Дело №2-224/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ольховской Е.В.,
при секретаре Стёпиной В.И.,
с участием представителя истца Еременко И.В. – адвоката Форак Е.С., представившей удостоверение № от д.м.г. и ордер № от д.м.г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еременко Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области о взыскании задолженности по компенсации при увольнении, не выплаченных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Еременко И.В. обратилась в Колпашевский городской суд Томской области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области о взыскании компенсации при увольнении за четыре месяца в размере 60183 рубля 64 копейки, не выплаченных отпускных в размере 513 рублей 51 копейки, не выплаченной компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 15918 рублей 88 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование исковых требований истцом в заявлении указано, что она работала в МИФНС России № 4 по Томской области в должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок. С ней был заключен служебный контракт. Денежное содержание ее состояло из: месячного оклада в размере 4541 рубль; месячного оклада в соответствии с присвоенным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1515 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90%; районного коэффициента в размере 50%; северной надбавки в размере 50%; ежемесячного денежного поощрения в размере 4541 рубль; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 30%; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Приказом Управления ФНС по <адрес> от д.м.г. № «О реорганизации МИФНС России № 1 по Томской области МИФНС России № 4 по Томской области и МИФНС России № 4 по Томской области реорганизована путем присоединения с д.м.г. к МИФНС России № 1 по Томской области. д.м.г. ей было выдано предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы РФ под роспись о том, что после истечения двух месяцев со дня получения настоящего предупреждения она будет уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации». д.м.г. был вынесен приказ о её увольнении №, служебный контракт расторгнут с д.м.г.. При увольнении ей была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 165901 рублей, из расчета ежемесячного денежного содержания в размере 41475 рублей 25 копеек. Также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (31 календарных дня) в размере 41745 рублей 84 копеек. Кроме того был предоставлен отпуск в количестве 1 дня и выплачены отпускные в размере 1346 рублей 64 копеек. При этом в расчет ежемесячного денежного содержания МИФНС России № 1 по Томской области не были включены премии за д.м.г. в размере 17305,05 рублей, за д.м.г. в размере 28804,45 рублей, за д.м.г. в размере 37696,44 рублей, средства материального стимулирования (далее по тексту СМС), выплаченные в д.м.г. в размере 20173 рублей, в д.м.г. в размере 21 928 рубля, в д.м.г. в размере 31362 рублей, в д.м.г. в размере 23282 рублей, в связи с тем, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Довод ответчика о том, что СМС не включаются в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачиваются не за счет фонда оплаты труда, а сверх установленного фонда не влияет на правовую оценку их отношений, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом. Ссылаясь на положения ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», полагает, что выплаты материального стимулирования носят системный характер, являются стимулирующими выплатами, и в силу ст.ст.129, 135 ТК РФ входят в систему оплаты труда и являются составляющей заработной платы, в том числе, и государственного гражданского служащего, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику за его работу и являются его доходом. С данных сумм удерживается налог на доходы физических лиц. В расчет денежного содержания в соответствии с постановлением Правительства РФ №562 от 06.09.2007 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания Федеральных государственных гражданских служащих» входят доходы, начисленные государственному служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, то есть должны войти доходы, полученные за д.м.г. по д.м.г. включительно. Приводя соответствующий расчет, полагает, что в расчет ежемесячного денежного содержания, выплаченного при увольнении, не вошла сумма в размере 15045 рублей 91 копейки, таким образом, её денежное содержание должно составлять 56521 рубль 16 копеек. Кроме того, просит взыскать с МИФНС России № 1 по Томской области не выплаченную компенсацию при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 15918 рублей 88 копеек из расчета 1/12 начисленных премий в размере 6983 рублей 83 копеек (выплаченных за д.м.г. в размере 17305,05 рублей, за д.м.г. в размере 28804,45 рублей, за д.м.г. в размере 37696,44 рубля, а всего на сумму в размере 83805 рублей 94 копеек); из расчета 1/12 начисленных СМС в размере 8 062,08 рублей (выплаченных в д.м.г. в размере 20173 рублей, в д.м.г. в размере 21928 рубля, в д.м.г. в размере 31362 рублей, в д.м.г. в размере 23282 рублей, а всего на сумму в размере 96745 рублей). Также просит взыскать не выплаченные отпускные в количестве 1 календарного дня – д.м.г. в размере 513 рублей 51 копейки из расчета 1/12 начисленных премий в размере 6983,83 рублей (выплаченных в д.м.г. в размере 17305,05 рублей, в д.м.г. в размере 28804,45 рублей, в д.м.г. в размере 37696,44 рублей, а всего на сумму 83805,94 рублей; из расчета 1/12 начисленных СМС в размере 8062,08 рублей (выплаченных в д.м.г. в размере 20173 рублей, в д.м.г. в размере 21928 рублей, в д.м.г. в размере 31362 рублей, в д.м.г. в размере 23282 рублей, а всего на сумму 96745 рублей). Незаконными действиями/бездействием ответчика ей были причинены нравственные страдания и нанесен моральный вред, который она оценивает в 10000 рублей.
Истец Еременко И.В. надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки в суд не представила.
Представитель истца адвокат Форак Е.С. в судебном заседании заявленные Еременко И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Дополнительно утонила, что также просят взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей.
Представитель ответчика МИФНС России № 1 по Томской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно представленному ходатайству просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании по ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца, представителя ответчика МИФНС России №1 по Томской области.
В письменном отзыве на исковое заявление МИФНС России №1 по Томской области просит заявленные требования оставить без удовлетворения, указав, что вопрос о составе денежного содержания и порядке его исчисления урегулирован в ст.50 Федерального закона от д.м.г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», а также в постановлении Правительства РФ от д.м.г. №, устанавливающих исчерпывающий перечень дополнительных выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации при сокращении численности или штата дополнительно учитывается премия за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск, дате увольнения. Перечень входящих в денежное содержание сумм является исчерпывающим. Суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете указанных выплат ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированными, данные выплаты относятся к исключительной прерогативе работодателя, не носят равный и системный характер, определяются индивидуально с учетом достигнутых показателей работы. Это касается и премий за д.м.г. в размере 17305,05 рублей, за д.м.г. в размере 28804,45 рублей, за д.м.г. в размере 37696,44 рубля, основаниями для выплат которых явились «показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России № 4 по Томской области». Разъяснения, изложенные в письме Минфина РФ от д.м.г. №, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере регулирования оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных п.5 ст.50 Закона № 79-ФЗ. Указанное разъяснительное письмо не зарегистрировано в установленном законом порядке, не входит в перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с гражданской службой. Письмо действительно было направлено в налоговые органы для сведения, но это не является основанием для таких выплат. Кроме того, бюджетные ассигнования, направленные на выплату материального стимулирования, доведены сверх утвержденного фонда оплаты труда, размер материального стимулирования не является гарантированным, не носит постоянный характер и меняется с учетом показателей работы. Механизм распределения средств, направляемых на выплату материального стимулирования, утверждается заседанием Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России на квартал и учитывает показатели работы территориальных налоговых органов по отдельным установленным интегральным показателям и алгоритму расчета. Бюджетные ассигнования распределяются полностью и не позволяют создавать резерв для дальнейшего включения в расчет денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в очередном отпуске, в расчет компенсации по случаю сокращения. При увольнении истца расчет выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 165901 рубль произведен в соответствии с ч.2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и п.8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих» из расчета ежемесячного денежного содержания в размере 41475 рублей 25 копеек, а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 41745 рублей 84 копеек (31 календарных дней). Кроме того, за предоставленный отпуск в количестве 1 день д.м.г. выплачены отпускные в размере 1346,64 рубля. Полагает, что спорные суммы правомерно не были включены в расчет денежного содержания, поскольку материальное стимулирование не предусмотрено и условиями служебного контракта, заключенного с истцом. Полагает требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей необоснованными, поскольку со стороны налогового органа отсутствуют нарушения законных прав и интересов истца, расчет денежного содержания для оплаты периодов ежегодных оплачиваемых отпусков и компенсации при увольнении производился налоговым органом надлежащим образом, в соответствии с законом о государственной гражданской службе в РФ и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих. Учитывая, что материальное стимулирование не входит в денежное содержание гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляется в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой РФ на основании Постановления Правительства РФ, работодатель при определении размера денежного вознаграждения, учел все установленные Еременко И.В. составляющие денежного содержания. В свою очередь истцом доказательств причинения нравственных страданий действиями (бездействиями) инспекции суду не представлено, как и не представлено доказательств нарушения, не исполнения либо неверного применения норм права налоговым органом, предписывающих обязанность совершения действий по исчислению спорных сумм. Учитывая изложенное, полагает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано полностью.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Статья 2 ТК РФ устанавливает, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Как установлено в судебном заседании, д.м.г. с Еременко (.....) И.В. заключен служебный контракт №, согласно которому она принята в Межрайонную ИФНС России №4 по Томской области на должность государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. В соответствии с дополнительным соглашением № от д.м.г. к служебному контракту от д.м.г. № Еременко И.В. с д.м.г. исполняла должностные обязанности по должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок.
Приказом ФНС России от д.м.г. № «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Томской области» Межрайонная ИФНС № 4 по Томской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС № 1 по Томской области, которая является правопреемником в области задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИФНС № 4 по Томской области.
д.м.г. служебный контракт с Еременко И.В. был расторгнут, Еременко И.В. освобождена от должности государственной гражданской службы старшего государственного инспектора отдела камеральных проверок, и уволена с гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы, п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ, приказ МИФНС России № 1 по Томской области от д.м.г. №.
Как подтверждается расчетными листками, справками о доходах истца по форме 2-НДФЛ с д.м.г. по д.м.г., представленным ответчиком расчетом, заработная плата Еременко И.В. выплачивалась, исходя из размера, установленного служебным контрактом № от д.м.г. в редакции дополнительного соглашения № от д.м.г..
Служебным контрактом №, заключенным д.м.г., в редакции дополнительного соглашения от д.м.г. № с д.м.г., Еременко И.В. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4541 рубль 00 копеек в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1515 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90 процентов; районного коэффициента в размере 50 процентов; северной надбавки в размере 50 процентов; ежемесячного денежного поощрения в размере 4541 рубль; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30 процентов; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. И контракт, и дополнительное соглашение к нему сторонами подписаны.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (статья 73 данного Федерального закона).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе», гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Состав денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок его исчисления определен в статье 50 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе», а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, которым утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Так, согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с частью 2 статьи 50 указанного Закона денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (состоящего из должностного оклада и оклада за классный чин), и дополнительных выплат.
Частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.
В п. 2 Правил указано, что под денежным содержанием гражданского служащего и его составляющих для указанных целей понимается то же самое, что в ч. 2, 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, однако устанавливается порядок подсчета дополнительных выплат, который состоит в том, что они учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за 12 календарных месяцев.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
В указанных Правилах отсутствует указание на то, что какие-либо дополнительные выплаты, входящие в систему оплаты труда и производимые из фонда оплаты труда, подлежат исключению из денежного содержания, определяемого для указанных целей.
Согласно абзаца 2 п.8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"- "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Кроме того, наделяя Правительство Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (подп. «б» п. 13) полномочиями по определению порядка исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, федеральный законодатель, а также данный Указ Президента Российской Федерации не предоставил ему право определять такие особенности, которые позволяют не учитывать отдельные составляющие денежного содержания федеральных гражданских служащих, входящих в систему оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с законом и Указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. «о» и «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих, предусматривающей совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 302-12 и от 23.04.2016 № 347-7, также предусматривались в 2015 году и в 2016 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Таким образом, материальное стимулирование, конкретно не предусмотренное ч.2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда и относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, соответственно, входит в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
При этом, ссылку стороны ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 (в ред. от 05.06.2013) «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», а также принятый в соответствии с ним Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н, суд находит несостоятельной, поскольку данное материальное стимулирование имеет иную правовую природу, в силу п. 3 постановления от 25.09.2007 N 611, п. 2 указанного порядка от 17.10.2007 №90н, и оно не входит в систему оплаты труда, источником ее выплаты не являются дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика относительно того, что разъяснение, изложенное в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не подлежит учету, как касающееся вопросов оплаты труда, дано с превышением полномочий.
Так, из его содержания следует, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих предусмотрены дополнительные ассигнования из федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов, которые подлежат учету в составе фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа, поскольку дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета являются частью системы оплаты труда.
Порядок учета и отражения бюджетных ассигнований федерального бюджета относится к бюджетной деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п.1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Указанное выше разъяснение в отношении правовой природы указанных бюджетных ассигнований федерального бюджета, как входящих в систему оплаты труда, не противоречит положениям Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Принимая во внимание, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Еременко И.В. суд учитывает содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 разъяснения.
В последующем указанное разъяснение в отношении правовой природы указанных бюджетных ассигнований федерального бюджета, как входящих в систему оплаты труда было продублировано в письме Минфина Российской Федерации от 02.10.2014 №03-04-05/49497.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Еременко И.В. в соответствии с приказами МИФНС №1 по Томской области в период работы с д.м.г. по д.м.г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Из материалов дела следует, что распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета произведено приказами № от д.м.г., № от д.м.г., № от д.м.г., № от д.м.г. на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области за ..... квартал д.м.г., за ..... кварталы д.м.г., а приказами № от д.м.г., № от д.м.г., № от д.м.г. на премирование.
Расчетные листки за д.м.г., д.м.г., д.м.г., д.м.г. содержат сведения о выплаченных Еременко И.В. суммах материального стимулирования и выплаченных в период за д.м.г., д.м.г., д.м.г., д.м.г. премиях.
Согласно п. 8.2 ч. 1, ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе. При этом гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
При увольнении истцу было выплачено 165901 рубль компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 31 календарный день - 41745 рублей 84 копейки. Кроме того, предоставлен отпуск 1 календарный день – д.м.г. и выплачены отпускные в размере 1346 рублей 64 копейки.
Из представленных в материалы дела доказательств, расчета истца, не оспоренного ответчиком, следует, что в размер денежного содержания истца для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков и компенсации при увольнении не включены средства материального стимулирования, выплаченные: в д.м.г. в размере 20173 рублей, в д.м.г. в размере 21928 рубля, в д.м.г. в размере 31362 рублей, в д.м.г. в размере 23282 рублей, а всего на сумму в размере 96745 рублей, а также премии, выплаченные за д.м.г. в размере 17305,05 рублей, за д.м.г. в размере 28804,45 рублей, за д.м.г. в размере 37696,44 рублей, а всего на сумму в размере 83805,94 рублей. Факт не включения в расчет ежемесячного денежного содержания выплаченных премий, а также средств материального стимулирования в указанных размерах представителем ответчика также не оспаривается.
Таким образом, с учетом не включенных выплат в размере 180550 рублей 94 копейки размер ежемесячной недоплаты составил 15045 рублей 91 копейка (180550,94 :12).
При таких обстоятельствах, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15918 рублей 88 копеек (15045,91/29,3х31), недоплаченных отпускных за 1 календарный день – д.м.г. в размере 513 рублей 51 копейки (15045,91 : 29,3х1), задолженность по компенсации в связи с сокращением за 4 месяца – 60183 рубля 64 копейки (15045,91 руб. х 4 мес.).
Разрешая требование о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Таким образом, основанием компенсации морального вреда являются факты нарушения работодателем трудовых прав работника, неправомерные действия работодателя.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт того, что расчет денежного содержания для оплаты периодов ежегодных оплачиваемых отпусков и компенсации при увольнении производился ответчиком не надлежащим образом, а, следовательно, в действиях и ответчика, и его правопредшественника – МИФНС №4 по Томской области имеют место нарушения трудовых прав истца, имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, в порядке ст. 237 ТК РФ.
Исходя из характера и степени допущенных нарушений прав истца, с учетом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд определяет подлежащей к взысканию сумму компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, затраты на оплату услуг представителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснил, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 21 января 2016 года "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
На основании п. 6 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
Таким образом, представленная в подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя квитанция № от д.м.г., согласно которой адвокатом Форак Е.С. получено от Еременко И.В. 8000 рублей за устную консультацию, сбор документов, составление иска и участие в суде, является достоверным доказательством, подтверждающим понесенные расходы.
Учитывая категорию настоящего дела, работу, которая была проведена представителем в ходе рассмотрения дела, объем и содержание искового заявления, существо и сложность требований, продолжительность рассмотрения дела (1 подготовка дела, 2 судебных заседания), объем представленных доказательств, исходя из соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, и соотношения судебных расходов с объемом защищаемого права, правовую позицию, отраженную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу Еременко И.В. расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 7 500 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Еременко Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области о взыскании задолженности по компенсации при увольнении, не выплаченных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области в пользу Еременко Ирины Владимировны задолженность по компенсации при увольнении, предусмотренной ч.3.1, ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за 4 месяца в размере 60183 рубля 64 копейки, компенсации невыплаченных отпускных в размере 513 рублей 51 копейки, задолженность по оплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15918 рублей 88 копеек; компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 7500 рублей, а всего взыскать 89116 (восемьдесят девять тысяч сто шестнадцать) рублей 03 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья: Е.В. Ольховская