Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-236/2021 от 29.01.2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Самара                 03 марта 2021 года

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Саломатина А.А.,

при секретаре судебного заседания Михальчук И.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Потаповой Дарьи Алексеевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ об административном правонарушении № 5-236/2021 в отношении Потаповой Дарьи Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом 20 об административном правонарушении от 23.01.2021 года, составленным УУП ОП № 6 У МВД России по г. Самара Кузмичевым С.В., Потаповой Д.А. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 23.01.2021 года в период времени с 14.00 часов до 16.00 часов Потапова Д.А., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме по маршруту от площади Героев 21-ой Армии в <адрес>, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54 ФЗ, около <адрес> не выполнила законное требование сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия, чем нарушила требования норм Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ.

В судебном заседании Потапова Д.А. вину в совершении административного правонарушения не признала, ссылаясь на то, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, пояснила суду, что участия в каком-либо публичном мероприятии она не принимала, была необоснованно задержана сотрудниками полиции при переходе <адрес> гуляя по улицам <адрес>.

Суд, выслушав Потапову Д.А., Кузмичева С.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ гласит, что организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого компетентному органу в порядке, установленном федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (часть 7 статьи 2).

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 26.6 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

В качестве доказательств вины лица, привлекаемого к административной ответственности, к материалам дела приобщены: протокол об административном правонарушении от 23.01.2021, составленным УУП ОП № 6 У МВД России по г. Самара Кузмичевым С.В., объяснения Потаповой Д.А., копии протоколов опроса свидетелей ФИО4, ФИО5, видеоматериалы, рапорт от 23.01.2021, докладная записка от 22.01.2021, письмо Администрации городского округа Самара от 21.01.2021.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При этом в представленном протоколе отсутствуют сведения о свидетелях, которым разъяснены права, обязанность и ответственность за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренные положениями соответствующих статей КоАП РФ. В материалах дела имеется лишь незаверенные копии протоколов опроса свидетелей ФИО4 и ФИО5, в которых отсутствуют сведения о том, что Потапова Д.А. являлась участником публичного мероприятия в смешанной форме.

Между тем, Потапова Д.А. указывала в объяснениях от 23.01.2021, а также пояснила в судебном заседании, что она участия в каком-либо публичном мероприятии не принимала, была необоснованно задержана сотрудниками полиции при переходе <адрес> гуляя на площади Куйбышева, что также подтверждается видеозаписью, имеющейся на CD-диске, которая была просмотрена в судебном заседании. На видеозаписи отсутствует доказательства того, что Потапова Д.А. являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме по маршруту от площади Героев 21-ой Армии в <адрес>, более того, на данной видеозаписи имеется лишь видеоматериал о предупреждении участников публичного мероприятия о возможной ответственности, видеозапись произведена на площади Героев 21-ой Армии, на ней Потапова Д.А. отсутствует, как следует из материалов дела и пояснений самой Потаповой Д,А. на данной площади в указанное время она не находилась, была задержана в районе пл. <адрес>

Кроме того, из представленных в суд фотографий переписки в мессенджере «Телеграмм» в социальной группе под названием «Стая», идентифицировать Потапову Д.А., ее участие в данной переписке, не представляется возможным, сама Потапова Д.А. отрицает факт наличия принадлежащего ей абонентского номера в данной социальной группе, из представленных фотоматериалов усматривается, что на них отображены не скриншоты переписки (которые могли бы иметь место на телефоне Потаповой Д.А.), а фотографии чужого телефона, Потаповой Д.А. не принадлежащего.

Таким образом, вывод административного органа в протоколе об административном правонарушении о том, что Потапова Д.А. 23.01.2021 года в период времени с 14.00 часов до 16.00 часов являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме по маршруту от площади Героев 21-ой Армии в <адрес>, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54 ФЗ, около <адрес> не выполнила законное требование сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия, чем нарушила требования норм Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ, противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы Потаповой Д.А. и свидетельствующих о ее виновности в совершении инкриминируемого правонарушения, суду не представлено. Опрошенный в судебном заседании участковый уполномоченный Кузмичев С.В. суду пояснил, что данный протокол об административном правонарушении был им составлен на основании рапорта полицейского 2 роты полка ППСП УМВД России по г. Самаре Гладкова Д.Н., каких-либо иных доказательств участия Потаповой Д.А. в несанкционированном публичном мероприятии в его распоряжении не имелось. При этом, из указанного рапорта усматривается, что в нем имеются неоговоренные исправления в отношении фамилии и отчества задержанного лица, несоответствия в части пола задержанного, кроме того, данный рапорт не информативен, какими-либо достоверными доказательствами по делу не подтвержден, из него не представляется возможным установить место задержания Потаповой Д.А. и конкретные действия, якобы совершенные ей.

Постановление по делу об административном правонарушении о признании лица виновным в совершении административного правонарушения не может быть основано на предположениях и противоречивых доказательствах, а должно основываться на конкретных, реальных, достоверных и допустимых фактических данных, добытых с соблюдением требований закона и надлежащим образом процессуально закрепленных и оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть как следует из содержания и смысла изложенной нормы, бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на должностного лица, осуществляющего производство по делу.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

Таким образом, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Потаповой Д.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Потаповой Дарьи Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                         Саломатин А.А.

5-236/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Потапова Д.А.
Другие
УУП ОП №6 У МВД России по г. Самаре лейтенант полиции Кузмичев С.В.
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Саломатин А.А.
Статьи

ст.20.2 ч.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
29.01.2021Передача дела судье
01.02.2021Подготовка дела к рассмотрению
24.02.2021Рассмотрение дела по существу
03.03.2021Рассмотрение дела по существу
03.03.2021Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
16.03.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
18.03.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее