Решение по делу № 2-5/2022 (2-94/2021;) ~ М-17/2021 от 29.01.2021

№ 2-5/2022(2-94/2021)

                                                                                                                                                            44RS0014-01-2021-000083-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года        

Островский районный суд (пос. Судиславль) Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при секретаре Ячменевой Ю.С.,

с участием помощника прокурора <адрес> Чепасова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> к администрации Судиславского муниципального района о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями эксплуатации ЗС ГО ПРУ,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с указанным иском.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ Островского районного суда <адрес> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Главное управление МЧС России по <адрес>.

Из требований прокурора следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и
использовании защитных сооружений гражданской обороны, а также в области профилактики террористических проявлений администрацией Судиславского муниципального района <адрес> (далее - администрация района).

В ходе проверки установлено, что на территории Судиславского муниципального района находятся защитные сооружений гражданской обороны, числящиеся в реестре ЗС ГО <адрес> как противорадиационное укрытие (ПРУ):

- танцевальный зал здания муниципального учреждения культуры Дома народного творчества и досуга, по адресу: <адрес>, введенного в эксплуатацию в 1968 году, находится на балансе муниципального образовании Судиславский муниципальный район: подвал здания бывшего муниципального общеобразовательного учреждения Шаховская общеобразовательная школа, по адресу: <адрес>, введенного в эксплуатации в 1989 году, находится на балансе муниципального образовании Судиславский муниципальный район.

- бывшее помещение Островского районного суда, по адресу: <адрес> а, введенного в эксплуатации в 1968 году, находится в оперативном управлении муниципального образовании Судиславский муниципальный район.

-подвал здания муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка», по адресу: <адрес>, введенного в эксплуатации в 1987 году, находится на балансе муниципального образовании Судиславский муниципальный район (казна).

-подвал здания муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колокольчик», по адресу: <адрес>, введенного в эксплуатацию в 1987 году, находится на балансе муниципального образовании Судиславский муниципальный район (казна).

-подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Грудкинской начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, д. Грудки, <адрес>, введенного в эксплуатацию в 1990 году, находится на балансе муниципального образовании Судиславский муниципальный район (казна).

-подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Кобякинская начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, д. Кобякино, <адрес>, введенного в эксплуатацию в 1990 году, находится на балансе муниципального образовании Судиславский муниципальный район (казна).

Согласно актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения инв. , утвержденных ДД.ММ.ГГГГ главой Судиславского муниципального района, все вышеуказанные ПРУ не отвечают положениям нормативных документов и требуют капитального ремонта. Инженерно-техническое оборудование ПРУ отсутствует. Таким образом, ПРУ не пригодны для приема укрываемых. Также, содержание вышеуказанных ЗС ГО не обеспечено, группы (звенья) по их обслуживанию не созданы, какое-либо оборудование, либо средства, наделяющее их защитными свойствами отсутствуют.

В соответствии с п. 7.1 ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах муниципального городского округа.

Согласно ч. 3. ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон ) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Частью 4 ст. 3 Закола определено, что противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических, и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.п. 5, 6 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение минимизацию человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, минимизация последствий террористического акта.

Таким образом, органы местного самоуправления должны принимать исчерпывающий комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания муниципальных объектов, особое внимание, обратив на объекты гражданской обороны, в частности, на минимизацию последствий проявлений терроризма на данных объектах.

Согласно ст.ст. 1,2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу п. 28 ч. 1 ст. 16 Закона поддержка в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны относится к вопросам местного значения муниципального района, решение которых отнесено к полномочиям местной администрации - исполнительно- распорядительного органа муниципального образования (статья 37 Закона №
131).

В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в т.н. создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Правил) при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и
необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок содержания и использования ЗС ГО в мирное время (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как
ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

В ходе проверки установлено, что перечисленные выше требования закона по отношению к указанным ЗС ГО не выполняются, к приёму укрываемых данные защитные сооружения не готовы, требование о постоянной готовности помещений и оборудования не соблюдается. Несмотря на принятые администрацией района меры в 2018 году, по результатам которой все вышеуказанные объекты инвентаризационной комиссией администрации района были признаны не пригодными для приема укрываемых, а также установлен факт отсутствия потребности в них, о чем были составлены акты инвентаризации, направленные в дальнейшем в ГУ МЧС России по <адрес> с предложением о снятии ЗС ГО с учета.

Согласно названным актам инвентаризации ПРУ не имеют системы водоснабжения и канализации, воздуховодов, их основные и запасные выходы герметичными дверями не оборудованы, аварийные шахтные выходы и защитные оголовки дверями также не оборудованы, отсутствуют воздухоприемные оголовки, противовзрывные устройства, расширительные камеры.

Таким образом, администрацией Судиславского муниципального района не выполняются возложенные действующим законодательством обязанности по обеспечению сохранности и готовности убежища к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, по осуществлению систематического контроля за использованием муниципального имущества, его содержанием, эксплуатацией и готовностью убежища к использованию по прямому назначению. То есть не выполняются обязанности по поддержанию объектов гражданской обороны в надлежащем техническом состоянии, тем самым игнорируются перечисленные выше требования закона.

Факт проведения мероприятия по снятию с учёта указанных помещений не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящее время, указанные помещения поставлены на учет в качестве защитных сооружений гражданской обороны, процедура исключения данного объекта из перечня объектов отнесённых действующим законодательством к защитным сооружения гражданской обороны не проводилась, следовательно, данные объекты на
момент проверки являются защитными сооружениями гражданской обороны.

По фактам указанных выше нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором района внесено представление главе администрации Судиславского муниципального района, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, к настоящему времени нарушения не устранены, что подтверждается информацией администрации Судиславского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Непринятие мер по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в нормативном состоянии препятствует их использованию в случае возникновения чрезвычайной ситуации, может повлечь гибель граждан, не обеспеченных защитой в условиях такой ситуации. Отсутствие противорадиационных укрытий негативно сказывается на антитеррористической
защищенности объектов жизнеобеспечения.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит суд обязать администрацию Судиславского муниципального района
<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны противорадиационные укрытия:

-танцевальный зал здания муниципального учреждения культуры Дома народного творчества и досуга, по адресу: <адрес>;

-подвал здания бывшего муниципального общеобразовательного учреждения Шаховская общеобразовательная школа, по адресу: <адрес>; <адрес>;

-бывшее помещение Островского районного суда, по адресу: <адрес> а;

-подвал здания муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка», по адресу: <адрес>а;

-подвал здания муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колокольчик», по адресу: <адрес>;

-подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Грудкинской начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, д. Грудки, <адрес>;

-подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Кобякинская начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, д. Кобякино, <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Чепасов Д.А., заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Судиславского муниципального района по доверенности Быстрова А.А., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что Судиславский муниципальный район является безопасным районом, так как зон возможных сильных разрушений, химического и радиоактивного заражения (загрязнения) и катастрофического затопления нет. К группе по гражданской обороне Судиславский муниципальный район не отнесён. Предприятия, отнесённые к группе
по ГО, отсутствуют.

В 2017 году администрацией Судиславского муниципального района в Главное
управление МЧС России по <адрес> были направлены документы о
снятии с учета ЗСГО, но до настоящего времени объекты не сняты с учета.

В сентябре 2018 года была проведена инвентаризация ЗС ГО с целью списания
ЗС ГО. Выводы комиссии по всем ЗС ГО: «ПРУ не отвечает положениям
действующих нормативных документов. Инженерно-техническое оборудование ПРУ
отсутствует. В связи с тем, что нет потребности в наличии ПРУ и укрытия, для нужд
организации, эксплуатирующей сооружение, предлагаем ПРУ снять с учёта».

Администрация Судиславского муниципального района <адрес>
считает, что статус помещений ЗС ГО присвоен незаконно.

Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "О
Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее -Порядок)
противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны,
предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений
при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное
пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

В силу пункта 9 Порядка органы местного самоуправления определяют общую
потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют
существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии
постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием
объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной
готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов
гражданской обороны.

На основании пункта 2.3. Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 "Об
утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений
гражданской обороны" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 4317)
(далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N 583) сведения о наличии защитного сооружения
гражданской обороны (далее - ЗС ГО) представляются в Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.

Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС
ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные
управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте
расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС
ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень
оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту
ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО.
согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией -
балансодержателем ЗС. (п.2.2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно пункту 3.6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ в ЗС ГО должна быть
определенная документация.

Объект поставлен необоснованно на учет в качестве защитного сооружения
гражданской обороны. Паспорт ПРУ от ДД.ММ.ГГГГ составлен с грубым
нарушением законодательства. В ПРУ отсутствует документация, предусмотренная п.3.6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ , нет назначенных должностных лиц, в обязанности которых входит
организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности
защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ПРУ. В
нарушении требований строительных норм и правил в нем отсутствует системы
вентиляции, водоснабжения, жизнеобеспечения, отопления.

Указанные в исковом заявлении объекты, не относятся к защитным
помещениям гражданской обороны - ПРУ, как объекты гражданской обороны не
отвечают требованиям готовности к приему укрываемых лиц от опасностей,
возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а паспорта ПРУ не
могут служить доказательством существования данных защитных сооружений, так
как не соответствует требованиям закона.

ЗС ГО как защитное сооружение гражданской обороны не возводились, не
реконструировались под противорадиационное укрытие. На сегодняшний день,
указанные объекты не имеют признаков защитного сооружения.

Здание бывшего МОУ Шаховской ООШ с 2018 года находится в частной
собственности, к объектам казны муниципального образования Судиславский
муниципальный район <адрес> не относится.

Объекты не могут использоваться как защитные сооружения гражданской обороны, так как техническое состояние основных несущих строительных конструкций и инженерных сетей не соответствуют требованиям действующих норм и правил.

Решением Островского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по
делу а-181/2021 по административному исковому заявлению МУК ДНТД к администрации Судиславского муниципального района <адрес> действия администрации Судиславского муниципальный района по составлению паспорта противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ на танцевальный зал здания муниципального учреждения культуры Дом народного творчества и досуга Судиславского муниципального района <адрес> (МУК ДНТД), расположенный по адресу: <адрес> и приданию ему статуса противорадиационного укрытия признаны незаконными, паспорт противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ, на танцевальный зал здания муниципального учреждения культуры Дом народного творчества и досуга Судиславского муниципального района <адрес> (МУК ДНТД), расположенный по адресу: <адрес>А, признан недействительным.

Решением Островского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по
делу а-279/2021 по административному исковому заявлению МДОУ Западный ДС
к администрации Судиславского муниципального района <адрес>
действия администрации Судиславского муниципальный района по составлению
паспорта противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ на подвал здания
МДОУ Западный ДС расположенного по адресу: <адрес>, Судиславский
район, <адрес> и приданию ему статуса противорадиационного укрытия, признаны незаконными, паспорт противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ на подвал здания МДОУ Западный ДС расположенного по адресу: <адрес>, признан недействительным.

Решением Островского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по
делу а-435/2021 по административному исковому заявлению МДОУ Дружбинский
ДС «Колокольчик» к администрации Судиславского муниципальный района <адрес> действия администрации Судиславского муниципальный района по составлению паспорта противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ на подвал здания МДОУ Дружбинский ДС «Колокольчик» расположенного по адресу: <адрес> приданию ему статуса противорадиационного укрытия, признаны незаконными, паспорт противорадиационного укрытия отДД.ММ.ГГГГ на подвал здания МДОУ Дружбинский ДС «Колокольчик»
расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, признан недействительным.

Незаконность отнесения спорных помещений к защитным сооружениям
гражданской обороны - противорадиационным укрытиям (далее - ЗС ГО) подтверждена вступившими в законную силу судебными актами.

Следовательно, ЗС ГО числятся в реестре объектов гражданской обороны не
обоснованно, внесены в него в отсутствие законных оснований.

ЗС ГО как защитное сооружение гражданской обороны не возводились, не
реконструировались под противорадиационное укрытие. На сегодняшний день,
указанные объекты не имеют признаков защитного сооружения.

Здание бывшего МОУ «Шаховской ООШ» с 2018 года находится в частной
собственности ФИО, к объектам казны муниципального образования
Судиславский муниципальный район <адрес> не относится.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее - ГПК РФ), вступившие в силу судебные постановления являются
обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан,
организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории
Российской Федерации.

Согласно статьи 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после
вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в
порядке, установленном федеральным законом.

Согласно статьи 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные
порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается
в резолютивной части решения суда.

В соответствие с требованием закона решение суда должно быть исполнимым.

На основании вышеизложенного просит суд отказать в удовлетворении
исковых требований прокурора <адрес> о возложении на
администрацию Судиславского муниципального района <адрес> обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны 7 (семь) противорадиационных укрытий:

-танцевальный зал здания Муниципального учреждения культуры Дом
народного творчества и досуга Судиславского муниципального района Костромской
области, по адресу: <адрес>;

-подвал здания бывшего муниципального общеобразовательного учреждения
Шаховская общеобразовательная школа, по адресу: <адрес>, Судиславский
р-н, <адрес>;

- бывшее помещения Островского районного суда, по адресу: Костромская
обл., <адрес>а;

- подвал здания муниципального дошкольного образовательного учреждения
Западный детский сад «Ромашка» Судиславского муниципального района
<адрес>, по адресу: <адрес>,
<адрес>а;

- подвал здания муниципального дошкольного образовательного учреждения
Дружбинский детский сад «Колокольчик» Судиславского муниципального района
<адрес>, по адресу: <адрес>, Судиславский р-, <адрес>, ул.
Цветочная, <адрес>;

- подвал здания Муниципального общеобразовательного учреждения
Грудкинская начальная общеобразовательная школа Судиславского муниципального
района <адрес>, по адресу: <адрес>, д. Грудки, ул.
Центральная, <адрес>;

- подвал здания Муниципального общеобразовательного учреждения
Кобякинская начальная общеобразовательная школа Судиславского муниципального
района <адрес>, по адресу: <адрес>.

Представитель третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> Калашников Ю.В., в судебном заседании требования поддержал, однако пояснил суду, что согласно 28 Федерального закона, имеется ряд мероприятий, одним из которых является создание объектов гражданской обороны. Под них подпадают и защитные сооружения. Постановление Правительства 1309 и 583 Приказ МЧС России говорит о порядке постановки, снятии и перевода защитного сооружения в тот или иной вид. Все эти мероприятия проводятся решением руководителя гражданской обороны, то есть глава муниципального образования вправе принимать решение на создание, обязан содержать и, в соответствии с установленным порядком, ликвидировать объект гражданской обороны. На территории <адрес>, объектов, которым положено иметь защитные сооружения, не имеется. В принципе, данные защитные сооружения не нужны на данной территории, но в любом случае, это решение принимается руководителем гражданской обороны. В данном случае, выходом из данной ситуации является решение администрации о снятии данных объектов с учета как не нужных и не востребованных, в соответствии в с установленным порядком, согласно Приказа МЧС России . Необходимо собирать пакет документов, определенных в этом приказе, который направляется в ГУ МЧС России по <адрес> для ознакомления, оказывается методическое руководство и направляется для утверждения в Главный центральный орган МЧС России. В центральном аппарате создается комиссия, и рассматриваются все эти документы. После этого все эти документы направляются напрямую той организации, которая снимает с учета объекты либо с решением о снятии или о переводе, либо на доработку. Защитные сооружения предназначены не для укрытия всего населения, а для укрытия определенной категории населения - людей, которые остаются работать в военное время на определенных предприятиях. В районе предприятий таких нет, поэтому такой категорий людей тоже нет. Даже если что-то будет происходить экстренно, основным мероприятием по линии ГО будет являться эвакуация, также есть еще такое понятие как заглубленное помещение подземного пространства, то есть, просто подвал любого здания. Данные помещения на учет в МЧС, как защитные сооружения не ставятся, но в них укрывается население и при первой же возможности эвакуируется. Противорадиационным укрытием может быть также и первый этаж здания, при этом, в нем устанавливаются дополнительные ставни и двери.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон ) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Частью 4 ст. 3 Закола определено, что противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических, и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.п. 5, 6 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение минимизацию человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, минимизация последствий террористического акта.

Таким образом, органы местного самоуправления должны принимать исчерпывающий комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания муниципальных объектов, особое внимание, обратив на объекты гражданской обороны, в частности, на минимизацию последствий проявлений терроризма на данных объектах.

Согласно ст.ст. 1,2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу п. 28 ч. 1 ст. 16 Закона поддержка в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны относится к вопросам местного значения муниципального района, решение которых отнесено к полномочиям местной администрации - исполнительно- распорядительного органа муниципального образования (статья 37 Закона №
131).

В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в т.н. создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Правил) при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и
необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок содержания и использования ЗС ГО в мирное время (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как
ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Как следует из материалов дела, согласно актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения инв. , утвержденных ДД.ММ.ГГГГ главой Судиславского муниципального района, все вышеуказанные ПРУ не отвечают положениям нормативных документов и требуют капитального ремонта. Инженерно-техническое оборудование ПРУ отсутствует. Таким образом, ПРУ не пригодны для приема укрываемых. Также, содержание вышеуказанных ЗС ГО не обеспечено, группы (звенья) по их обслуживанию не созданы, какое-либо оборудование, либо средства, наделяющее их защитными свойствами отсутствуют, (л.д.23-29).

Согласно письма начальника ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, главам муниципальных районов и городских округов <адрес> рекомендовано организовать представление в ГУ МЧС установленным порядком акты о снятии с учета ЗС ГО с приложением к ним документов перечней предлагаемых к снятию с учета ЗС ГО по форме согласно приложению, (л.д.34).

Согласно письма начальника ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, главам муниципальных районов и городских округов <адрес> рекомендовано завершить работу по переводу убежищ и противорадиационных укрытий на эксплуатацию в качестве укрытий до ДД.ММ.ГГГГ и направить сведения о проделанной работе в Главное управление, (л.д.33).

Из ответа главы администрации Судиславского муниципального района на представление прокурора <адрес>, следует, что в сентябре 2018 года была проведена инвентаризация ЗС ГО с целью списания ЗС ГО. Документы инвентаризации были направлены в ГУ МЧС России по <адрес>. Выводы комиссии по всем ЗС ГО : ПРУ не отвечает положениям действующих нормативных документов. Было предложено снять ПРУ с учета. Работа по списанию ЗС ГО с учета будет продолжена, (л.д.44).

Таким образом, поскольку органы местного самоуправления должны принимать исчерпывающий комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания муниципальных объектов, особое внимание, обратив на объекты гражданской обороны, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика привести защитные сооружения в нормативное состояние в отношении 3-х объектов ГО - противорадиационных укрытий, а именно:

-бывшее помещение Островского районного суда, по адресу: <адрес> а;

- подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Грудкинской начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, <адрес>;

- подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Кобякинская начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в силу п. 1.2. Правил - Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.

В силу п.2.5. Правил - С учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:

при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.

Решением Островского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по
делу а-181/2021 по административному исковому заявлению МУК ДНТД к администрации Судиславского муниципального района <адрес> действия администрации Судиславского муниципальный района по составлению паспорта противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ на танцевальный зал здания муниципального учреждения культуры Дом народного творчества и досуга Судиславского муниципального района <адрес> (МУК ДНТД), расположенный по адресу: <адрес> и приданию ему статуса противорадиационного укрытия признаны незаконными, паспорт противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ, на танцевальный зал здания муниципального учреждения культуры Дом народного творчества и досуга Судиславского муниципального района <адрес> (МУК ДНТД), расположенный по адресу: <адрес>А, признан недействительным, (л.д.82-83).

Решением Островского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по
делу а-279/2021 по административному исковому заявлению МДОУ Западный ДС
«Ромашка» к администрации Судиславского муниципального района <адрес>
действия администрации Судиславского муниципальный района по составлению
паспорта противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ, на подвал здания
МДОУ Западный ДС «Ромашка» расположенного по адресу: <адрес> и приданию ему статуса противорадиационного укрытия, признаны незаконными, паспорт противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ, на подвал здания МДОУ Западный ДС «Ромашка» расположенного по адресу: <адрес>, признан недействительным, (л.д.93-94).

Решением Островского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по
делу а-435/2021 по административному исковому заявлению МДОУ Дружбинский
ДС «Колокольчик» к администрации Судиславского муниципальный района <адрес> действия администрации Судиславского муниципальный района по составлению паспорта противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ на подвал здания МДОУ Дружбинский ДС «Колокольчик» расположенного по адресу: <адрес> приданию ему статуса противорадиационного укрытия, признаны незаконными, паспорт противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ, на подвал здания МДОУ Дружбинский ДС «Колокольчик»
расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, признан недействительным, (л.д.113-115).

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО, приобрел в собственность - нежилое здание (школа) общая площадь 1485,7 кв. м, КН , по адресу: <адрес>, (л.д.98). В данном здании в подвале расположено защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ).

В учетом изложенного, принимая во внимание, то что, паспорта противорадиационных укрытий, расположенных: подвал здания МДОУ Дружбинский ДС «Колокольчик»,
по адресу: <адрес>,
<адрес>, подвал здания МДОУ Западный ДС «Ромашка», по адресу: <адрес>, танцевальный зал здания муниципального учреждения культуры Дом народного творчества и досуга Судиславского муниципального района <адрес> (МУК ДНТД), по адресу: <адрес>А, признаны недействительными, придание им статуса противорадиационного укрытия признано незаконным, а подвал здания бывшего МОУ «Шаховская ООШ», по адресу: <адрес>, принадлежит иному собственнику, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

       Администрация Судиславского муниципального района является органом местного самоуправления, в связи с чем, освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

                                           

РЕШИЛ:

           Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать администрацию Судиславского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, следующие противорадиационные укрытия:

-бывшее помещение Островского районного суда, по адресу: <адрес> а;

-подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Грудкинской начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>;

-подвал здания муниципального общеобразовательного учреждения Кобякинская начальной общеобразовательной школы, по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>.

В остальной части исковых требований отказать.

          Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

                       Председательствующий:                                                                                А.В. Гуров

                                                                       

2-5/2022 (2-94/2021;) ~ М-17/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пом.прокурора Судиславского района Костромской области Чепасов Д.А.
Ответчики
Администрация Судиславского муниципального района Костромской области
Другие
Даланов Олег Вячеславович
Главное Управление МЧС России по Костромской области
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Гуров Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
ostrovsky--kst.sudrf.ru
29.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2021Передача материалов судье
02.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.02.2021Предварительное судебное заседание
22.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
15.06.2021Производство по делу возобновлено
24.06.2021Судебное заседание
25.10.2021Производство по делу возобновлено
10.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
27.01.2022Производство по делу возобновлено
10.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее