Дело № 2-5139/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 27 октября 2015 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А.
при секретаре Свистельник К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арутюнян ФИО13 к Администрации МФИО5 о восстановлении срока постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», признании права на обеспечение жилым помещением
УСТАНОВИЛ:
Арутюнян А.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании права на обеспечение жилым помещением, указав в обоснование иска, что родился в г Новороссийске ДД.ММ.ГГГГ году. Его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ году, отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей его взяла на воспитание тетка и постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ею была учреждена опека над ним. С 2000 по 2005 г. проживал в <адрес>, где окончил школу и профтехучилище №. С 2005 по 2008 г. служил в Армии по контракту. В 2008 году вернулся в <адрес> и проживал у брата <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке, имеет ребенка, проживает <адрес>, своего жилья не имеет. В 2015 году стало известно о том, что детям сиротам предоставляется жилье. Собрав необходимый пакет документов обратился в АМО <адрес> с заявлением о постановке на очередь, но получил отказ, поскольку пропущен срок постановки на учет. Считает, что пропуск срока не является препятствием для распространения на него гарантий на социальную поддержку, поскольку реализуется она для детей сирот только после предоставления жилого помещения. Просит суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителе и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица со стороны ответчика привлечено Министерство социального развития и семейной политики <адрес>.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 39 ГПК РФ истец дополнил исковые требования и просил суд восстановить срок постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и признать за ним право на обеспечение жилым помещением в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителе и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска и суду пояснила, что в результате смерти обоих родителей остался сиротой, у него был еще брат и сестра, которые в настоящее время так же умерли. В 2000 г. после смерти матери его забрала тетка в <адрес>, где он проживал до 2008 года. Его никогда никто не уведомлял о наличии у него права на обсечение жильем, и только в 2015 году он услышал по телевизору, что детям сиротам предоставляются квартиры и обратился в управление по вопросам семьи и детства. Собрал необходимые документы, подал заявление, но ему отказали в постановке на учет ввиду того, что пропущен срок. Считает, что срок им пропущен по уважительной причине, и пропуск срока не может лишить его жилищного обеспечения, поскольку относится к категории дети-сироты. Его никто не уведомлял о наличии права на жилищное обеспечение. Просил иск удовлетворить.
Представитель АМО <адрес> по доверенности Левченко Н.В. обоснованных возражений против удовлетворения иска не привела, пояснила, что ФИО2 собрал документы, но ввиду достижения им 23-летнего возраста постановка на учет невозможна. По этой же причине не подавались документы в Министерство социального развития и семейной политики, так как в Закон КК ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения и при пропуске срока требуется решение суда о признании права на обеспечение жилим помещением.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства по доверенности ФИО9 требования ФИО2 поддержала и суду пояснила, что в 2015 году ФИО2 был выявлен как лицо, относящееся к категории дети-сироты. После возвращения в <адрес> ФИО2 в 2008 году не было разъяснено право на жилищное обеспечение, а когда он об этом узнал, срок уже был пропущен. Поскольку он относится к категории дети-сироты, не имеет жилья, до достижения 23 летнего возраста не был уведомлен о наличии права на жилищное обеспечение, считает, что срок пропущен по уважительной причине, просит его восстановить и признать право на жилищное обеспечение.
Представитель Министерства социального развития и семейной политики <адрес> по вызову суда не явился, уведомлен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в их отсутствие, просил прекратить производство по делу, полагая, что оно подлежит рассмотрению в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ, указал, что ФИО2 не обращался в Министерство по вопросу включения в список. Отказа не получал. Правоотношения, возникающие в связи с признанием права на предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ являются публичными, субъектом которых является ФИО2. Считают, что производство по делу следует прекратить на основании абз.2 ст. 220 ГПК РФ.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Стороной истца представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие факт наличия у ФИО2 права на получение жилой площади по договору социального найма вне очереди, как оставшегося без попечения родителей.
Как видно из копии свидетельства о рождении ФИО2, его родителями являются мать ФИО10, отец ФИО7.
Как следует из копий свидетельств о смерти, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ году, Колесник (ФИО12) Г.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> над ФИО2 была учреждена опека ФИО11.
С 2000 по 2005 г. ФИО2 проживал в <адрес>, где окончил школу и профтехучилище №, что следует из свидетельств об окончании учебных заведений.
С 2005 по 2008 г. служил в Армии по контракту. В 2008 году вернулся в <адрес> и проживал у брата <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке, имеет ребенка, проживает <адрес>, своего жилья не имеет, что подтверждается выписками из ЕГРП.
Согласно пояснений представителя УВСИД, ФИО2 на квартирный учет по категории дети-сироты после окончания учебного заведения не поставлен и не состоит, впервые был выявлен в 2015 году.
Согласно ч.1 ст. 109.1.ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
Пунктом 3 части 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названных Законов, был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», согласно ч.2 ст. 2 данного Закона, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - договор найма специализированного жилого помещения).
Из п. 1-2 ст. 5 указанного Закона следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, осуществляющим отдельные государственные полномочия <адрес> в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании <адрес> (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти <адрес>.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, а также получивших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилым помещением производятся за счет средств краевого бюджета (ст. 7.1 данного Закона).
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 с момента окончания учебного заведения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жилым помещением не обеспечен.
По правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "<адрес>" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
В судебном заседании было установлено, что органы опеки и попечительства ФИО2 на учет на получение жилья после окончания учебного заведения не поставили. Жилья, закрепленного за ФИО2не имеется.
Данный факт подтверждается пояснениями представителя Управления по вопросам семьи и детства.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истицы, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах, ФИО2имеет право на обеспечение жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, ч.1 ст. 109.1ЖК Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», Определения Конституционного Суда РФ, в которых сформулирована позиция относительно возникновения права ФИО2, как оставшегося без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Удовлетворение иска отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан.
Правовых оснований для удовлетворения ходатайства Министерства социального развития и семейной политики <адрес> о прекращении производства по делу ввиду того, что оно подлежит рассмотрению в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ нет, поскольку в закон <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», внесены изменения ДД.ММ.ГГГГ в статью 7 и указано на необходимость обращения в суд с исковым заявлением о признании права на обеспечение жилым помещением лиц достигших 23 лет, не обратившихся в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения их в список.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 220 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░14 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░15 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░16 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.10.2015 ░.