УИД: 24RS0036-01-2020-000012-44 дело № 2-60/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2020 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Моор Ю.Э.
при секретаре Тесля С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оленина Д.А., Овечкиной С.А. к администрации Мотыгинского района Красноярского края об исключении из государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью 3228 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истцов Оленина Д.А., Овечкиной С.А. – Кузьмин А.В., действующий на основании доверенностей, обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в 2019 году Овечкина С.А. и Оленин Д.А. приобрели в собственность два смежных земельных участка для ведения личного подсобного хозяйства: Оленин Д.А. площадью 1269 кв.м. с кадастровым номером №, Овечкина С.А. площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности за ними на указанные земельные участки зарегистрировано в Росреестре. Овечкина С.А. обратилась к кадастровому инженеру с намереньем оформить земельный участок согласно схеме подготовленной по договору №443 от 12.09.2018 на выполнение кадастровых работ, связанных с подготовкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного под жилым домом с кадастровым номером № по адресу: п.Новоангарск, ул. Ангарская, 3, в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной собственности. Ответчик схему утвердил, после чего по договору от 29.12.2018 №509 был подготовлен межевой план, в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в изменённых границах земельного участка площадью 1269 кв.м. с кадастровым номером № по вышеуказанному адресу. Однако, Росреестром в разделе земельного участка истцам было отказано, поскольку сформировать земельный участок под квартирой в многоквартирном доме не представляется возможным. Ранее учтенный земельный участок № собственники объекта недвижимости снять с регистрационного учета не могут, поскольку на земельном участке находится жилой дом. Смежные земельные участки являются ранее учтенными, использовались и используются фактически более пятнадцати лет для ведения личного подсобного хозяйства, спора по границам не существует, границы участков определены естественными объектами.
Просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю исключить из государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью 3228 кв.м, с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Оленин Д.А. извещенный заблаговременно и надлежащим образом не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание истец Овечкина С.А., извещенная заблаговременно и надлежащим образом не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов по доверенностям Кузьмин А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что без снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № истцам не представляется возможным установить границы земельных участков площадью 1269 кв.м. с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика администрации Мотыгинского района Красноярского края извещенный заблаговременно и надлежащим образом в судебное заседание не явился.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика по доверенности Бондаренко Т.В. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Межмуниципального Лесосибирского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю надлежаще извещенный в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица глава администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края, извещенный заблаговременно и надлежащим образом в судебное заседание не явился.
С учетом мнения представителя истцов, суд, считает возможным рассмотреть дело без явки указанных лиц.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункта 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим ФЗ требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в законе сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (к которым в том числе относятся и сведения о границах земельного участка), осуществляется, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Если иное не установлено настоящим законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 вышеуказанного Закона, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов в орган кадастрового учета заявление об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии со ст. 40 настоящего Федерального закона, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Частью 2 этой же статьи установлено, что местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц, или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 данной статьи случая.
В силу части 3 статьи 40 указанного Федерального закона, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо, не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного данным Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Основные требования к порядку выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель определены в Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 года.
В соответствии с пунктом 2 названной Инструкции межевание земель включает в себя: уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Согласно пункту 9.1. Инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
Пунктом 9.2 Инструкции установлено, что результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ.
Таким образом, обязательность согласования местоположения границы земельного участка с пользователем смежного земельного участка прямо предусмотрена положениями Инструкции по межеванию земель, не противоречащими требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В ходе судебного заседания бесспорно установлено, что земельный участок площадью 3228 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> стоит на кадастровом учете с 8.12.2009, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объектах недвижимости от 1.10.2019 №КУВИ-001/2019-23780039.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости – двухквартирный жилой дом.
Равнодолевыми собственниками (1/7 доля в праве) квартиры площадью 69,1 кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> являются: Оленин И.Д., Оленина С.Д.. Оленин Д.А., Оленин Д.Д., Оленина Д.Д., Оленина Е.Д., Оленина М.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 5.04.2018.
Впоследствии истцы Оленин Д.А. и Овечкина С.А. произвели раздел вышеназванного земельного участка в пределах его границ на два земельных участка и зарегистрировали право собственности на земельные участки.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.11.2019 Оленин Д.А. является собственником земельного участка площадью 1269 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Овечкина С.А. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.09.2019.
В настоящее время истцы не могут установить границы вышеназванных земельных участков, поскольку Россреестром им было отказано в снятии с кадастрового учета ранее учтённого земельного участка площадью 3228 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в связи с тем, что сформировать земельный участок под квартирой в многоквартирном доме не представляется возможным.
Учитывая изложенное, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оленина Д.А., Овечкиной С.А. - удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю исключить из государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью 3228 кв.м, с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2020 года.
Председательствующий Ю.Э. Моор