Дело № 2- 317/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2014 года г.Новомичуринск
Пронский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Чепелевой О.М.,
при секретаре Карташовой И.Е.,
с участием истца Старостиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Старостиной Е.И. к администрации МО - Погореловское сельское поселение о признании права собственности на квартиру,
у с т а н о в и л:
Истец Старостина Е.И. обратилась в суд с иском к администрации МО - Погореловское сельское поселение о признании права собственности на квартиру.
В обоснование иска указывает на то, что согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ она за собственные денежные средства приобрела у совхоза «Коммунар» <адрес> в личную собственность квартиру в <адрес> за 11250 рублей. Данный договор подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ, удостоверен ФИО4 - главой администрации Маклаковского сельского Совета народных депутатов <адрес>, реестровый №. В силу своей юридической неграмотности истец не зарегистрировала данный договор в БТИ. В настоящее время совхоза «Коммунар» и его правопреемников не существует. Все это время истец пользуется и владеет квартирой как своей собственной, проживает в квартире вместе с семьей; поддерживает квартиру в пригодном для проживания состоянии, осуществляет текущий ремонт, регулярно оплачивает коммунальные платежи. квартиру в пригодном для проживания состоянии, осуществляет текущий ремонт, регулярно оплачивает коммунальные платежи. Непосредственно около дома истцу был выделен земельный участок в личную собственность площадью 1500 кв.м. для личного подсобного хозяйства. На протяжении этих лет никто не оспаривал право собственности истца на данную квартиру и земельный участок.
Истец просит признать за ней право собственности на квартиру (жилое помещение) общей площадью 35,6 кв.м, жилой площадью 26,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Старостина Е.И. поддержала исковые требования в полном объеме и пояснила, что согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела <адрес>. Деньги за указанную квартиру в размере 11250 рублей она внесла в кассу совхоза согласно приходного ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор зарегистрировала только в сельсовете, в органах БТИ договор не зарегистрировала. В настоящее время зарегистрировать договор в Росреестре она не имеет возможности. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО - Погореловское сельское поселение в судебное заседание не явился, уведомив суд заявлением о том, что просят дело рассмотреть в отсутствии представителя, возражений по поводу исковых требований не имеют.
Суд, выслушав объяснения истца Старостиной Е.И., исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между совхозом «Коммунар» с одной стороны, и Старостиной Е.И., с другой стороны, был заключен договор о безвозмездной передаче квартиры в <адрес> в собственность (л.д. 17).
Данный договор был зарегистрирован в администрации Маклаковского сельского Совета народных депутатов Пронского района под регистрационным номером №.
Однако указанный договор не был зарегистрирован в органах БТИ, о чем свидетельствует справка из Пронского отделения Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 18).
Согласно пункта 1 Договора покупателем, то есть истцом Старостиной Е.И., при заключении договора уплачено 11250 рублей, которые внесены в кассу совхоза «Коммунар» согласно квитанции в приходном ордере от ДД.ММ.ГГГГ..
Согласно справки администрации МО - Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района (л.д.13-14), в похозяйственной книге № администрации Погореловского сельского поселения на 2011-2015 годы, лицевого счета № действительно за Старостиной Е.И. зарегистрирована квартира на основании договора на передачу и продажу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, расположенная в селе <адрес>.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренных статьями 550, 560 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, установленные законодательством до введения в действие части второй Кодекса.
Поскольку спорный договор заключен до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязательную государственную регистрацию договоров купли-продажи недвижимости, и до момента введения в действие Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на него распространяются ранее действовавшие требования законодательства о форме сделки и порядке регистрации договора.
Согласно ст. 135 ГК РСФСР право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Ранее действовавшее законодательство (ст.239 ГК РСФСР) предусматривало, что договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влекло недействительность договора.
Гражданский кодекс РСФСР не указывал квартиру в качестве объекта права собственности.
Вместе с тем согласно ст. 51 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" 1. Гражданину могут принадлежать на праве собственности: жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления;
Согласно ст. 50 Основ 2. Право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Передачей признается вручение вещей приобретателю, а равно сдача транспортной организации для отправки приобретателю и сдача на почту для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. К передаче вещей приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на вещи.
Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.
Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Статья 6 данного Закона предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона (до 31.01.1998 г.) признаются действительными при их государственной регистрации.
До введения в действие указанного Закона, в целях обеспечения единого порядка государственного учета жилищного фонда, государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой для Союза ССР системе на основе регистрации технической инвентаризации органами БТИ в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 10.02.1985 N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" и Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в РФ".
Основной задачей государственного учета жилищного фонда являлось получение данных о его количественном и качественном составе, принадлежности, а также численности проживающих граждан (п. 2 Постановления Совмина СССР от 10.02.1985 N 136).
Согласно п.3 указанного Постановления Совмина СССР государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Суд на основании указанных норм приходит к выводу, что регистрация договора купли-продажи квартиры в органах БТИ относится к учетной функции, а не к правоустанавливающей и не к правоподтверждающей.
Как показало изучение договора купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) договор был зарегистрирован главой администрации Маклаковского сельского Совета народных депутатов ФИО4. Вместе с тем, ранее действовавшее на момент заключения договора купли-продажи законодательство не содержало норм, предусматривающих возникновение права собственности на квартиру с моментом регистрации возникновения такого права.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, суд считает, что исковые требования Старостиной Е.И. о признании права собственности на квартиру по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает то, что все существенные условия договора сторонами сделки были соблюдены. Договор купли-продажи фактически исполнен сторонами, имущество было передано в фактическое владение нового собственника. В установленном законом порядке договор недействительным не признавался.
Исходя из пункта 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности, покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Старостиной Е.И. право собственности на квартиру (жилое помещение) общей площадью 35,6 кв.м, в том числе жилой площадью 26,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: