Дело № 2-242/2021
24RS0013-01-2020-001971-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Криусенко А.Е.,
с участием помощника прокурора Подзолко О.С.,
ответчика Кузьменко А.А.,
представителя ответчика – Серенковой О.В.,
представителя УЛХиП Минобороны РФ Жуковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, устранении препятствий в пользовании земельным участком,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к ответчикам, в том числе, к ФИО1, в котором просил признать отсутствующим право собственности данного лица на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> аннулировать записи в ЕГРН о правах на данный земельный участок, снять его с государственного кадастрового учета, а также возложить на ответчика обязанность устранить препятствия в пользовании участком, путем его приведения в первоначальное состояние.
На основании ст. 151 ГПК РФ, определением от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора к ФИО1 выделены в отдельное производство.
Уточнив требования иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил истребовать земельный участок с кадастровым номером № из чужого незаконного владения ФИО1, обязав ответчика устранить препятствия в пользовании данным земельным участком путем сноса жилого дома, хозяйственных построек и ограждения, возведенных на данном земельном участке; просил исключить из ЕГРН сведения о местоположении и площади спорного земельного участка.
Требования иска мотивированы тем, что в соответствии с государственным актом на право пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ за Красноярской КЭЧ в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с планом землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 110460000 кв.м. является Российская Федерация. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для нужд Министерства обороны РФ, и на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, как правопреемнику Красноярской КЭЧ. Земельный участок с кадастровым номером № внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ». В ходе проведенной Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проверки сохранности государственной собственности в части законности использования земель обороны и безопасности государства, установлено, что администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляется предоставление земельных участков в собственность гражданам.
ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером № оформлено право собственности ФИО5 на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного администрацией Шуваевского сельсовета <адрес>. На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № разделен на 6 земельных участков, в том числе, участок №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 заключил договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № с ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на данный участок.
Согласно выписки из ЕГРН, в пределах земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимости с кадастровым номером №. В соответствии с актами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке имеется двухэтажный жилой дом, гараж, две хозяйственных постройки; вдоль границ участка имеется ограждение.
Границы земельного участка с кадастровым номером № были установлены и закреплены в 1981 году, данный земельный участок находится в федеральной собственности и является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации; принадлежащий ответчику земельный участок расположен в границах участка №. Принадлежащий ответчику земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – запретная зона военного объекта. Спорный земельный участок, как часть земельного участка военного назначения, находящегося в федеральной собственности, не мог быть предоставлен гражданину на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, следовательно, спорным участком распорядились неуполномоченные лица, и право собственности ответчика на участок приобретено незаконно. В силу ст. 222 ГК РФ возведенные на спорном земельном участке жилой дом и хозяйственная постройка, а также ограждение, являются самовольно возведенными и подлежат сносу.
В судебном заседании помощник Военного прокурора Красноярского гарнизона ФИО4 требования иска с учетом их уточнения поддержал, на удовлетворении иска настаивал. Суду пояснил, что земельный участок с кадастровым номером № является военным объектом - военное лесничество, иных военных объектов на спорной территории не имеется. Срок исковой давности по истребованию земельного участка из чужого незаконного владения не пропущен, поскольку о нарушении своих прав материальному истцу стало известно в 2019 году. При разрешении спора, находившегося в производстве Арбитражного суда <адрес>, земельный участок, принадлежащий ответчику, предметом разбирательства не являлся, и оснований для исчисления срока давности с момента вынесения решения по данному делу не имеется.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен надлежаще.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО6 в судебном заседании требования иска не признали, пояснили, что границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями законодательства и сведения о них отсутствуют в ЕГРН. Из пояснений истца и третьего лица, на территории земельного участка с кадастровым номером № находится Красноярское военное лесничество, и по заключению судебной экспертизы, местоположение данного земельного участка определено только по материалам лесоустройства 1971 и 2002 годов. Заключение судебной экспертизы является недопустимым доказательством, поскольку экспертом самостоятельно собирались доказательства для проведения исследования. Границы лесничества, так же как границы участка № не установлены. Эксперт ФИО7 не вправе была проводить экспертизу и обязана была взять самоотвод, поскольку в ее собственности имеется земельный участок, находящийся в границах зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта. Истцом пропущен срок исковой давности, поскольку уже в 2013 году истцу стало известно из заключения судебной экспертизы, проведенной по делу, рассматриваемому Арбитражным судом, о том, что в границах участка № сформированы земельные участки. Кроме того, в 2017 году был заключен договор об оказании услуг по устройству минерализованных противопожарных полос. К указанному договору приложена схема, исходя из которой сотрудники Управления лесного хозяйства и природопользования Минобороны РФ не могли не видеть нахождение в границах военного объекта земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Помимо этого, при установлении границ зоны с особыми условиями использования территории, в 2016 году проводились кадастровые работы, на момент проведения которых в ЕГРН уже содержались сведения об участке с кадастровым номером №, принадлежащем ответчику. Напротив участка ответчика расположен участок сотрудника УЛХиП Иванова, следовательно, о формировании участка в границах военного объекта истцу известно более, чем три года. ФИО1 является добросовестным приобретателем земельного участка, поскольку не знал, и не мог знать об отсутствии у продавца права собственности на это имущество. Жилой дом на участке № построен на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления. Его рыночная стоимость составляет более 7000000 рублей, в то время, как стоимость земельного участка, истребуемого истцом, составляет 570000 рублей. Поскольку стоимость жилого дома явно превышает стоимость истребуемого земельного участка, судьба дома должна определяться по правилам ст. 272 ГК РФ и данное строение сносу не подлежит. Статьей 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право собственников зданий, сооружений приобретать государственную или муниципальную землю под ними в собственность или в аренду. На территории села Совхоз «Сибиряк» отсутствуют военные объекты и воинские формирования, следовательно, спорный участок снятию с кадастрового учета не подлежит, поскольку призван обслуживать расположенный на нем и возведенный на законном основании, жилой дом. 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Право ответчика на спорный земельный участок, а равно и право его предшественника возникло до ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером №, согласно сведениям из ЕГРН, имеет категорию земель - земли промышленности, при этом сведения о местоположении этого участка в ЕГРН отсутствуют и определено исключительно по материалам лесоустройства. Спорный земельный участок к земельным участкам, указанным в ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ, не относится. С учетом того, что местоположение земельного участка № определено только по материалами лесоустройства и в ЕГРН сведений о его границах не имеется, основания для удовлетворения иска об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ответчика и об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке отсутствуют.
Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска прокурора поддержала, суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № является военными объектом - Арейское участковое лесничество Министерства обороны РФ. Минобороны РФ от указанного земельного участка не отказывалось, согласия на его размежевание и отчуждение не давало. Границы военного объекта - военного лесничества определяются лесоустроительными планшетами; лесоустроительные работы проведены в 2002 году.
Представитель администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленных в дело возражений на иск, сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН не внесены, на момент формирования спорного участка отсутствовали также данные об ограничениях на использование земельного участка; право ответчика на участок возникло ранее, чем сведения об охранной зоне внесены в ЕГРН. В целях обеспечения баланса интересов сторон, полагал необходимым исключение земельного участка ответчика из особо охраняемой зоны военного лесничества. Полагал, что истцом пропущен срок исковой давности, составляющий три года (л.д. 160-162 т. 1).
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из имеющегося в деле отзыва на иск, спорный земельной участок с кадастровым номером № на учете у Учреждения не состоит, в ходе реорганизационных мероприятий Учреждению не передавался, отдельными приказами Министерства обороны РФ и Директора Департамента имущественных отношений за Учреждением не закреплялся. Спорный земельный участок полностью попадает в границы запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, установленной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ не входит в состав межведомственной комиссии, которой принималось решение о необходимости установления запретной зоны (л.д. 116-119 т. 1).
Представители администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.
Таким образом, земли обороны в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ федеральными законами.
В соответствии с п.п. 1-5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения санкционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны; «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.
Как установлено ст.ст. 7, 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.
В силу положений п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Статьей 60 ЗК РФ установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) расположенные на землях обороны и безопасности леса относятся к лесному фонду.
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.
Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза №.
В силу требований ст. 91 ЛК РФ, раздела 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза ДД.ММ.ГГГГ №, Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Как установлено п. 2 ст. 69 ЛК РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно ст. 121 ЛК РФ на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель (ч. 1); для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса (ч. 2); особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного постановления Пленумов разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
По смыслу приведенных норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре недвижимое имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).
В силу ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Подпунктом 7 пункта 2 ст. 235 ГК РФ установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества - в частности, в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 272 ГК РФ.
Статьей 272 ГК РФ определено, что при прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества.
При отсутствии или не достижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости.
Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.
В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:
признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо установить условия пользования земельным участком собственником,
установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с государственным актом на право пользования землей А-I № от ДД.ММ.ГГГГ за КЭЧ <адрес> в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны СССР (л.д. 189-191 т. 1).
Согласно плана землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.) (л.д. 192-193 т. 1).
Указанным планом определены внешние границы контура передаваемых земель.
Из имеющегося в деле кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от ДД.ММ.ГГГГ, при постановке земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 на кадастровый учет определена его категория - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование – для нужд Министерства Обороны СССР; площадь – 110460000 кв.м.; правообладатель - КЭЧ <адрес>; вид права - постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 195 т.1). Выписка содержит план границ земельного участка по внешнему контуру (л.д. 196 т.1).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110460000 кв.м. категории земель – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР, расположенного по адресу: Россия, <адрес> (л.д. 194 т.1).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110460000 кв.м. с местоположением: <адрес>, предоставлен государственному учреждению Красноярская квартирно-эксплуатационная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 197-200 т.1).
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Красноярская КЭЧ» передает, а ФГУ«Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принимает все права и обязанности реорганизуемого учреждения «Красноярская КЭЧ» (л.д. 201-202); в составе передаваемых земельных участков указан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:29 площадью 110460000 кв.м., расположенный в <адрес>, предоставленный для нужд обороны (л.д. 203 т. 1).
Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 следует, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ранее присвоенным учетным номером участка являлся кадастровый №; участок имеет категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; видом разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности России на данный объект; правообладателем участка на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 122 т.1).
Передача земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ осуществлена на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 121 т. 1).
Постановлением администрации Шуваевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено выдать всем гражданам, проживающим на территории администрации, временные свидетельства на земельные участки, предоставленные бесплатно в собственность для ведения личных подсобных хозяйств из фонда администрации.
На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 выдано свидетельство № на право собственности на землю бессрочное (постоянное) пользование землей, которым данному лицу предоставлен земельный участок площадью 1 га для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в в/с «Сибиряк» <адрес>2.
Исходя из кадастрового паспорта земельного участка, сведения о земельном участке с предыдущим номером 000357 внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ; граница его не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок разделен на два земельных участка – площадью 7632 кв.м. (ЗУ1) и 2368 кв.м. (ЗУ2); исходя из акта согласования, местоположение границ участка согласовано со смежными землепользователями – физическими лицами, а также с главой администрации Шуваевского сельсовета.
По результатам межевания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-99) в отношении земельного участка 24:11:0130901:488 (1) образовано шесть земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982.
Данные кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 указывают на то, что сведения о данном объекте площадью 1511 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 (л.д. 179-180 т.1); ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на данный объект (л.д. 35-36 т.1).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначено проведение землеустроительной экспертизы (л.д. 180-181 т.1).
Согласно заключения ООО «Кадастровый центр», границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 на местности закреплены межевыми знаками и выражены в виде деревянного забора; в пределах земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 24:11:0130901:1107 - двухжэтажный жилой дом площадью 126 кв.м. с хозяйственными строениями; земельный участок фактически используется по целевому назначению - для ведения личного подсобного хозяйства.
Факт нахождения в границах спорного земельного участка вышеуказанного объекта капитального строительства подтвержден выпиской из ЕГРН.
Экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982 полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером 24:00-6.18519 – «Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».
Запретная зона военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установлена на основании Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №, карты (план) объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ООО «Оборонкадастр» и внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении исследования по вопросу установления наличия или отсутствия наложения реестровых границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 на земли лесного фонда Министерства обороны Российской Федерации – земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29, экспертом через суд были запрошены материалы, в том числе, планшеты лесоустройства Красноярского военного лесничества.
В процессе экспертного исследования предоставленный картографический материал в отношении исследуемой территории - фрагмент планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирского лесоустроительного предприятия В/О «Леспроект» 1971 году в масштабе 1:10000 (Юргинское лесничество Красноярского управления лесного хозяйства) и фрагмент планшета 7, изготовленного ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие» в 2002 году в масштабе 1:10000 (Красноярское Военное лесничество <адрес>) переведены экспертом в растровое изображение путем сканирования материалов с дальнейшей векторизацией растровых данных в местной системе координат СК 167 (зона 4), применяемой для ведения ЕГРН на территории <адрес>, в программе MapInfo.
Согласно исследовательской части заключения, для привязки планшета 9 и планшета 7, в виде растрового изображения в ГИС MapInfo, произведено «электронное скалывание» координат с уже геопривязанной карты – космоснимки с GoogleПланетаЗемляProверсии7.3, являющиеся достоверным источником информации для извлечения координат на нужный фрагмент земной поверхности.
Разместив растр (планшет лесоустройства) с приведением в систему координат топографической основы, экспертом сформирована растровая подложка с целью использования ее для совмещения планшета лесоустройства с данными Единого государственного реестра недвижимости, что позволило совмещение границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 с границами земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 относительно друг друга.
В результате применения картометрического метода определения координат, экспертом вычислено положение точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 в части пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 путем перевода материалов лесоустройства (фрагмент планшета 7 и фрагмент планшета 9) в растровое изображение в МСК 167 (зона 4), представленных для проведения судебной землеустроительной экспертизы.
При сопоставлении границ земельного участка 24:11:0130901:982 и границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29, местоположение которого определено в соответствии материалами лесоустройства, экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982 полностью расположен в границах земельного участка 24:11:0000000:29 по состоянию на 1971 год – квартал 44, часть выдела 5 Юргинского лесничества Красноярского управления лесного хозяйства; полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 по состоянию на 2002 год – квартал 51 часть выдела 17 Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные выводы сделаны экспертом, исходя из анализа представленных ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ материалов лесоустройства, в частности, фрагмент планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирским лесоустроительным предприятием В/О «Леспроект» в 1971 году, также фрагмент планшета 7 Красноярского военного лесничества <адрес>, лесоустройства 2002 года, планшет составлен на основе топокарт издания 1978 года ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие».
Примененный экспертом картометрический метод исследования обусловлен отсутствием геодезических данных (координат) о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 и является единственно возможным способом сопоставления границ данного участка с границами участка 24:11:0130901:982, сведения о местоположении которого содержатся в ЕГРН.
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 являлся исходным земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982, с целью установления наличия либо отсутствия реестровой ошибки допущенной при определении местоположения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982, экспертом проведен анализ межевого дела в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:488.
При анализе данных, полученных с программы Google Earth Pro (программа «виртуальный глобус» компании Google, с помощью которой можно просматривать трехмерную модель Земли, аэро- и космоснимки высокого разрешения и различные слои данных) за период с 2002 года по 2020 год, экспертом установлено, что земельный участок 24:11:0130901:488 для ведения личного подсобного хозяйства использовался частично, а именно, использовался в месте расположения квартиры по <адрес>2 <адрес>»; фактические границы контура 1 по межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ на местности отсутствовали.
Проанализировав Генеральный план Шуваевского сельсовета, утвержденный решением Шуваевского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-р, схему Генерального плана населенного пункта <адрес> «Сибиряк», изготовленного ООО АПБ «КВАРТАЛ» в 2014 году, эксперт пришел к выводу о том, что на момент проведения кадастровых работ земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 частично входил в границы населенного пункта <адрес>. Часть территории площадью 7632 кв.м. (контур 1 земельного участка 24:11:0130901:488 по межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ), из которого в дальнейшем образован земельный участок 24:11:0130901:982, не включена в границы населенного пункта в 2014 году.
Исходя из этого эксперт установил, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 частично расположен в границах населенного пункта площадью 2368 кв.м., частично - на землях муниципального образования Шуваевский сельсовет площадью 7632 кв.м. и пришел к выводу что при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:488 в 2011 году кадастровым инженером допущена реестровая ошибка.
Поскольку при определении местоположения исходного земельного участка 24:11:0000000:488 допущена реестровая ошибка, то и в земельном участке с кадастровым номером 24:11:0130901:982 также содержится реестровая ошибка в части его местоположения на местности.
Опрошенная в судебном заседании по ходатайству истца эксперт ФИО7 показала, что при подготовке заключения были допущены технические опечатки, которые устранены дополнительными пояснениями; запрос дополнительных материалов экспертом у суда не противоречит закону. Государственный акт от ДД.ММ.ГГГГ содержит план земель, содержащий точки углов поворота, конфигурация которого дублирует план границ участка в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ и определена как зона с особыми условиями использования территории – военного лесничества. Сведения о ЗОУиТ являются открытой информацией; конфигурация зоны соответствует конфигурации земельного участка 24:11:0000000:29. Границы указанной зоны устанавливались без проведения межевания, на основании лесоустроительных работ. Территория 51 квартала, в котором расположен участок 24:11:0130901:982 никогда не входила в границы <адрес>. Сложностей в определении границ участка 24:11:0000000:29, сведения о местоположении которого в ЕГРН отсутствуют, не возникло; процесс совмещения границ участков подробно описан в заключении.
В ходе опроса эксперта судом, на обозрение ФИО7 представлено землеустроительное дело по установлению границ и инвентаризации земель д. Совхоз «Сибиряк» кварталы 1 и ДД.ММ.ГГГГ год, исследовав которое эксперт пояснила, что наличие данного землеустроительного дела не влияет на выводы экспертизы о наложении участка 24:11:0130901:982 на границы участка 24:11:0000000:29, а также на выводы о том, что спорный участок не находился и не находится в границах данного населенного пункта.
Данные экспертом пояснения в полной мере соответствуют выводам, содержащимся в заключении, представленном в дело.
Указанное заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы по всем поставленным вопросам, основаны на исследовании материалов дела, результатах непосредственного обследования объектов. Компетентность эксперта подтверждена сведениями о наличии у эксперта образования. Выводы эксперта достаточно мотивированы, а само заключение отвечает требованиям относимости и допустимости.
По убеждению суда, наличие в собственности эксперта ФИО7 земельного участка, находящегося в границах зоны с особыми условиями использования территории военного объекта, на что ссылалась сторона ответчика, основанием не доверять заключению не является.
До дачи заключения эксперты, в том числе, ФИО7, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Перед опросом в судебном заседании ФИО7 повторно предупреждена судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, дала пояснения, в полной мере соответствующие ранее подготовленному заключению.
С учетом отсутствия геодезических сведений о местоположении границ участка 24:11:0000000:29, экспертом правильно применен картометрический метод определения местоположения данного объекта, сведения о котором содержатся в лесоустроительных материалах военного лесничества; лесоустроительные планшеты являются надлежащими доказательствами, подтверждающими нахождение спорного земельного участка ответчика в границах участка 24:11:0000000:29, являющегося военным объектом. Вопреки доводам ответчика, указанное доказательство было истребовано судом, а не экспертом.
Оснований сомневаться в правильности выводов эксперта у суда не имеется.
Выводы эксперта о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982 категории земель населенных пунктов, разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства не находился и не находится в границах населенного пункта <адрес> «Сибиряк» подтвержден материалами дела.
В частности, из акта технического обследования земельных участков, включаемых в черту д. Совхоз «Сибиряк» от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярской КЭЧ было согласовано установление границы населенного пункта с включением в нее 22,87 га земли без изъятия; участок расположен в кварталах 44 и 45. Между тем, из заключения судебной землеустроительной экспертизы, пояснений эксперта и представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, спорный земельный участок расположен в 51 квартале Арейского участкового лесничества.
Данных о согласовании Министерства обороны РФ на включение квартала 51 в границы указанного населенного пункта в деле не имеется.
Исходя из Генерального плана МО Шуваевский сельсовет 2014 года, установление границ населенных пунктов данного муниципального образования произведено без согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно акта выбора и обследования земельных участков по установлению черты населенного пункта д. Совхоз «Сибиряк» от ДД.ММ.ГГГГ, черта данного населенного пункта определена комиссией, в том числе, с участием представителей Красноярской КЭЧ, на основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно акта, включение земельных участков в черту населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения и землепользования, в том числе, аренды, до их изъятия в случаях, предусмотренных законодательством.
Разрешая требования иска, суд учитывает, что согласно п.9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С момента предоставления земельного участка по Государственному акту № А-1 № КЭЧ <адрес> данный объект принадлежал названному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» определено, что земли, леса, воды и другие природные объекты, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, с момента передачи земельного участка № площадью 110460000 кв.м. для нужд Министерства обороны Российской Федерации, данный земельный участок является федеральной собственностью в силу закона.
В силу пункта 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ, к заявлениям об отказе от права пользования земельным участком юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного бессрочного пользования.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороне» управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство обороны осуществляет в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
Из содержания указанных норм права и их системного толкования следует, что для распоряжения земельным участком, закрепленным за Вооруженными силами РФ, необходимо наличие решения уполномоченного лица Министерства обороны РФ.
Доказательства, свидетельствующие об отказе Министерства обороны Российской Федерации от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 24:11:0000000:29, в границах которого расположен участок, принадлежащий ответчику, в деле не имеется.
Доказательств изменения целевого назначения и категории земельного участка 24:11:0000000:29, а также изъятия данного земельного участка у Красноярской КЭЧ в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом РСФСР 1970 года, Основами законодательства СССР и союзных республик о земле 1990 года, статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, Земельным кодексом Российской Федерации, суду не представлено.
Зарегистрированное на указанный земельный участок право собственности Российской Федерации не прекращено.
При установленных судом обстоятельствах, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982 полностью находится в границах земель военного объекта – Арейское военное лесничество, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:29, находящемся в федеральной собственности; в отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 осуществлено с согласия собственника земельного участка 24:11:0000000:29, суд находит, что образование спорного земельного участка, как объекта права, повлекло нарушение прав и законных интересов собственника участка 24:11:0000000:29.
Возражая против требований прокурора, ответчик ссылался на добросовестность приобретения им участка на основании сделки купли-продажи, однако при установленных судом обстоятельствах, связанных с выбытием данного объекта из собственности Российской Федерации в отсутствие воли собственника на отчуждение, возмездность приобретения участка сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя такого объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982, его передача в собственность ФИО5, последующее отчуждение участка в собственность ответчика нарушают права Российской Федерации - собственника земельного участка 24:11:0000000:29.
Представленными суду доказательствами подтверждается, что данный объект выбыл из владения собственника - Российской Федерации помимо его воли; формирование и дальнейшее отчуждение участка земель обороны произведено органом местного самоуправления в отсутствие у него полномочий на распоряжение таким участком, который не входил в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входил в состав земель обороны Российской Федерации, являясь федеральной собственностью.
Отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка 24:11:0000000:29 не является основанием для распоряжения данным участком органами местного самоуправления и иными лицами.
При таких обстоятельствах, установив факт незаконного возникновения права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982, суд не может согласиться с доводами о том, что ФИО1 является добросовестным приобретателем данного земельного участка, и участок не может быть истребован в собственность РФ.
Оценивая доводы ответчика и представителя администрации <адрес> о пропуске истцом сроков исковой давности, суд учитывает, что в силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 200 указанного кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Применительно к статьям 301, 302 этого же кодекса срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное недвижимое имущество нарушено.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В обоснование доводов о пропуске истцом срока исковой давности ответчик и третье лицо ссылались на то, что о формировании земельных участков в границах участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 Министерству обороны РФ стало известно в 2013 году, при рассмотрении Арбитражным судом дела № А33-7040/2012, в процессе разрешения которого проведена землеустроительная экспертиза.
Вместе с тем, изучив указанное заключение, судом установлено, что земельный участок 24:11:0130901:982 или участок 24:11:0130901:488 предметом исследования не являлись, их нахождение в границах участка 24:11:0000000:29 экспертами не проверялось.
Ссылки ответчика на то, что указанным заключением установлено нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 кадастрового квартала 24:11:0130901, в котором находился земельный участок 24:11:0130901:488, несостоятельны, поскольку в заключение таких выводов не содержит.
Как установлено при разрешении дела, сведения о местоположении границ земельного участка 24:11:0000000:29 в ЕГРН отсутствуют, на местности границы данного объекта межевыми знаками не закреплены. С учетом того, что общая площадь участка военного объекта составляет более 11000 га, установление наложения на данную территорию участка площадью 1151 кв.м. является весьма затруднительным.
Установление границ зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, основанием для исчисления срока течения исковой давности с указанного момента не являются, поскольку при установлении границ данной зоны межевые работы с натурным обследованием территории не проводились.
По мнению суда, заключение ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шуваевского сельсовета и Федеральным государственным автономным учреждением «Оборонлес» Министерства обороны РФ договора об оказании услуг по устройству минерализованных противопожарных полос, не свидетельствует о том, что с момента заключения договора правообладателю участка - идентично ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» должно было стать известно о частичном наложении участка ответчика на участок 24:11:0000000:29, поскольку ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны РФ ИНН 7718239133 не идентично ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ ИНН 7704761773; целью заключения договора являлось обеспечение пожарной безопасности населенного пункта и лесов; местоположение минерализованных противопожарных полос определено приложением к договору, при этом не содержит указания на их прохождение по границам поселения или по границам военного объекта.
Доводы стороны ответчика о нахождении в непосредственной близости с участком 24:11:0130901:982 земельного участка, находящегося с 2016 года в собственности ФИО9, являющегося сотрудником ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования», основанием для исчисления сроков исковой давности с момента приобретения участка ФИО9 не являются, поскольку служебные отношения данного лица с ФГКУ «УЛХиП» не свидетельствуют о том, что указанному лицу бесспорно было известно о местоположении границ земельного участка 24:11:0000000:29.
Из представленных истцом материалов, о нахождении в границах участка федеральной собственности 24:11:0000000:29 поставленных на кадастровый учет иных земельных участков, стало известно из сообщения Федеральной службы безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим иском военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в пределах трехлетнего срока.
Спорный земельный участок 24:11:0130901:982 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, тем самым, обращение прокурора в суд ДД.ММ.ГГГГ имело место до истечения 10-летнего срока давности.
Само по себе формирование участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982, его постановка на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности ФИО5, а затем ФИО1, не является основанием полагать, что собственнику участка 24:11:0000000:29 стало известно о нарушении его прав с 2012 года, поскольку, как установлено из материалов дела, местоположение границ участка 24:11:0000000:29 определяется материалами лесоустройства военного объекта, не содержащего геодезических данных.
В силу специфичности военных объектов, отсутствие межевания территории земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 и публичных сведений о его местоположении, не свидетельствует о недобросовестности материального истца, как участника гражданского оборота в сфере земельных отношений.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Положения Закона № 280-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не являются основанием к отказу истцу в иске, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982 был образован и предоставлен гражданину в собственность не на землях лесного фонда, а из состава земель военного объекта – Арейское участковое лесничество, право федеральной собственности на который зарегистрировано с 2007 года.
При проверке доводов стороны ответчика о необходимости применения судом к спорным правоотношениям положений ст. 272 ГК РФ, судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером 24:11:0130901:1107 площадью 126 кв.м., расположенного по <адрес>2 «А» <адрес> «Сибиряк», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 134 т. 1).
Возведение дома осуществлено ФИО1 на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> (л.д. 135 т.1); в эксплуатацию объект введен в 2014 году, что следует из кадастрового паспорта объекта (л.д. 138-139 т.1).
Согласно заключения ООО «Эксперт-СМ» от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость жилого дома, расположенного в границах земельного участка 24:11:0130901:982, составляет 7820000 рублей; рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 570000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, судебной защите подлежат только нарушенные или оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого справа и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
При этом необходимо учитывать положения п. 2 ст. 27 ЗК РФ, согласно которому земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
С учетом установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что земельный участок 24:11:0130901:982 образован на территории земельного участка 24:11:0000000:29, относящегося к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования - для нужд Министерства обороны, данный участок ограничен в обороте и не мог быть предоставлен ответчику в собственность.
Возведение и сохранение на таком земельном участке жилого дома, предназначенного для постоянного проживания ответчика, членов его семьи и иных лиц, в силу специфики и назначения земельного участка 24:11:0000000:29, невозможно, представляет собой угрозу для их жизни и здоровья, в связи с чем положения ст. 272 ГК РФ, предусматривающей возможность признании права собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо установление условий пользования земельным участком собственником, не применимы.
Поскольку права ответчика на земельный участок 24:11:0130901:982 возникли в отсутствие волеизъявления собственника участка 24:11:0000000:29, и категория и вид разрешенного использования участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 исключают существование на нем жилого дома и иной недвижимости, возведенной ФИО1, данные объекты подлежат сносу.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, установив обоснованность доводов истца о том, что в собственности ответчика находится земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982, сформированный в границах земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:11:0000000:29, переданного Министерству обороны РФ, относящегося к категории земель обороны, учитывая, что в силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, суд считает необходимым истребовать из чужого незаконного владения ответчика спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:982, находя правомерными требования о возложении на ответчика обязанности сноса возведенных в границах данного земельного участка строений и ограждения.
Доводы ответчика о том, что снос жилого дома на спорном земельном участке приведет к утрате единственного жилья ФИО1 и членов его семьи, не свидетельствуют о неправомерности иска об истребовании земельного участка федеральной собственности, относящегося к категории земель обороны и безопасности, из чужого незаконного владения и освобождении такого участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:11:0130901:982, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░.░░.░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.<░░░░░>