Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1129/2019 ~ М-975/2019 от 14.10.2019

    Дело №2-1129/2019

    83RS0001-01-2019-001537-04

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    07 ноября 2019 года                             г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Пахомовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мяндина Анатолия Васильевича к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа об отмене дисциплинарного взыскания,

установил:

    Мяндин А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент) об отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания.

    В обоснование заявленных требований указал, что с 06.11.2018 работает в должности директора ГКУ Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения». Распоряжением и.о. руководителя Департамента от 09.08.2019 №91 л/с к нему было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. С действиями ответчика не согласен, поскольку в распоряжении в качестве проступка указано на неправомерный отказ в предоставлении государственной социальной помощи ФИО5 по условиям социального контракта, вместе с тем доказательств совершения им дисциплинарного проступка у работодателя не имелось. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании Мяндин А.В. заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Указал, что ФИО5 на законных основаниях было отказано в предоставлении государственной социальной помощи по условиям социального контракта.

Представители Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО ФИО3, ФИО4 с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснили, что истец правомерно привлечен к дисциплинарной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении государственной социальной помощи ФИО5 по условиям социального контракта, что было нашло свое отражение в представлении прокуратуры НАО от 06.06.2019, которое и явилось основанием для вынесения оспариваемого распоряжения. Полагают, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности истца работодателем был соблюден.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе в виде замечания.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2), разъяснил, что работодатель должен соблюдать при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающие из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемые Российской Федерацией как правовым государством общие принципы юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Согласно п. 34 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 по делам об оспаривании дисциплинарного взыскания на ответчике-работодателе лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к применению дисциплинарного взыскания, в действительности имело место и могло являться основанием для применения дисциплинарного взыскания.

В соответствии с п. 35 названного Постановления при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и тому подобное).

В силу приведенных выше норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за совершение им дисциплинарного проступка, которым является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовым договором конкретных трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника.

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Правам работника корреспондируют обязанности работодателя. В частности, положениями ст. 22 ТК РФ в обязанности работодателя вменено: предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Из материалов дела следует, что Мяндин А.В. на основании срочного трудового договора от 06.11.2018 состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность директора ГКУ Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» (далее по тексту – ГУК НАО «ОСЗН»).

Распоряжением и.о. руководителя Департамента от 09.08.2019 №91 л/с по факту неправомерного отказа в предоставлении государственной социально помощи Дуркину А.Д. по условиям социального контракта ГУК НАО «ОСЗН», выразившегося в нарушении п.п. «а», «б» п.8 раздела II срочного трудового договора от 06.11.2018, п.п. 2.1.1, 2.1.2 п. 2.1 раздела II должностной инструкции директора ГУК НАО «ОСЗН», Мяндин А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Основанием к принятию данного распоряжения послужили: представление прокуратуры НАО «Об устранении нарушений федерального законодательства» от 06.06.2019 №7-15/1-2019/2605, протокол заседания по рассмотрению представления прокуратуры НАО от 27.06.2019, письменные объяснения директора ГУК НАО «ОСЗН» Мяндина А.В. от 07.08.2019.

Из материалов дела следует, что прокуратурой НАО по обращению ФИО5 была проведена проверка в деятельности Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО, ГУК НАО «ОСЗН» в ходе которой были выявлены нарушения федерального законодательства.

Так, проверкой установлено, что ФИО5 09.04.2019 обратился в ГУК НАО «ОСЗН» с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 100 000 руб. на приобретение мебели.

По результатам рассмотрения заявления, письмом ГУК НАО «ОСЗН» от 19.04.2019 №1548 ФИО5 уведомлен об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, основанием послужило отсутствие в заявлении сведений о том, как отсутствие мебели ухудшает условия жизнедеятельности семьи заявителя. Кроме того в данном письме ФИО5 разъяснено право на возможность получения ряда мер социальной поддержки, а также о праве супруги заявителя на получение различного рода пособий.

Из представления прокуратуры НАО от 06.06.2019 следует, что ФИО5 незаконно отказано в предоставлении государственной социальной помощи, поскольку основание отказа, которое указано в письме ГУК НАО «ОСЗН» от 19.04.2019 №1548 не предусмотрено ни Порядком назначения и предоставления государственной социальной помощи на территории Ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением администрации НАО от 05.03.2014 № 82-п ни Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление государственной социальной помощи на территории Ненецкого автономного округа», утвержденного Приказом Департамента ЗТ и СЗН НАО от 22.11.2017 №76.

При этом в представлении указано на необходимость его рассмотрения с участием представителей прокуратуры НАО, принять действенные меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь, а также рассмотреть вопрос о наличии оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя ГУК НАО «ОСЗН» Мяндина А.В., работников Учреждения, Департамента, допустивших нарушения законодательства.

Согласно протоколу заседания по представлению прокуратуры НАО от 27.06.2018 присутствующие на заседании констатировали факт незаконного отказа ФИО5 в предоставлении государственной социальной помощи. Во исполнение представления по факту неправомерного отказа в предоставлении государственной социальной помощи ФИО5 решено провести служебное расследование в отношении Мяндина А.В. с составлением соответствующего акта.

Таким образом, руководитель Департамента, которому внесено представление, фактически согласился с выявленными нарушениями, при этом служебное расследование в отношении истца выразилось лишь в истребовании у него объяснений.

Вместе с тем, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в законодательно установленном порядке.

При этом требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, не может само по себе свидетельствовать о том, что именно работником совершен дисциплинарный проступок. Привлекая работника к дисциплинарной ответственности и применяя к нему дисциплинарное взыскание работодатель должен доказать факт совершения работником дисциплинарного проступка, а также соразмерность применяемого взыскания к совершенному проступку.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По делам об оспаривании дисциплинарных взысканий бремя доказывания наличия основания для привлечения работника к ответственности в порядке ст. 192 ТК РФ возложено на работодателя.

Однако, привлекая истца к дисциплинарной ответственности, ответчиком не учтено следующее.

В ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) даны следующие понятия: государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Основным условием при этом является наличие у указанных лиц по независящим от них обстоятельствам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая основы правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи, определил круг лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, к которым отнес: малоимущие семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан и иную категорию граждан, предусмотренную Федеральным законом «О государственной социальной помощи», при условии, что по независящим от них причинам они имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Следовательно, реализация субъектом Российской Федерации дискреционного полномочия по установлению размера, условий и порядка назначения и предоставления государственной социальной помощи предполагает их распространение на лиц, определенных в статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.

В силу ст. 8 указанного закона государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Постановлением администрации НАО от 05.03.2014 № 82-п утвержден Порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи на территории Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Порядок), которым устанавливаются правила предоставления государственной социальной помощи.

В данном Порядке даны следующие понятия:1) государственная социальная помощь - предоставление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», законом Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2013 года № 121-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа» денежных выплат, за исключением региональной социальной доплаты к пенсии, или натуральной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»); 3) социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и государственным казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» (далее - государственное учреждение) по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым государственное учреждение обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; 4) программа социальной адаптации - разработанные государственным учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; 5) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Согласно п. 3 Порядка государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> в расчете на душу населения.

В соответствии с п.п.7, 8 Порядка государственная социальная помощь назначается по представленному в государственное учреждение заявлению о предоставлении государственной социальной помощи (далее - заявление) по форме согласно Приложению 1 к настоящему Порядку малоимущими семьями, по форме согласно Приложению 2 к настоящему Порядку - малоимущими одиноко проживающими гражданами и иными категориями граждан, указанными в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

К заявлению прилагаются следующие документы малоимущими одиноко проживающими гражданами и иными категориями граждан, указанными в Федеральном законе «О государственной социальной помощи»: справка о составе семьи; документы, подтверждающие доходы за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 (далее - Перечень видов доходов); документы о принадлежащем заявителю имуществе на праве собственности; документы, подтверждающие преимущественное право на получение государственной социальной помощи (копия трудовой книжки, справка о постановке на учет в медицинские организации по беременности или листок нетрудоспособности - для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящего Порядка; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящего Порядка; документы, подтверждающие возникновение трудной жизненной ситуации, - для лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящего Порядка), - при наличии; документ, содержащий информацию от органов службы занятости об отсутствии вакантных рабочих мест в организациях, расположенных в сельском населенном пункте по месту жительства (пребывания) гражданина, в случае отсутствия у трудоспособного гражданина доходов от трудовой деятельности и иных доходов в связи с проживанием в сельских населенных пунктах Ненецкого автономного округа, где отсутствуют в организациях вакантные рабочие места.

В силу п.п. 12, 13 Порядка представленные гражданами сведения подтверждаются посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой государственным учреждением самостоятельно.

Для проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных гражданином сведений в государственном учреждении создается комиссия по проведению дополнительной проверки сведений для назначения государственной социальной помощи (далее - комиссия). Комиссия состоит не менее чем из четырех членов комиссии. Состав комиссии и положение о комиссии утверждаются приказом руководителя государственного учреждения. Председателем комиссии является руководитель государственного учреждения.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии.

Согласно п. 14 Порядка при проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) государственное учреждение проверяет: 1) наличие оснований для отнесения гражданина и (или) членов семьи к лицам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка; 2) достоверность и полноту сведений о доходах граждан; 3) достоверность и полноту сведений об имуществе, принадлежащем на праве собственности гражданам; 4) достоверность и полноту информации о возникновении трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п. 15 Порядка основанием для отказа в назначении и предоставлении государственной социальной помощи является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности по месту жительства или месту пребывания.

На основании п. 16 Порядка государственное учреждение в течение 10 календарных дней со дня предоставления гражданином сведений принимает решение о назначении и предоставлении государственной социальной помощи либо отказывает в ее назначении и предоставлении.

Решение о назначении и предоставлении государственной социальной помощи оформляется распоряжением государственного учреждения.

При назначении и предоставлении государственной социальной помощи, а также в случае отказа в назначении и предоставлении государственной социальной помощи государственное учреждение не позднее 10 календарных дней со дня предоставления гражданином сведений письменно уведомляет об этом гражданина с указанием причин отказа.

Приказом Департамента ЗТ и СЗН НАО от 22.11.2017 № 76 утвержден Административный регламент, которым определен стандарт и порядок предоставления государственной услуги предоставления государственной социальной помощи на территории Ненецкого автономного округа.

Согласно п. 3 данного регламента, получателями государственной услуги являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, указанные в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независимым причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ненецком автономном округе в расчете на душу населения.

В силу п. 33 Административного регламента, в предоставлении государственной социальной помощи отказывается по следующим основаниям: 1) непредставление заявителем одного или нескольких документов, указанных в пунктах 27 - 28 настоящего Административного регламента; 2) несоответствие гражданина требованиям, установленным в пунктах 2 - 4 настоящего Административного регламента.

Из материалов дела следует, что в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи, а также пояснительной записки к нему ФИО5 указал на необходимость предоставления ему на основании социального контракта денежную выплату в размере 100 000 руб., поскольку среднедушевой доход на каждого члена его семьи, состоящей из 4 человек поставляет 6 767 руб. 72 коп., в связи с чем не хватает денежных средств на приобретение мебели.

На основании данного заявления комиссией, созданной в ГУК НАО «ОСЗН» по проведению дополнительной проверки сведений для назначения государственной социальной помощи, проведено обследование жилого помещения по месту жительства заявителя, о чем составлен соответствующий акт от 15.04.2019.

Согласно указанного акта, членами комиссии было установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> имеется вся необходимая мебель.

Из протокола заседания комиссии ГУК НАО «ОСЗН» по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта ФИО5 от 16.04.2019, следует, что комиссия пришла к выводу об отсутствии основания для предоставления последнему государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что семью заявителя нельзя отнести к категории малоимущей, которая по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ненецком автономном округе в расчете на душу населения. При этом комиссией предложено обратиться ФИО5 и его супруги за мерой социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также оформить ежемесячное пособие по уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячного пособия на ребенка, а также обратится в КУ НАО «Центр занятости населения» для постановки на учет в целях поиска подходящей работы.

Распоряжением директора ГУК НАО «ОСЗН» от 16.04.2019 №03-37/135, принятого в том числе на основании протокола заседания комиссии от 16.04.2019, ФИО5 отказано в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта поскольку его семью нельзя отнести к категории малоимущей семьи, которая по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ненецком автономном округе в расчете на душу населения; при обследовании жилого помещения установлено наличие мебели, необходимой для жизнедеятельности; смена имеющейся мебели и приобретение новой не являются активными действиями по преодолению трудной жизненной ситуации.

Из взаимосвязанного толкования вышеприведенных положений Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, Порядка и Административного регламента следует, что право на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта возникает у гражданина только при одновременном наличии нескольких условий: гражданин (члены его семьи) не только должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ненецком автономном округе, но и подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с его (их) волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, тогда как государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в целях стимулирования активных действий заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации

В силу ст. 4 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512.

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. К названным льготам и социальным гарантиям относятся, в частности, и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Таким образом, отказывая Дуркину А.Д. в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, распоряжением от 16.04.2019 истец, как руководитель ГУК НАО «ОСЗН», пришел к обоснованному выводу, что заявителем не представлено доказательств невозможности по объективным причинам, не связанным с его волей и действиями, получать доход в большем размере, поскольку ни Дуркин А.Д. ни его супруга правом на увеличение своих доходов путем оформления субсидий на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на ряд иных социальных выплат, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода граждан не воспользовались.

Кроме того, истцом обоснованно учтено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в целях стимулирования активных действий заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации, тогда как применительно к возникшим правоотношениям смена имеющейся мебели и приобретение новой не являются активными действиями Дуркина А.Д. по преодолению трудной жизненной ситуации, с учетом наличия необходимой мебели у последнего.

Анализируя представленные доказательства, в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт неправомерного отказа в предоставлении государственной социально помощи Дуркину А.Д. по условиям социального контракта ГУК НАО «ОСЗН» не нашел своего подтверждения.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является факт совершения дисциплинарного правонарушения, который в трудовом законодательстве называется дисциплинарным проступком и под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя).

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения).

Необходимость установления вины работника в совершении конкретного дисциплинарного проступка при привлечении его к дисциплинарной ответственности является обязательным условием наступления таковой. В свою очередь вина характеризуется умыслом либо неосторожностью.

Проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке.

Иное толкование вышеуказанных норм Трудового законодательства РФ, приводило бы к существенному ограничению прав работников, допуская возможные злоупотребления со стороны работодателя при реализации своего исключительного права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности, в том числе по надуманным основаниям.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 на работодателе лежит обязанность по доказыванию наличия оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а также того, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

В соответствии с положениями ст. ст. 192, 193 ТК РФ дисциплинарный проступок, за который работник привлекается к дисциплинарной ответственности, должен быть четко сформулирован работодателем. В приказе работодателя должны быть указаны обстоятельства совершения проступка, реквизиты документов фиксирующих проступок.

Вышеуказанные требования закона Департаментом при привлечении Мяндина А.В. к дисциплинарной ответственности были нарушены.

Так, согласно нормам трудового законодательства для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо установление наличия дисциплинарного проступка, который должен быть четко сформулирован работодателем, а также времени, места, обстоятельств, вины работника в его совершении, причинно-следственной связи между действиями работника и совершенным проступком.

Вместе с тем, суд полагает, что оспариваемое распоряжение о дисциплинарном взыскании не соответствует требованиям трудового законодательства, поскольку обозначив проступок Мяндина А.В. в распоряжении, как факт неправомерного отказа в предоставлении государственной социально помощи ФИО5 по условиям социального контракта ГУК НАО «ОСЗН», выразившегося в нарушении п.п. «а», «б» п.8 раздела II срочного трудового договора от 06.11.2018, п.п. 2.1.1, 2.1.2 п. 2.1 раздела II должностной инструкции ответчик допустил неоднозначное толкование проступка.

Тогда как, из п.п. «а», «б» п.8 раздела II срочного трудового договора от 06.11.2018 следует, что руководитель имеет право на: осуществление действий без доверенности от имени Учреждения; выдачу доверенности, в том числе руководителям филиалов и представительств Учреждения (при их наличии), совершение иных юридических значимых действий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности факта совершения истцом дисциплинарного проступка - виновного, противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей, в этой связи распоряжение Департамента от 09.08.2019 №91 л/с о привлечении Мяндина А.В. к дисциплинарной ответственности не отвечает требованиям статей 192, 193 ТК РФ, не содержит фактических оснований, достаточных для применения в отношении работника дисциплинарного взыскания. В связи с чем, распоряжение является незаконным, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Мяндина Анатолия Васильевича к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа об отмене дисциплинарного взыскания удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение от 09 августа 2019 № 91 л/с исполняющего обязанности руководителя Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа «О применении дисциплинарного взыскания», которым на Мяндина Анатолия Васильевича было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

    Председательствующий             подпись            Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2019 года

Решение не вступило в законную силу __________2019 года

2-1129/2019 ~ М-975/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мяндин Анатолий Васильевич
Ответчики
Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
14.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2019Передача материалов судье
15.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.10.2019Предварительное судебное заседание
07.11.2019Судебное заседание
12.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее