областной бюджет средств федерального бюджета.
В соответствие пункту 15.5 Положения ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Комиссии министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций <адрес> заключило соглашение с ИП главы КФХ ФИО1 №/н-32 о предоставлении субсидии.
Субсидия в размере 300 000 руб. 00 коп. была перечислена на счет ИП главы КФХ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением №.
В рассматриваемом случае предоставление и порядок возврата субсидий регулирует указанное выше Положение о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденное постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> п.п. «о» п. 1.5 Положения (в редакции, действующей на момент подачи заявления на предоставление субсидии) субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обязуются:
осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двух лет с момента получения субсидии или произвести возврат субсидии в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии;
сообщать в Министерство информацию о смене места ведения предпринимательской деятельности и (или) планируемой ликвидации;
в течение двух лет после получения субсидии ежегодно, не позднее 01 апреля отчетного года, представлять в Министерство сведения об основных показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с пояснительной запиской о результатах деятельности и анкету получателя поддержки.
Подпунктом «в» пункта 16.5 Положения (в редакции, действующей на момент подачи заявления на предоставление субсидии) установлено, что субсидия подлежит возврату в областной бюджет заявителями в случае принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
Кроме того, при подаче документов на получение субсидии ИП главой КФХ ФИО1 было подписано обязательство об осуществлении предпринимательской деятельности в течении двух лет с момента получения субсидии или по возврату субсидии, в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения двух лет с момента получения субсидии.
Сообщения о прекращении предпринимательской деятельности от ФИО1 в комитет экономики <адрес> не поступало.
Разделом пунктом 16.6 Положения установлен возврат средств бюджета получателем субсидии в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате средств бюджета.
В соответствием с Положением о комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии, на котором рассматривался, в том числе, вопрос о возврате полученной субсидии ФИО1
Комиссия постановила обязать ФИО1 произвести возврат полученной субсидии в размере 300 000 руб. 00 коп. в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате полученной субсидии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
Уведомление о возврате средств бюджета № было направлено в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Письмо получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».
До настоящего времени субсидия в бюджет <адрес> не возвращена.
Просит взыскать с ФИО1 300 000 рублей в пользу комитета экономики <адрес> подлежащей возврату в областной бюджет субсидии.
Представитель истца - комитета экономики <адрес> в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представила заявление, в котором просит рассмотреть дела без его участия, исковые требования поддерживает.
Ответчик – ФИО1, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещен надлежащим образом, в суд предоставил заявление об отложении судебного заседания.
Определением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства отказано.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ИП глава КФХ ФИО1 обратился в министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций <адрес> (в настоящее время Комитет экономики <адрес>) с запросом на предоставление государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям, в рамках Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-п.
Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № -ОД "О внесении изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД" и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес>" переименовано в комитет экономики <адрес>.
Пункт 1.1 Положения определяет условия, критерии и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших на эти цели в областной бюджет из федерального бюджета, на территории <адрес> субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 1.4 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках бюджетных ассигнований осуществляет главный распорядитель средств бюджета – министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций <адрес> в соответствии с бюджетной росписью.
С целью получения субсидии ИП глава КФХ ФИО1 в министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций <адрес> были представлены документы, предусмотренные разделами 1 и 8 Положения, а также сведения, подтверждающие произведенные им затраты на покупку комбайна в размере 370000 рублей в рамках проекта «Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по выращиванию озимой пшеницы».
В соответствии с пунктом 8.2 Положения размер субсидии составляет не более 300000 рублей на одного заявителя и определяется из расчета 85 процентов произведенных заявителем затрат.
По результатам рассмотрения запроса на предоставление государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям, представленного ИП главой КФХ ФИО1, комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства <адрес> принято решение о возмещении ему части затрат (предоставлении субсидии) по проекту Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по выращиванию озимой пшеницы» по мероприятию «Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям», как заявителю соответствующему требованиям Положения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно протоколу заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и составленному на его основании сводному реестру субъектов малого и среднего предпринимательства на перечисление субсидии №/Н, субсидия в сумме 300000 рублей подлежала выплате ИП главе КФХ ФИО1 за счет средств, поступивших на эти цели в областной бюджет из федерального бюджета.
Субсидия в размере 300000 рублей была перечислена на счет ИП главы КФХ ФИО1 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В рассматриваемом случае предоставление и порядок возврата субсидий регулирует указанное выше Положение о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденное постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно п.п. «о» п. 1.5 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обязуются:
осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двух лет с момента получения субсидии или произвести возврат субсидии в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии;
сообщать в Управление информацию о смене места ведения предпринимательской деятельности и (или) планируемой ликвидации;
в течение двух лет после получения субсидии ежегодно, не позднее 01 апреля отчетного года, представлять в Управление сведения об основных показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с пояснительной запиской о результатах деятельности и анкету получателя поддержки.
Подпунктом «в» пункта 16.5 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) установлено, что субсидия подлежит возврату в областной бюджет заявителями в случае принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
Кроме того, при подаче документов на получение субсидии ИП главой КФХ ФИО1 было подписано обязательство об осуществлении предпринимательской деятельности в течении двух лет с момента получения субсидии или по возврату субсидии, в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
В соответствии с требованиями п. 16.3 Положения Комитетом проведены мероприятия по выборочной проверке осуществления предпринимательской деятельности, достоверности сведений, представленных получателями субсидий, на предмет соблюдения норм, определенных Положением.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП глава КФХ ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения 2 лет с момента получения субсидии.
Сообщения о прекращении предпринимательской деятельности от ФИО1 в Комитет не поступало.
Разделом пункта 16.6 Положения установлен возврат средств бюджета производится получателем субсидии в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате средств бюджета.
В соответствии с Положением о комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии, на котором рассматривался, в том числе, вопрос о возврате полученной субсидии ФИО1
Комиссия постановила обязать ФИО1 произвести возврат полученной субсидии в размере 300000 рублей в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате полученной субсидии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
Уведомление о возврате средств бюджета № было направлено в адрес ФИО3 заказным письмом с уведомлением о вручении.
П.п. «о» п. 1.5 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии ) предусмотрено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обязуются сообщать в Управление информацию о смене места ведения предпринимательской деятельности.
Информации о наличии иного адреса, смене адреса, а также о каких-либо изменениях местонахождения или смене места ведения предпринимательской деятельности ФИО1 в Комитет не поступало.
До настоящего времени субсидия в бюджет <адрес> не возвращена.
В силу пункта 16.7 Положения в случае отказа получателя от добровольного возврата субсидии организация работы по взысканию средств бюджета осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.12 Положения о комитете экономики <адрес> утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Таким образом, комитет экономики <адрес>, взыскивая с ФИО1. подлежащую возврату в областной бюджет субсидию, выступает от имени и в интересах <адрес>.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, судебные расходы, согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ должны быть взысканы с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6200 рублей.
На основании изложенного, 309, 310 ГК РФ, 78 БК РФ, Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-п и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета экономики <адрес> к ФИО1 о взыскании подлежащей возврату в бюджет субсидии - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Комитета экономики <адрес> денежные средства, выплаченные в качестве субсидии, в размере 300000 (триста тысяч) рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 6200 (шесть тысяч двести) рублей.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд, через суд вынесший решение.
Председательствующий:подпись.
Копия верна.
Судья Т.Н. Пешкова