Дело № 2-1181/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2012 года город Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
судьи Синельниковой И.А.
с участием истца Шиловой В.А.
при секретаре Кулановой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шиловой Веры Андреевны к Отделению Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе о признании жилого дома пригодным для проживания и возложении обязанности регистрации по месту жительства,
у с т а н о в и л :
Истец Шилова В.А. обратилась в суд с иском. Ссылаясь на положения ст.1-3 ЖК РФ, ст.20 ГК РФ, Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Постановления Конституционного суда РФ от 14 апреля 2008 года №7-П, просит признать дом, назначение жилое, общей площадью 50 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес> район старых очистных сооружений (левый берег реки Кармалки) пригодным для постоянного проживания ; возложить на Отделение Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Чернушинском районе обязанность зарегистрировать ее по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> район старых очистных сооружений (левый берег реки Кармалки).
Иск мотивирован тем, что она является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, район старых очистных сооружений (левый берег реки Кармалки). Земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 600 кв.метров, разрешенное использование - под сад –огород. В октябре 2012 года она обратилась в Отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе с заявлением о регистрации в жилом доме по вышеуказанному адресу. Ею получен устный ответ о невозможности регистрации, ввиду того, что до принятия соответствующих нормативных актов в данной сфере государственной деятельности признание жилых строений пригодных для проживания может осуществлять судами общей юрисдикции. В настоящее время она не имеет иного жилья в собственности, кроме данного дома. Жилой дом принадлежит ей на праве собственности, соответствует всем санитарным, техническим правилам и нормам и всем требованиям законодательства, он находится в пределах населенного пункта. Отказ в регистрации ее по месту проживания, нарушают ее права на свободу передвижения, выбора места жительства и права на жилище.
В судебном заседании истец Шилова В.А. полностью поддержала исковые требования, и доводы изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что в данном доме она проживает с августа 2012 года. В доме имеется отопление, подведено электричество, имеется вода. Ею заключен договор на энергоснабжение с энергоснабжающей организацией. Дом пригоден для постоянного проживания. Ее дом находится по <адрес>, последний по улице. С одной и с другой стороны от нее находятся жилые дома. Земельные участки проданы с аукциона, поскольку владельцы земельных участков под сад-огород, не оформили вовремя земельные участки в собственность. Она же оформила. Дом ее расположен в черте города.
Представитель ответчика – отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Чернушинском районе надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что Шиловой В.А. свидетельство о государственной регистрации права на дом, расположенный на земельном участке с разрешенным использованием под сад-огород по адресу <адрес> район старых очистных сооружений (левый берег реки Кармалки) выдан на основании декларации об объекте недвижимого имущества. Необходимо установить, что данный дом отвечает требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещения, и пригодно для постоянного проживания в нем граждан, что должно быть подтверждено решением суда.
Суд, заслушав истца Шилову В.А., исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 ч.2,3,4 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» ( ст.1) – в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.(ст2) - Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (ст.3) - Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии со ст.20 ч.1 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст.15 ч.2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст.16 ч.1,2 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В постановлении Конституционного суда РФ от 14 апреля 2008 года №7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи первой Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» в связи с жалобами ряда граждан» указано – «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 протокола №4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства. Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства. Принятым в 1994 году Гражданским кодексом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее статьей 35, предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209); в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213).
Гражданское законодательство, таким образом, в новых социально-экономических условиях не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан"). Закрепивший общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (часть третья статьи 9).В жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства».
Указанным Постановлением конституционного суда Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27(часть1) и 55(часть 3) абзац второй статья 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Конституционный Суд РФ не исключает возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).
То есть, признание жилого помещения пригодным для проживания имеет юридическое значение для регистрации по месту жительства.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что истец Шилова В.А. имеет в собственности дом. назначение жило одноэтажный, общая площадь 50 кв.метров по адресу: <адрес> район старых очистных сооружений (левый берег реки Кармалки). (л.д.7). ДД.ММ.ГГГГ на данное строение оформлен кадастровый паспорт, назначение – жилое. (л.д.8). Согласно технического паспорта на строение – строение состоит из трех помещений площадью (жилых комнат) 11, 10,9, 15 кв.мектров, подсобного помещения (кухни) площадью 6,2 кв.метров, коридора площадью 9,5 кв.метров. Строение в кирпичном исполнении, фундамент бетонный ленточный.(л.д.13,14). Строение расположено на земельном участке площадью 600 кв.метров, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование под сад-огород, который находится в собственности Шиловой В.А. (л.д.6). Законодательство не запрещено строительство жилого дома на земельном участке с разрешенным использование под сад-огород. На земельном участке имеется выгребная яма, колодец. В доме проведено электричество, заключен договор с энергоснабжающей организацией т ДД.ММ.ГГГГ на поставку электроэнергии, в доме имеется электрическое отопление.
На основании изложенного, приведенных норм законодательства, в судебном заседании не установлено препятствий для постоянного проживания в доме, находящимся в собственности истицы Шиловой В.А., зарегистрированное как жилое, и регистрации ее по месту жительства.
В соответствии со ст.5 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В Чернушинском районе данную функцию выполняет Отделение Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Чернушинском районе.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Шиловой Веры Андреевны удовлетворить.
Признать дом, назначение жилое, общей площадью 50 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес> район старых очистных сооружений (левый берег реки Кармалки) пригодным для постоянного проживания.
Решение является основанием для Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Чернушинском районе обязанность зарегистрировать Шилову Веру Андреевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> район старых очистных сооружений (левый берег реки Кармалки).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья - И.А. Синельникова