РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2014 года гор. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ткачук Н.А.,
при секретаре Таркан А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дела по иску Новиковой Е.И. к федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о взыскании процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на единовременное пособие при увольнении со службы и на ежегодную материальную помощь,
установил:
Новикова Е.И. обратилась с иском к ответчику по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года проходила службу в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК (далее ЛИУ-4) в должности <...>. Приказом № №... ЛС от ХХ.ХХ.ХХ. года уволена с занимаемой должности по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Истица указывает, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ, контрактами о службе в уголовно-исполнительной системе, законодательством РФ о порядке прохождения службы в органах внутренних дел, она имела право на заработную плату, в которую согласно п. 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ, входят выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Между тем, на материальную помощь и единовременное пособие при увольнении районные коэффициенты и северные надбавки начислены не были. В связи с изложенным, Новикова Е.И. просила взыскать с ответчика недоначисленные районные коэффициенты и северные надбавки на материальную помощь и единовременное пособие при увольнении в общей сумме <...> рублей.
В судебном заседании истица Новикова Е.И. и её представитель, действующая в порядке п. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса РФ Кострикова В.И., заявленные требования поддержали. Пояснили, что обязанность по начислению районного коэффициента и северной надбавки предусмотрена нормами Трудового кодекса РФ, если отраслевые законодательные акты противоречат положениям Трудового кодекса РФ, необходимо применять Трудовой кодекс РФ, как имеющий большую силу. Полагали, что ежегодная материальная помощь и единовременное пособие при увольнении являются заработной платой работника и входят в фонд оплаты труда. Ранее районный коэффициент и северная надбавка на ежегодную материальную помощь истице начислялись.
Представитель ответчика ЛИУ-4, действующая на основании доверенности Мых А.М., в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что районный коэффициент и северная надбавка на единовременное пособие при увольнении и материальную помощь сотрудникам учреждения не начисляются, так как это не предусмотрено законодательными актами, регулирующими обеспечение денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Е.И.., изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истица проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы ЛИУ-4. ХХ.ХХ.ХХ. года Новикова Е.И. уволена со службы с должности <...> (приказ № №...-лс от ХХ.ХХ.ХХ. года) по достижении предельного возраста по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. При увольнении истице произведена выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания.
Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и порядок их применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (статьи 316, 317 Трудового кодекса РФ).
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В соответствии со статьями 10 и 11 указанного Закона работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с абз. 3 ст. 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» заработная плата с учётом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объёме.
При этом в заработную плату, на которую начисляется районный коэффициент, включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы (постановление Минтруда России от 11 сентября 1995 № 49 «Об утверждении Разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)»).Таким образом, районные коэффициенты и северные надбавки начисляются на фактический заработок, в состав которого включаются надбавки и доплаты к должностным окладам, а также премии, предусмотренные системой оплаты труда.
Согласно п. 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утверждённой приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.
Вывод о том, что суммы материальной помощи, единовременные пособия не включаются в состав заработка, так как она не обусловлена системой оплаты труда, содержится в решении Верховного Суда РФ от 17 июля 2000 № ГКПИОО-315 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительным п. 19 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» в части невключения материальной помощи в состав заработка, на который начисляются надбавки и коэффициенты к заработной плате.
Исходя из п. 3 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно п. 70 приказа ФСИН России от 27 мая 2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы», сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, замещавшим на день увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении учреждения, органа УИС выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы в учреждениях и органах УИС включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника.
Данная норма не предусматривает начисления на единовременное пособие процентной надбавки и районного коэффициента за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из изложенного следует, что на материальную помощь, единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы, процентная надбавка и районный коэффициент за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начислению не подлежат.
Доводы истца и ее представителя о том, что отношения между ЛИУ-4 и Новиковой Е.И. регулируются, прежде всего, положениями Трудового кодекса РФ, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Как указал Верховный Суд РФ в своем решении № КАС03-466 от 02 октября 2003 года, нормы Трудового кодекса РФ к данным правоотношениям применяться не могут, поскольку в силу ч. 6 ст. 11 этого Кодекса действие настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанности военной службы и иных лиц, если это установлено федеральным законом. Таким законом является Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в ч. 3 ст. 24 которого указано, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регулируется этим Законом и другими законами РФ, Положением о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.
Доводы истца о том, что ранее районный коэффициент и северная надбавка начислялись на материальную помощь, не являются юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела. Исковые требования Новиковой Е.И. заявлены в отношении выплат за 2013 г., и как установлено в судебном заседании, в 2013 г. такие надбавки начислению не подлежали в связи с принятием ряда нормативных актов, регулирующих обеспечение денежным довольствием сотрудников органов уголовно-исполнительной системы.
При таких обстоятельствах, учитывая требования нормативных актов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.199 ░░░ ░░
░░░░░░░░░░ 25.02.2014░.