УИД 63RS0№-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Безденежного Д.В.
с участием:
административного истца – Серова О.В.,
представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области – Яловой Ю.В. и Кладчикова М.Ю.,
помощника прокурора Ставропольского района Самарской области – Спириной А.В.,
при секретаре Дзанаевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2376/2020 по административному исковому заявлению Серова Олега Валериевича к Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о признании решения Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области административное исковое заявление к Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о признании решения Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области незаконным.
Требование мотивировано тем, что 07.07.2020г. в установленном законом порядке истец представил в Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10, все необходимые документы о выдвижении его в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области.
03.08.2020г. административным истцом представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Собрания представителей с<адрес>
12.08.2020г. решением Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10 за №113/43 Серову О.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области, по основаниям, установленным подпунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», а именно - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, поскольку 1 подпись избирателя, содержащаяся в представленных им подписных листах, признана недействительной.
Административный истец полагает, что все подписи, представленные в территориальную избирательную комиссию содержат все необходимые данные и осуществлены непосредственно самими избирателями без нарушений даты внесения подписи, и не противоречат пп. «н», п. 6.4. ст. 38 ФЗ РФ от 12.07.2002 г. № 67-ФЗ, поскольку имеется дописка цифры в одном из подписных листов.
Поскольку обжалуемое решение ТИК нарушает право Серова О.В. быть избранным в депутаты представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района <адрес> он был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 12 августа 2020 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения <адрес> <адрес> Серова Олега Валериевича».
Определением Ставропольского районного суда <адрес> от 07.08.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия <адрес>.
Административный истец Серов О.В., в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив суду, что датой постановки подписи избирателем ФИО6 была указано дата ДД.ММ.ГГГГ, а именно дата, которой он как лицо осуществлявшим сбор подписей избирателей и удостоверил её. Однако в последующем, не известными ему лицами, в не известное время перед цифрой «9», была проставлена цифра «2», которая визуально не соответствует другим аналогичным цифрам «2», в дате указанной избирателем «2020», что и повлекло признания голоса не действительным. Обратиться в установленный законом десятидневный срок с момент принятия ДД.ММ.ГГГГ решения административным ответчиком, он не смог, поскольку, его копию получил только ДД.ММ.ГГГГ при личном обращении в ТИК <адрес>, при том, что копию решения административный ответчик обязан был вручить в течение суток с момента принятия данного решения, а извещения о заседании ТИК ДД.ММ.ГГГГ он не получал.
Представители административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии <адрес> просили отказать в удовлетворении требований, пояснив, что по обращению кандидата в депутаты Серова О.В. была проведена проверка, в результате которой установлено нарушение, а именно тот факт, что избирателем ФИО6 указана дата подписи ДД.ММ.ГГГГ, в то время как дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а также кандидатом Серовым О.В., указана ДД.ММ.ГГГГ, что послужило основанием для признания данной подписи избирателя ФИО7 недействительной на основании подпункта «Н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, в связи с чем на основании пункта 8 части 1 статьи 37 Закона Самарской области №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата), Серову О.В. было отказано в регистрации в кандидаты в депутаты Собрания представителей <адрес>. Полагают, что действия Комиссии является законным и оснований для удовлетворения требований не имеется. Дополнительно представителями указано на пропуск административным истцом срока на обжалования принятого ДД.ММ.ГГГГ решения ТИК Ставропольского района Самарской области.
Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, до начала судебного заседания представил письменный отзыв, согласно которому просит о рассмотрении дела в его отсутствие, полагает, что нарушение требований закона и прав административного истца со стороны административного ответчика отсутствуют.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
Прокурор Ставропольского района Самарской области, в лице помощника прокурора Ставропольского района Спириной А.В., давшая заключение по настоящему делу в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Выслушав стороны, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 07.07.2020г. в установленном законом порядке административный истец представил в Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №, все необходимые документы о выдвижении её в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области.
03.08.2020г. истцом представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Собрания представителей с.п. Большая Рязань, в том числе уведомление об отсутствии изменений в сведениях, указанных в ранее предоставленных документах, в том числе и 10 подписных листов с подписями избирателей в поддержку его выдвижения на 10листах, сброшюрованных в одну папку.
Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 31.12.2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», территориальная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № пришла в выводу об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области Серова О.В.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ кандидат может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Пунктом 6 статьи 76 ФЗ РФ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, в том числе и по заявлению кандидата если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Административный истец Серов О.В., являясь кандидатом, полагает, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение является незаконным.
Суд не может согласиться с доводами административного истца по следующим основаниям.
Все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные Федеральные законы, Конституции (уставы), Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2). Эти конституционные нормы корреспондируют положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "b" статьи 25), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1).
Согласно п. «д» ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как установлено судом, 03.08.2020г. истцом было представлено в избирательную комиссию для регистрации кандидатом 10 подписей избирателей, оформленных на 10-ти листах в одной папке.
11.08.2020г. рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области без участия Серова О.В., в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата.
По итогам проверки подписных листов члены рабочей группы составили итоговый протокол проверки подписных листов, предоставленных кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области, в котором сделали вывод, что имеются основания, предусмотренные пп. «н» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ для признания 1 из представленных им 10 подписей избирателей недействительными, а именно в связи с её внесением позднее заверения подписанного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, и заверения подписного листа кандидатом.
12.08.2020г. Избирательной комиссией Ставропольского района Самарской области принято решение №113/43 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области Серову Олегу Валериевичу.
Суд приходит к выводу, что данное решение является обоснованным.
Согласно пп. «н» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
В данном конкретном случае судом установлено, что в подписном листе избирателя ФИО7, в графе «Дата внесения подписи» указано – «29.07.2020.», при том, что датой заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и кандидатом указаны – «09.07.2020г.».
Доводы Серова О.В. о том, что цифра «2» была дописана неизвестным лицом в неизвестное время, отклоняется судом, как без основательные и не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, при том, что датой составления крайнего подписного лица является 02.08.2020 года, та же дата, что и дата составления протокола об итогах сбора подписей избирателей.
Также суд не находит оснований для признания незаконным решения административного ответчика, в следствие ненадлежащего извещения Серова О.В. о проведении проверки документов, представленных кандидатом 11.08.2020 года и не вручение на следующий день копии принятого решения.
Так, согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанного лица на свои заседания.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 февраля 2014 года N 223-О также указано, что выдвинутый, но еще не зарегистрированный кандидат вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации этого кандидата.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не извещение кандидата о заседании избирательной комиссии не предусмотрено в качестве основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты).
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
В части 7 указанной статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прямо указано, что срок на подачу административного иска, установленный, в том числе, частью 4 названной статьи Кодекса, не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска.
Административный иск, в котором Серов О.В. оспаривает решение избирательной комиссии от 12 августа 2020 года, подан в суд согласно штемпелю на почтовом конверте 04 сентября 2020, т.е. с пропуском процессуального срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который не подлежит восстановлению.
В соответствии с частью 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Суд с учетом изложенного выше полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований – отказать.
Руководствуясь ст.ст. 62, 140, 175, 239-244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Серова Олега Валериевича к Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о признании решения Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме принято – 08.09.2020г. в 20.00 час.
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна:
Судья