Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шимановск 21 октября 2015 года.
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Белогрудовой С.А.,
с участием:
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО8 о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору на приобретение готового жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в Шимановский районный суд <адрес> с иском к ФИО8, о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору на приобретение готового жилья.
В обосновании своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и ней был заключен кредитный договор № по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере 1000 000 рублей, по программе «Приобретение готового жилья», на приобретение объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. В качестве обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств по названному договору указанный объект недвижимости находится в залоге (ипотеке) кредитора.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков.
В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле. Исходя из п. 6, п. 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в ФИО8 по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № к настоящему Положению.
ФИО8 в течении 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ФИО8 при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ФИО8 в течении 5 рабочих дней после получения денежных средств из ФИО15 путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действия (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданина, пострадавшего от действия (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В сентябре 2012 года она обратилась в ФИО8 с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).
Решением ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ расходы по уплате процентов по кредитному договору, заключенному заявителем, приняты к компенсации.
Согласно справки ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 74 649 рублей 06 копеек.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области за 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 -2013 годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложения жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
С учетом изложенного, просит суд, возложить обязанность на ФИО8 осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 74 649 рублей 06 копеек, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, по правилам ст. 113 ГПК РФ, представила в суд заявление в котором, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, в связи с чем в силу положения ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца.
Представитель ответчика - ФИО8 - в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, по правилам ст. 113 ГПК РФ. В материалах дела имеется заявление за подписью начальника ФИО8 о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Из отзыва ФИО8 следует, что ФИО1 являлась получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья (далее - социальная выплата) в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Впервые с заявлением она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Социальная выплата ФИО1 была предоставлена управлением за период с сентября 2012 г. по июль 2013 г. на общую сумму 95714,51 рубль. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения <адрес> (далее - министерство). Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы <адрес> регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение №). Согласно пункту 10 Положения № выплата компенсации, а также расходов на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству на текущий год. Согласно пункту 9 Положения № предоставление социальных выплаты производится ФИО8 в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства путем их перечисления на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации указанной в заявлении. Согласно пункту 4 Положения № размер социальной выплаты за месяц определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «a» п. 4 Положения №, и не может превышать сумму уплаченных гражданину процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производят в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. Согласно статье 83 Бюджетного Кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источник дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета. В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. В 2013 году министерство довело до ФИО8 по <адрес> и <адрес> средства на предоставление социальной выплаты в размере 4656.906 рублей, выплачено было 4656.906 рублей. В управление в 2013 года обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму 7499.970,3 рублей. Таким образом, долг перед гражданами на ДД.ММ.ГГГГ составил 2843.064,31 рублей. В 2014 году доведено средств на сумму 506.773,68 рублей, выплачено 506.773,68 рублей. В соответствии с п.8.1 Положения № предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление условии соблюдения требований Положения №. В 2013 году и январе 2014 года выплаты производились по заявлениям, поданным до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 по всем документам, предоставленным в управление, выплаты произведены по июль 2013 года, так как при обращении ДД.ММ.ГГГГ ею были предоставлены документы за этот период. Следующее обращение поступило ДД.ММ.ГГГГ, были предоставлены документы за август – декабрь 2013 года. В соответствии с отчетом за сентябрь 2015 года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением №, в том числе перед ФИО1 составила 74679,06 рублей. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением №, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают. Управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением №: документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в министерство направило. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным. Управление не усматривает нарушений действующего законодательства, так как причины непредставления социальных выплат из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие Подпрограммы, не зависят от работников управления. Управление возражает против требований и просит суд в их удовлетворении ФИО1 отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО25, ФИО15, ФИО27 - в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, номы материального права, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная целевая государственная программа <адрес> «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 года». Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абзац второй пункта 2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории <адрес>, заключивших не ранее ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.
Из материалов, представленных в суд установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО28 и ФИО1 был заключен кредитный договор №, по условиям которого ей был предоставлен кредит «Приобретение готового жилья» в размере 1 000 000 рублей для приобретения объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, м-н 4, квартал 46.
Как следует из свидетельства о заключении брака I-ОТ № от ДД.ММ.ГГГГ, истица ФИО1. до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ имела фамилию ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в государственное учреждение <адрес> - управление социальной защиты населения по городу Шимановску и <адрес> с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №, из сообщения начальника ГКУ <адрес> Управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 состояла на учете как получатель социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №). Выплаты произведены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следующее обращение поступило ДД.ММ.ГГГГ, представлены документы за август – декабрь 2013 года. Задолженность по выплате на сентябрь 2015 года составляет 74649,06 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранила указанный статус весь спорный период, соответственно заявитель была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице не производятся.
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №, № к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ПСУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения <адрес> путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, а также функции государственного казенного учреждения <адрес> - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и <адрес>, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и
обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти <адрес>.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гаигузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).
При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истица в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязанности государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, то есть не является препятствием к реализации предоставленного истцу права.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым взыскать с государственного казенного учреждения <адрес> - управление социальной защиты населения по городу Шимановску и <адрес> за счет средств областного бюджета задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 74646 рублей 06 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Таким образом, с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФИО8 за счет средств областного бюджета Амурской области в пользу ФИО1 задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ года за период с 01 августа 2013 года по 30 июня 2014 года в размере 74649 (семьдесят четыре тысячи шестьсот сорок девять) рублей 06 (шесть) копеек.
Взыскать с ФИО8 в пользу ФИО1 в порядке возврата расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда, через Шимановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья: _________ С.А. Белогрудова