Решение по делу № 2-2081/2016 от 12.07.2016

Дело № 2-2081/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Вежниной Н.А.

при секретаре Суровицыной А.А.

с участием представителя истца Судомойкиной З.В.,

представителя ответчиков УПФР в городе Инте Республики Коми, ГУ – Пенсионный фонд Российской Федерации Букаровой З.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта Республики Коми 31 августа 2016 года дело по иску Скаржинского Ю.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ периода службы в рядах Советской Армии, перерасчете трудовой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии с учетом индексации, взыскании расходов по оплате юридических услуг,

УСТАНОВИЛ:

Скаржинский Ю.В. обратился в суд с иском к ответчику о включении в стаж на соответствующих видах работ периода его службы в рядах Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии с __.__.__ с учетом включения в специальный стаж вышеуказанного периода и валоризации расчетного пенсионного капитала с __.__.__, приравнять данный период к стажу работ по списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481, взыскать недополученные суммы пенсии с __.__.__ с учетом индексации на день рассмотрения дела в суде, взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере <....> руб. В обоснование исковых требований указал, что на период прохождения службы в Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления права в области пенсионного обеспечения. При назначении пенсии специальный стаж для расчета пенсии определен ответчиком без учета периода службы в рядах Советской Армии, с чем истец не согласен.

Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием своего представителя (л.д. 3 оборот).

Представитель истца в судебном заседании требования поддержала, на иске настаивала.

Представитель ответчиков – УПФР в городе Инте Республики Коми, ГУ – Пенсионный фонд Российской Федерации по доверенности Букарова З.Г. в судебном заседании требования не признала. В обоснование позиции по делу пояснила, что с __.__.__ трудовая пенсия по старости Скаржинскому Ю.В. выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации на основании справки по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Пенсионное дело Скаржинского Ю.В. находится на учете в УПФР в городе Инте Республики Коми. В целях реализации пункта 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установившие порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также перечень периодов, которые помимо непосредственной работы подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ: время оплачиваемого вынужденного прогула, время перевода беременной женщины на другую работы, ежегодные отпуска и т. п. Включение в стаж на соответствующих видах работ периодов службы в составе Вооруженных сил СССР ни Федеральным законом № 173-ФЗ, ни Постановлением № 516 не предусмотрено. Вместе с тем Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 № 70 было утверждено Разъяснение от 17.10.2003 № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона №173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). При этом изложенный порядок подсчета стажа применялся в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (часть 2 пункта Разъяснения Минтруда России № 4). На день отмены Положения № 590 (на 01.01.1992) истцом выработано: общий стаж — <....> (в льготном исчислении); специальный стаж (работа по Списку № 1) — <....> (в льготном исчислении). Тогда как необходимый для установления пенсии на льготных условиях общий стаж составляет 20 лет, специальный стаж — 10 лет (пункт 16 «а» Положения № 590). С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с положениями части 8 статьи 13 и части 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на страховую пенсию в соответствии со статьями 30 и 32 данного Федерального закона в указанный стаж включаются все периоды работы и (или) иной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). В этой связи периоды работы и (или) иной деятельности застрахованного лица могут включаться в страховой стажа и стаж на соответствующих видах работ последовательно, с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работы (деятельности) без выполнения каких либо дополнительных условий. Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 18 и пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера пенсии (в том числе назначенных до __.__.__) исходя из стажа на соответствующих видах работ может осуществляться на основании заявления с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения. С заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом приравнивания к стажу на соответствующих видах работ периода службы в Армии в период с __.__.__ по настоящее время истец не обращался. Соответственно, оснований для перерасчета размера его пенсии, у УПФР в городе Инте Республике Коми не имелось. Кроме этого, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Скаржинского Ю.В. о приравнивании периода службы в Армии к периодам работы в профессиях, предусмотренных Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481. Истец является получателем пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а Список № 481 к этому виду пенсии не применяется. Также представитель УПФР в городе Инте Республики Коми не признала требований в части индексации недополученных сумм пенсии и расходов на оплату услуг представителя, так как заявленный размер понесенных расходов является завышенным и не соответствующим принципу разумности.

Заслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела и оценив добытые доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Скаржинскому Ю.В. __.__.__ назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст. 29 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Пенсия по этому основанию назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В соответствии со ст. 29 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера…» № 4520-1 от 19 февраля 1993 года, а впоследствии ст. 28.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по подпунктам 1-10 пункта 1 статьи 27 страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст уменьшается на 5 лет.

Оценка пенсионных прав истца с момента назначения трудовой пенсии была произведена с учетом стажа на соответствующих видах работ по Списку №__.

Из копии трудовой книжки истца, копии военного билета, копии справки военного комиссариата следует, что Скаржинский Ю.В. в период с __.__.__ по __.__.__ проходил службу в рядах Советской Армии по призыву; __.__.__ принят на работу <....> на шахту "<....>" производственного объединения "Интауголь".

В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Положение от 03.08.1972 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ".

Постановлением Конституционного суда РФ от 06.03.2003 №107-О разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.

В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 №2-808-7, в соответствии с которыми недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).

Истец как до призыва в ряды Советской Армии, так и после демобилизации, работал электрослесарем подземным на шахтах производственного объединения "Интауголь". Работа в указанной профессии давала истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по ранее действовавшему законодательству и учтена ответчиком истцу в стаж работы с вредными условиями труда (Список №1). Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца на достойное пенсионное обеспечение, на которое он мог бы рассчитывать.

Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение спорных периодов службы истца в армии в специальный стаж электрослесаря подземного при условии работы в данной должности после учебы и до службы в рядах Советской Армии, либо после окончания этого периода, суд приходит к выводу о необходимости включения периода прохождения службы в рядах Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ в стаж истца по Списку №__ работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет.

В связи с тем, что у истца на __.__.__ имелся стаж работы на подземных видах работ, работах с вредными условиями труда <....>, то спорный период подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ без ограничения, установленного п.109 Положения от 03.08.1972.

Пленум Верховного суда Российской Федерации в абзаце 7 пункта 14 Постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволяющего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечений граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

«Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 г. № 590, утверждалось в целях реализации Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях».

Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» фактически утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. постановлено не применять на территории РСФСР Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» в связи с введением в действие Закона РСФСР № 340-1 от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», который в силу статьи 130 Закона № 340-1, водится в действие в части разрешения вопросов, связанных с пенсионным обеспечением граждан по аналогичным правоотношениям, с 01 января 1992 г.

Учитывая, что иных нормативных актов, свидетельствующих о том, что Положение от 03 августа 1972 г. № 590 прекратило свое действие до 01 января 1992 г., не имелось, то указанное Положение действовало до этого момента.

Учитывая, что период военной службы имели место до 1992 г., Положение № 590 в полной мере распространяло свое действие на истца.

Определением суда исковые требования Скаржинского Ю.В. о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с __.__.__ с учетом включения в специальный стаж периода службы в Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ и валоризации расчетного пенсионного капитала с __.__.__, взыскании недополученных сумм пенсии с __.__.__ с учетом индексации на день рассмотрения дела в суде, расходов по оплате юридических услуг в размере <....> руб. выделены в отдельное производство.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Скаржинским Ю.В. право на включение в стаж, предусмотренный Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481 периода службы в Советской Армии с __.__.__ по __.__.__.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа "Инта" в размере <....>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено __.__.__.

Судья- Н.А. Вежнина

2-2081/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скаржинский Юрий Владимирович
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Вежнина Надежда Анатольевна
Дело на странице суда
intasud--komi.sudrf.ru
12.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.07.2016Передача материалов судье
20.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2016Судебное заседание
05.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2017Дело оформлено
07.11.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее