Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2011 года г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - судьи Титаренко В.В.,
при секретаре Черепановой Е.И., с участием заявителя - Ананченко В.А.,
представителя командира войсковой части № старшего лейтенанта юстиции Сухорукова А.Е. и его же в качестве представителя жилищной комиссии этой же войсковой части,
в открытом судебном заседании, в расположении военного суда, рассмотрев заявление военнослужащей войсковой части № ефрейтора Ананченко <данные изъяты> об оспаривании действий командира и жилищно-бытовой комиссии этой же войсковой части, связанных с рассмотрением вопроса о жилье,
У С Т А Н О В И Л:
Ананченко В.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части № в должности делопроизводителя и воинском звании «ефрейтор».
Ананченко В.А. 13 ноября 2010 года обратилась к командиру войсковой части № с рапортом о признании, ее и члена ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в соответствующие списки. Однако 18 января 2001 года жилищно-бытовой комиссией войсковой части № ей было отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Полагая, что ответчики, незаконно принявшие вышеуказанное решение, нарушают ее права, Ананченко В.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит обязать командира и жилищно-бытовую комиссию войсковой части №, поставить ее и членов ее семьи на учет для улучшения жилищных условий.
В судебном заседании Ананченко В.А., настаивая на своих требованиях, пояснила, что проживает в арендуемом (съемном) жилом помещении на основании договора найма по адресу: <адрес>. С решением жилищной комиссии, утверждённом командиром войсковой части № об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не согласна, поскольку имеет 1/4 доли в общедолевой собственности квартиры общей площадью 66,9 кв.м., то есть меньше учётной нормы, так как в состав её семьи входит сын Роман, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В <адрес> <адрес> <адрес> она сыном не проживает ввиду стеснённости жилищных условий, так как там зарегистрированы и фактически проживают её отец, мать, брат и бабушка, которые (за исключением последней) являются сособственниками данного жилого помещения. Поводом для обращения в жилищную комиссию части, как далее пояснила заявитель, явилось необходимость признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий как основания для выплаты компенсации за поднаём жилья.
Представитель ответчика - командира войсковой части № - старший лейтенант юстиции Сухоруков А.Е. требования заявителя не признал и представил суду и заявителю письменные возражения, которое были оглашены в ходе судебного заседания. Также Сухоруков А.Е. пояснил, что Ананченко В.А. 13 ноября 2009 года обратилась с рапортом о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данный вопрос, как далее показал Сухоруков А.Е., решался на заседании жилищно-бытовой комиссии части 15января 2011 года, а её решение - не включать Ананченко В.А. на основании ст.52 ЖК РФ в списки нуждающихся, в тот же день утвердил командир войсковой части №.
Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст.50 Жилищного кодекса РФ определено, что норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По месту прохождения службы Ананченко В.А. и члены ее семьи (сын) проживают на съемной квартире по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ Ананченко В.А. имеет долевую собственность, в праве - 1/4, в трехкомнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 66,90 кв.м, которая составляет 16,73 кв.м, при том, что учетная норма, установлена решением Думы Уссурийского городского округа №273 от 30 августа 2005 года и составляет 9 кв. метров на одного человека.
Из исследованного в судебном заседании рапорта Ананченко В.А. от 13 ноября 2010 года усматривается, что она установленным порядком обратилась к командованию части с рапортом о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и ходатайствует о постановке ее и члена ее семьи (сына) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Протоколом №01 заседания жилищной комиссии войсковой части № утверждённого командиром данной войсковой части 15 января 2011 года, Ананченко В.А. отказано во включении ее в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ст. 54 ЖК РФ установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1 - 3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если:
не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Иные основания отказа в принятии гражданина на учет недопустимы. Законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления такие основания установлены быть не могут.
Обязательное требование, предъявляемое ЖК РФ к содержанию решения об отказе в принятии на учет, состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, указанные выше. То есть, ссылка представителя ответчиков, а равно указание в оспариваемом протоколе на распоряжение ГКВВ МВД России от 19 апреля 2010 года №4/22-4186, содержащем запрет постановки военнослужащих на жилищный учёт, не основано на законе.
Необоснованность данного решения жилищно-бытовой комиссии подтверждается справкой из отделения №9 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиала по Приморскому краю №8032 от 18 октября 2010 года, согласно которой по состоянию на 1 сентября 1998 года на правах личной собственности за Ананченко В.А. и ее сыном Ананченко Р.Д. квартир и домовладений в пределах <данные изъяты> не зарегистрировано.
Кроме того, Ананченко В.А. не может быть признана обеспеченной жильем по последнему месту службы по установленным нормам, поскольку принадлежащая ей доля жилого помещения (выдел в натуре которой не производился), не соответствует по нормам обеспечения для ее семьи, так как согласно вышеуказанной учетной норме, на каждого члена семьи заявителя (её и сына) приходится по 8,37 кв.м. от этой нормы. Заявитель не может рассматриваться в качестве члена семьи собственника жилого помещения, применительно к части 2 ст.51 ЖК РФ, так как сама является собственником доли жилого помещения и имеет своего члена семьи (сына).
Вышеприведённый расчёт опровергает позицию представителя ответчиков о том, что Ананченко В.А., имея долю в размере 16,7 кв.м. в жилом помещении по вышеуказанному адресу в <адрес> на праве собственности, считается обеспеченной жилым помещением по учетной норме, на основании чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет.
Таким образом, Ананченко В.А. правомерно поставила вопрос перед командованием войсковой части № о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и о постановке на соответствующий учет.
С учётом вышеизложенного, суд находит неправомерными действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части № принявшей оспариваемое решение об отказе в постановке на учет Ананченко В.А. для улучшения жилищных условий, и командира части, который его утвердил, а требования заявителя о постановке ее на жилищный учет законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащей войсковой части № ефрейтора Ананченко <данные изъяты> об оспаривании действий жилищной комиссии и командира этой же войсковой части, выразившихся в отказе во включении её в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, - удовлетворить полностью.
Решение жилищно-бытовой комиссии, утверждённое командиром войсковой части №, об отказе в принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий от 15 января 2011 года признать незаконным и нарушающим права заявителя.
Обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части № отменить вышеуказанное решение и включить Ананченко В.А. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, а командира войсковой части данное решение утвердить.
Решение может быть обжаловано в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Заместитель председателя Уссурийского
гарнизонного военного суда
В.В. Титаренко
Секретарь судебного заседания Е.И. Черепанова