Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-320/2021 от 22.09.2021

УИД 40RS 0-39

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес>                 08 октября 2021 года

    Судья Дзержинского районного суда <адрес> Смирнов Д.Л., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административно ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

    Органом административной юрисдикции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 21:10:18 час. по адресу: автодорога «Калуга-Медынь», 21 км плюс 600 м (вблизи населенного пункта <адрес>) водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством марки ДАФ FT XF 105.410 с государственным регистрационным знаком Н380ВК40, в составе 5-осного автопоезда, в нарушение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ» осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения. Согласно акту измерения параметров транспортное средство превысило предельно допустимый показатель по осевой нагрузке: на ось на 4,60% (с учетом погрешности 10%), то есть на 0,466 тонн; на ось на 4,83% (с учетом погрешности 10%), то есть на 0,362 тонн; на ось на 0,15% (с учетом погрешности 10%), то есть на 0,011 тонн; на ось на 6,79% (с учетом погрешности 10%), то есть на 0,509 тонн. Нарушение зафиксировано автоматизированным комплексом весогабаритного контроля «Авакс»-М (далее также – АПВГК) (код комплекса: 2400001, заводской номер оборудования: 0450100011119, свидетельство ТСИ , регистрационный , свидетельство о поверке со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ).

    В поданной жалобе ФИО1 просил указанное выше постановление отменить, производство по делу – прекратить, ссылаясь на то, что транспортное средство передано в пользование ООО «МинКомТранс», которое, в свою очередь, предало его в аренду ООО «АТЭКС». В дополнении к жалобе ФИО1 также указал, оспаривая постановление по существу, что совокупная масса автомашины, полуприцепа и груза согласно паспортам транспортных средств и товарно-транспортным документам не могла превышать допустимых 40 тонн. Определение АПВГК общего веса автопоезда, равного 42504 кг, является некорректным, чему могло способствовать несоблюдение показателей ровности проезжей части в месте установки комплекса.

    В судебном заседании ФИО1 и его защитник ФИО3 доводы жалобы поддержали, а также указали, что груз являлся тарированным, представлял из себя 24 паллета, каждый из которых весит по одной тонне.

    Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья считает постановление подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.

    Согласно п. 2 ч. 1 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1621-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 391-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 774-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 177-О-О).

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из свидетельства о регистрации и паспорта транспортного средства в отношении автомашины ДАФ FT XF 105.410 с государственным регистрационным знаком Н380ВК40 следует, что масса транспортного средства без нагрузки составляет 7850 кг.

Из свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта полуприцепа SCHMITZ S01 с государственным регистрационным знаком АЕ 1674 40 следует, что его масса без нагрузки составляет 7100 кг.

С учетом имеющейся фотофиксации проезда транспортного средства АПВГК, никаких оснований сомневаться в том, что использовался именно этот полуприцеп, не имеется.

Согласно товарно-транспортной накладной ДД.ММ.ГГГГ и универсальному передаточного документу от ДД.ММ.ГГГГ для перевозки передана мука известняковая массой 24000 кг. В качестве водителя указан ФИО4 Перевозка осуществлялась на указанной выше автомашине и с указанным выше полуприцепом.

В качестве правового основания перевозки представлен договор перевозки груза П от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СтройСнабСырье» и ООО «АТЭКС», а также выписка операций по лицевому счету в разрезе «»» «СтройСнабСырье», содержащая сведения о перечислениях последнего в пользу перевозчика, подтверждающая действительность соответствующих правоотношений.

Таким образом, совокупный вес транспортного средства, полуприцепа и груза по документам составляет 38950 кг.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НерудСнаб» подтверждает отгрузку грузоотправителю ООО «СтройСнабСырье» указанного выше транспортного средства с зафиксированной ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 46 минут на весовой массы брутто 39,26 т., массы нетто – 24,54 т.

Судье не представлено доказательств того, что оформление перевозки не соответствует требованиям, предъявляемым к определению массы груза, опломбированию транспортных средств и контейнеров, особенностям перевозки отдельных видов грузов, утвержденным Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Также перевозчиком ООО «АТЭКС» представлен отчет по системе мониторинга GPS/Глонасс в отношении автомашины ДАФ FT XF 105.410 с государственным регистрационным знаком Н380ВК40, распечатка с тахографа указанного автомобиля под управлением водителя ФИО4, из которых следует, что данное транспортное средство проезжало во время, указанное в постановлении об административном правонарушении, пункт весогабаритного контроля, и что с момента загрузки и до пересечения АПВГК автомобиль двигался короткое время, не останавливался, не отклонялся от маршрута. То есть сведений о том, что он куда-то заезжал и мог догрузиться, не имеется.

Таким образом, само по себе документальное оформление и обоснование перевозки, приведенное выше, не дает судье разумных оснований сомневаться в том, что превышения предельных параметров по массе автопоезда не имелось.

При этом судья учитывает также и следующее.

В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» весовой и габаритный контроль транспортных средств осуществляется в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог. Площадки, на которых размещаются стационарные и передвижные пункты весового и габаритного контроля, а также участки автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются автоматические и передвижные пункты весового и габаритного контроля, должны соответствовать требованиям к площадкам и участкам автомобильных дорог, установленным порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.

В соответствии с пунктами 39, 44 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ , участки автомобильной дороги протяженностью 100 метров до места установки и 50 метров после места установки оборудования автоматического измерения весогабаритных параметров должны отвечать следующим требованиям:

продольный уклон не более 10 промилле (постоянный);

поперечный уклон не более 30 промилле;

прямые с допустимым радиусом кривизны в плане не менее 1 000 метров;

поперечная и продольная ровность проезжей части не должна превышать нормативных показателей и должна обеспечивать возможность измерений согласно метрологическим характеристикам средств измерений.

Соответствие мест установки оборудования АПВГК установленным в настоящем пункте требованиям должно подтверждаться результатами инструментального контроля, организованного владельцем автомобильной дороги и проводимого не реже одного раза в 3 месяца.

Средства измерений, применяемые при весогабаритном контроле, должны быть утвержденного типа и поверены. Их метрологические характеристики должны соответствовать метрологическим требованиям, указанным в перечне измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а также характеристикам, указанным в описании типа средств измерений.

При размещении оборудования, используемого при весогабаритном контроле, должны соблюдаться положения настоящего Порядка, а также требования, установленные в эксплуатационной документации и в описании типа средств измерений.

Владелец указанного оборудования должен содержать его в работоспособном состоянии.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ целями указанного закона, в частности являются: защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности.

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются, в том числе при: выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора); обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Правительством Российской Федерации в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в областях, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, с указанием обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений.

В силу ст. 9 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Перечнем измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для измерения нагрузки на ось (группу осей) автотранспортного средства в динамическом состоянии при последовательном взвешивании осей транспортного средства и осей транспортного средства, входящих в группу осей (при скорости движения от 1 до 5 км/ч) в качестве обязательного метрологического требования к измерению предусмотрен предел допускаемой погрешности измерений +/- 2%; на автоматических пунктах весового контроля (при скорости движения от 20 до 140 км/ч) - +/- 11% (допускается измерение при значениях скорости движения транспортных средств от 1 км/ч при условии соответствия погрешности такого измерения предельно допустимой погрешности, установленной настоящим перечнем). Для измерения массы автотранспортного средства в динамическом состоянии на автоматических пунктах весового контроля при последовательном взвешивании осей транспортного средства (при скорости движения от 1 до 5 км/ч) в качестве обязательного метрологического требования к измерению предусмотрен предел допускаемой погрешности измерений +/- 2%, при скорости движения от 20 до 140 км/ч - +/- 5% (допускается измерение при значениях скорости движения транспортных средств от 1 км/ч при условии соответствия погрешности такого измерения предельно допустимой погрешности, установленной настоящим перечнем).

В описании Типа средства измерения в отношении АПВГК «Авакс»-М при его утверждении указано, что комплекс представляет собой набор измерительных технических средств, имеет модульную структуру и состоит, в том числе из модуля весоизмерительного (полоса из весоизмерительных датчиков (детекторов), датчики (детекторы) определения многоскатности колес, датчик (детектор) измерения температуры дорожной одежды и окружающей среды. В том числе комплекс измерительный автоматического весового и габаритного контроля «АВАКС»-М предназначен для автоматических измерений в движении, в частности: нагрузки на ось транспортного средства, общей полной массы ТС, нагрузки на группу осей ТС, нагрузки на ось в группе осей.

Весоизмерительный модуль основан на преобразовании сигналов, возникающих во время проезда ТС через пьезоэлектрические датчики, в аналоговые сигналы, параметры которых изменяются пропорционально воздействию нагрузки от колес движущегося ТС и времени прохождения между датчиками. Пьезоэлектрические датчики монтируются в дорожное полотно перпендикулярно направлению движения ТС на определенном расстоянии друг от друга и служат для измерения нагрузки на каждую ось, расстояния между осями и скорости движущегося ТС. На основе полученных результатов измерений производится расчет общей массы ТС путем суммирования нагрузок от каждой оси.

Описанием утвержденного типа средства измерения предусматривается, что пределы допускаемой относительной погрешности при измерении полной общей массы и нагрузки на группу осей составляет +/- 5%, при измерении нагрузки на ось +/- 10%. Рабочий диапазон скоростей от 5 до 140 км/ч.

Согласно Инструкции по эксплуатации комплекса «Авакс»-М участки автомобильной дороги протяженностью 100 метров до установки и 50 метров после места установки оборудования автоматического измерения весогабаритных параметров должны отвечать требованиям, указанным выше в Порядке осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ .

В дорожное полотно устанавливается оборудование, входящее в модуль весоизмерительный и модуль обнаружения и измерения длины транспортного средства. Особое внимание обращается на то, что необходимо поддерживать структуру и ровность дорожной одежды для оптимальной работы детекторов комплекса в течение всего срока службы, а также устанавливать и обслуживать детекторы в соответствии с технической документацией. Оптимальным вариантом для постоянных мест установки на шоссейных дорогах и основных артериях является использование бесшовного железобетонного дорожного покрытия с протяженностью 90 метров, либо шовных бетонных конструкций с поперечными швами на расстоянии не более 5 метров друг от друга. Поверхность каждого такого твердого дорожного покрытия должна быть ровной после пропарки и перед тем, как детекторы будут установлены на расстоянии 60 метров от начала выровненного участка. Необходимо убедиться, что сопротивление скольжению поверхности после шлифовки не хуже, чем у прилегающих поверхностей. На дороге с асфальтовым покрытием для установки детекторов рекомендуется рассматривать участок протяженностью в 15 метров, состоящий из асфальтобетонного или битумного материала с каждого края портландцементной конструкции.

В формуляре в отношении комплекса «Авакс»-М его производитель ООО «Корпорация «Строй Инвест Проект М» указал, что гарантирует соответствие комплекса техническим характеристикам при соблюдении правил эксплуатации и соблюдении требований к характеристикам дорожного полотна в зоне весогабаритного контроля на участке измерения весогабаритных параметров.

В представленной суду информации Корпорация «Строй Инвест Проект М» указала, что для обеспечения корректности измерений участок дороги, на котором установлен Комплекс измерительный автоматического весового и габаритного контроля «Авакс»-М, должен соответствовать требованиям нормативной документации по безопасной эксплуатации автомобильных дорог, перепад между плоскостью проезжей части и плоскостью датчика не должен превышать 3 мм. В случае превышения этого значения необходимо осуществлять шлифовку слоя износа датчика для устранения перепадов.

Уже после внесения комплекса «АВАКС»-М в государственный реестр средств измерений приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст с ДД.ММ.ГГГГ в качестве национального стандарта Российской Федерации введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 33242-2015 "Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Метрологические и технические требования. Испытания".

В соответствии со ст.ст. 2, 15 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ под национальным стандартом понимается документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются участниками работ по стандартизации в соответствии с главой 5 настоящего Федерального закона в целях содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники.

Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются на основе: результатов научных исследований (испытаний) и измерений; положений международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг); приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий.

Так, согласно приложению Б к указанному выше ГОСТ 33242-2015 (Практические инструкции по установке автоматических весов для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси) зона взвешивания должна включать грузоприемное устройство с подъездными путями с обоих концов.

Подъездные пути перед грузоприемным устройством и позади него должны состоять из устойчивого к нагрузке покрытия из бетона или аналогичного по надежности материала, уложенного на подходящую основу, чтобы обеспечить прямой гладкий участок поверхности подъездных путей, лежащий примерно в одной плоскости с грузоприемным устройством и служащий опорой одновременно для всех шин ТС при приближении ТС к грузоприемному устройству и при прохождении через него. Чтобы минимизировать перемещение груза между осями ТС, продольный уклон подъездных путей не допускается. Грузоприемное устройство должно быть установлено в той же плоскости, что и подъездные пути.

В справочном приложении «В» к ГОСТ 33242-2015 (Общее руководство по установке и работе автоматических весов для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси) указывается: чтобы достичь требуемого уровня точности (за исключением WIM-весов для взвешивания ТС целиком), должны быть выполнены следующие минимальные требования к поверхности подъездных путей: а) на участках протяженностью 8 м до и после грузоприемного устройства поверхность подъездных путей должна соответствовать допуску по плоскостности ± 3 мм (не более) от горизонтали или от плоскости поперечного уклона, которая проходит через грузоприемное устройство, и б) на участках подъездных путей, удаленных (с двух сторон) от грузоприемного устройства более чем на 8 м, поверхность должна соответствовать допуску по плоскостности ± 6 мм (не более) от горизонтали или от плоскости поперечного уклона, которая проходит через грузоприемное устройство.

Из проектной и исполнительной документации в отношении соответствующего участка автодороги и других материалов, представленных ГКУ КО «ЦБДД» и ГКУ КО «Калугадорзаказчик» (владельца автомобильной автодороги Калуга-Медынь) следует, что рекомендованные производителем комплекса и описываемые в ГОСТ оптимальные требования к участку автодороги, не соблюдены, характеристики автодороги в месте расположения комплекса являются аналогичными другим участкам автодороги. В этой связи утверждать, что качество дорожной одежды не могло сказаться на корректности результатов взвешивания, нельзя.

При этом судья учитывает следующее. Согласно разрешению № RU ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию реконструированный участок автодороги Калуга-Медынь с 21 км +400 м по 21 км +880 м (устройство пункта (автоматизированных систем) весового и габаритного контроля транспортных средств).

Комплекс начал эксплуатироваться в тестовом режиме только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам всех согласований реально введен в эксплуатацию в рабочем режиме только ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, уже по результатам инструментального контроля автодороги ГКУ «Калугадорзаказчик» ДД.ММ.ГГГГ в районе АПВГК установлено, что поперечная ровность покрытия (колейность) превышала допустимую для корректной работы комплекса в соответствии с эксплуатационной документацией производителя и достигала 5-6 миллиметров на обоих полосах движения именно в районе расположения вмонтированных в автодорогу пьезоэлектрических весоизмерительных датчиков.

ДД.ММ.ГГГГ были организованы эксплуатационные испытания АПВГК с тремя тестовыми проездами трехосного автомобиля КАМАЗ 5511 с твердым неподвижным грузом. <адрес>ами масса КАМАЗа определялась на поверенных весах для статического взвешивания, с определением нагрузки на каждую из осей и общей массы транспортного средства, которая в результате первого взвешивания показала 20090 кг, в результате второго взвешивания – 19960 кг.

В результате одного из проездов АПВГК «АВАКС»-М выдал результат нагрузки на третью ось 8184 кг, то есть с превышением на 9,4% условно достоверной нагрузки на ось применительно к первому результату взвешивания на весах для статического взвешивания (7480 кг) и на 10% применительно ко второму результату взвешивания (7440 кг). Общая масса транспортного средства была определена комплексом «АВАКС»-М в этом же проезде равной 21043 кг, то есть с превышением на 4,7% условно достоверной массы применительно к первому результату взвешивания на весах для статического взвешивания и на 5,4% применительно ко второму результату взвешивания.

Таким образом, уже в апреле 2021 года АПВГК выдавал результаты взвешивания, близкие к предельно допустимой погрешности средства измерения, утвержденного для «АВАКС»-М при утверждении типа средства измерения, а также установленных Перечнем измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, равные им и даже превышающие их.

По результатам проведенного КГУ «Калугадорзаказчик» инструментального контроля автодороги ДД.ММ.ГГГГ показатели поперечной ровности покрытия (колейности) в районе расположения весоизмерительных датчиков уже доходила до 8-9 мм в обоих направлениях движения.

Обращает на себя внимание и то, что выполняя замеры продольного уклона автодороги ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ один и тот же ведущий эксперт отдела контроля качества ФИО5 в первом случае установил превышение предельно допустимого поперечного уклона автодороги, допустимого инструкцией по эксплуатации «Авакс»-М и Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России (не более 10 промилле (постоянный)), а во втором случае не установил такового.

Согласно государственному контракту на оказание услуг по проведению комплексного технического обслуживания автоматизированных пунктов весового и габаритного контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ таковое обслуживание комплекса осуществляется ИП ФИО6

В письме ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером на имя начальника ГКУ КО «ЦБДД» указано, что исходя из представленных материалов по результатам замеров дорожной лаборатории, а также при личном осмотре места установки пьезоэлектрических датчиков весоизмерительных, было установлено, что датчики по отношению к асфальтовому покрытию находятся заподлицо, однако из-за образовавшейся колейности до 9 мм перед датчиками на асфальтовом полотне образовался перепад высот величиной 7-15мм, что не обеспечивает равномерного прохождения осей транспорта через весоизмерительные датчики, а следовательно погрешность измерений может быть превышена более чем на 10%. Учитывая изложенное, рекомендуется приостановить фиксацию административных правонарушений до устранения неровностей дорожного полотна в зоне действия АПВГК «Авакс»-М.

Кроме того, дорожно-строительной лабораторией ООО «Квант», имеющего сертификацию на осуществление испытаний в соответствующей области деятельности и аттестованных специалистов, по заказу частного лица ДД.ММ.ГГГГ выдало комиссионное заключение по результатам обследования состояния дорожного покрытия участка автомобильной автодороги в месте расположения пункта автоматизированной системы весового и габаритного контроля транспортных средств, согласно выводам которого состояние дорожного покрытия не отвечает требованиям для обеспечения надежной и эффективной эксплуатации комплекса в рамках установленной погрешности измерительного комплекса в соответствии с приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» п. 39 и Формуляром «Комплекса измерительного автоматического весового и габаритного контроля «Авакс»-М. В том числе установлена колейность на месте расположения весоизмерительных датчиков до 11 мм, что не соответствует СП 78.13330.2012 (не более 5% результатов определений могут иметь значение просветов до 6 мм, остальные – до 3 мм).

Согласно техническому заключению № ЗВС-170921 по определению ровности дорожного покрытия от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Научно-исследовательским центром «Дорожно-строительные материалы», имеющим соответствующий аттестат аккредитации № РОСС.NPO/S.IL-00043 и свидетельства о поверки соответствующих средств измерений, продольная и поперечная ровность подъездных путей 8 м до и после грузоприемного устройства не соответствует требованиям приказа Минтранса РФ и ГОСТ 33242-2015 (колейность в месте расположения грузоприемного устройства достигает 11 мм, на подъездных путях к нему – до 9 мм).

ДД.ММ.ГГГГ по жалобам владельцев транспортных средств прокуратурой <адрес> была проведена проверка корректности работы АПВГК, в результате которой установлено, что первый автомобиль «Мерседес-Бенц Актрос 183» с полуприцепом «CHMITZ CFRGOBULL» показал массу с грузом на весах для стационарного взвешиания 22980 кг, а по результатам 8 проездов на разной скорости через АПВГК в районе д. Каравай по данным АВАКС»-М массу от 24990 кг до 28232 кг, то есть показал превышение условно достоверной массы автомобиля от 8,7% до 22,9%, что в каждом случае превышает предельно допустимую погрешность в измерении общей массы транспортного средства в 5%. Второй автомобиль автокран «КС 45717К-1Р», показавший массу на весах для стационарного взвешивания 23300 кг, по результатам 7 тестовых проездов показал результат взвешивания на АПВГК от 23884 кг до 26045 кг. Применительно к данному автомобилю только один результат взвешивания оказался в пределах допустимой погрешности (2,5%). <адрес>ов показали превышение массы в результате взвешивания на АПВГК по сравнению со стационарным взвешиванием от 7,15 % до 11,78 %, то есть в каждом случае с превышением допустимых пределов погрешности. Третье транспортное средство КАМАЗ 5511» по результатам 6 проездов АПВГК показало разницу между собственными результатами взвешиваниями от 14306 кг до 22476 кг, то есть в 8170 кг.

Учитывая изложенное выше, включая сведения об инструментальном контроле автодороги в районе АПВГК по состоянию на июнь 2021 года, выраженной неровности автодороги, выявленной по результатам последующих проверочных мероприятий, а также результаты взвешивания, полученные в ходе прокурорской проверки, равно как и другие приведенные в настоящем решении данные, у судьи имеются сомнения в том, что АПВГК «Авакс»-М безусловно корректно определил результаты взвешивания ДД.ММ.ГГГГ при проезде транспортным средством лица, привлеченного к административной ответственности, пункта весогабаритного контроля.

Приложением к упомянутому выше контракту от ДД.ММ.ГГГГ предусматривается проведение ряда регламентирующих работ по техническому обслуживанию и содержанию АПВГК, в числе которых предусматривается ежемесячная проверка состояния дорожного полотна в зоне весогабаритного контроля на соответствие требованиям руководства по эксплуатации и предоставление результатов фото-видеофиксации состояния дорожного полотна в зоне весогабаритного контроля в ГКУ КО «ЦБДД».

Из истребованной у ИП ФИО6 и ГКУ КО «ЦБДД» информации о результатах проведения такой проверки следует, что данные о применении тех или иных поверенных средств измерений с формированием результатов такой проверки не осуществлялось. Информирование ГКУ «ЦБДД» в этой части сводилось к предоставлению фотографий общего плана автодороги, произведенных с вышки комплекса, не позволяющих оценить действительное состояние дорожного полотна по параметрам его ровности и иным параметрам. Видеофиксация дорожного полотна в зоне весогабаритного контроля на соответствие требованиям руководства по эксплуатации ИП ФИО6 не производилась и в ГКУ КО «ЦБДД» не предоставлялась.

Таким образом, приведенные выше данные также не могут являться доказательством соответствия дорожного полотна предъявляемым требованиям для нормативной эксплуатации АПВГК.

Кроме того, на особенности взвешивания отдельных грузов, равно как и особенности испытаний и поверки весов в зависимости от тех или иных типов транспортных средств и перевозимых грузов указывается и в ГОСТ 33242-2015 «Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Метрологические и технические требования. Испытания.»

WIM-весы (то есть весы, которые: установлены на контролируемой площадке для взвешивания; используются для определения и отображения полной массы ТС, нагрузок на одиночные оси и при необходимости нагрузок на группы осей движущегося ТС и установлены таким образом, что скорость ТС контролируется) должны быть испытаны при обычных условиях эксплуатации, чтобы проверить, что они удовлетворяют требованиям разделов 4 (за исключением 4.7) и 5 для любого(ых) ТС и материала (материалов), нагруженного в транспортное средство, для взвешивания которых они предназначены (п. 7.2.1).

Испытания в режиме взвешивания в движении должны проводиться: с учетом надписей маркировки (5.9); в назначенных условиях эксплуатации, для работы в которых предназначены весы; в соответствии с методами испытаний, изложенными в разделе 8, за исключением того, что контрольные ТС и материалы, нагружаемые в ТС, должны быть тех же типов, которые предполагается взвешивать. Если весы будут использоваться для определения нагрузки на ось, то испытание с использованием двухосного ТС с жесткой рамой должно быть проведено обязательно (п.7.2.1.1).

Если весы предназначены для определения полной массы ТС, то они целиком должны быть испытаны на соответствие требованиям, указанным в 4.1.1, с использованием всех типов ТС, указанных в 8.5 (п. 8.1.1).

Если весы предназначены для определения нагрузки на одиночную ось или группу осей целиком, WIM-система должна быть испытана на соответствие метрологическим требованиям: 4.2.1.1, с использованием двухосного ТС с жесткой рамой для определения условно истинного значения статической эталонной нагрузки на одиночную ось, как описано в А.9.3.1.3, и 4.2.1.2, с использованием всех контрольных ТС, указанных в 8.5 (п. 8.1.2).

Типы и число контрольных ТС, которые необходимо использовать при испытаниях, должны представлять весь ряд ТС, встречающихся в данной стране, и для взвешивания которых предназначены весы. Классификация ТС по компоновке осей должна выполняться с использованием имеющейся в распоряжении WIM-системы подсчета количества осей и информации о межосевых расстояниях. Дополнительно к двухосному ТС с жесткой рамой должно быть выбрано как минимум два других разных ТС. Если возможно, следует использовать ТС с различными конфигурациями осей, различными конфигурациями автопоездов (тягач — прицеп), различными системами сцепки «тягач — прицеп» и различными системами подвесок. Если конкретные весы испытываются с ограниченным количеством типов ТС (например, только с пневматической подвеской), то это должно быть отмечено в свидетельстве об утверждении типа. Минимум два других контрольных ТС должны быть выбраны из следующего списка: трех-/четырехосные ТС с жесткой рамой; сочлененные четырехосные или с большим количеством осей ТС; двух-/трехосные с жесткой рамой с двух-/трехосным прицепом и брусом автосцепки. Двухосное ТС с жесткой рамой должно использоваться как контрольное ТС при определении условно истинных значений статической эталонной нагрузки на одиночные оси и в качестве контрольного ТС при испытаниях в режиме взвешивания в движении. Другие контрольные ТС должны быть выбраны таким образом, чтобы охватить (насколько возможно) диапазон взвешивания весов. Для испытаний контрольные ТС должны использоваться как в ненагруженном состоянии, так и в нагруженном (А.9.3.1). ТС, перевозящие жидкости или другие материалы (вещества), у которых может смещаться центр тяжести во время движения ТС, должны использоваться как контрольные ТС, только если WIM-весы будут применяться для определения полной массы или нагрузок на оси и/или группы осей этих ТС. Если WIM-весы не предназначены для такого использования, то на них должна быть нанесена маркировка с надписью «Не должны использоваться для взвешивания ТС, перевозящих жидкости или другие материалы (вещества), у которых центр тяжести перемещается во время движения ТС». Если WIM-весы предназначены для определения полной массы, нагрузок на одиночные оси или нагрузок на группы осей ТС с пружинной подвеской из стальных листов, то испытания должны быть выполнены по крайней мере на одиночной оси и на группе осей с таким же типом подвески. Если WIM- весы не предназначены для такого использования, то на них должна быть нанесена маркировка с надписью «Не должны использоваться для взвешивания ТС с пружинной подвеской из стальных листов» (п. 8.5).

Каждое контрольное ТС (двухосное с жесткой рамой плюс два или более других ТС) должно совершить по крайней мере пять испытательных проездов с каждой из трех скоростей, с ненагруженным и нагруженным ТС, как описано в А.9.3.2. Таким образом, по крайней мере 90 проездов контрольных ТС требуется для каждой измерительной сессии. Если потребуется для испытаний в режиме взвешивания в движении, то может быть проведено большее число испытательных проездов в соответствии с национальным законодательством (п. 8.6).

Первичная и периодическая (последующая) поверка Комплекса «Авакс»-М, установленного в районе д. Каравай, проводилась ООО «Корпорация «Строй Инвест Проект М». Из представленных в суд указанным лицом материалов поверки следует, что для целей поверок использовалось только трехосное транспортное средство, которое совершало 6 проездов с твердым неподвижным грузом общим весом до 25 т., равно как подобное же транспортное средство использовалось и при проведении эксплуатационных испытаний (совершено 3 проезда).

Изложенное, принимая во внимание и то, что испытания не проводились и в отношении транспортных средств с грузом массой, близкой к 40 тоннам, усиливает сомнения в том, что результат взвешивания транспортного средства лица, привлеченного к административной ответственности, соответствует действительной массе транспортного средства с грузом на момент проезда АПВГК.

Доводы о том, что сам факт поверки обеспечивает корректность работы АПВГК судья считает несостоятельными, поскольку на возможность сбоев в его работе, в том числе в результате несоблюдения условий его эксплуатации, прямо указано в инструкции по его эксплуатации.

Кроме того, оценивая возможность принятия результатов весоизмерительного контроля АПВГК «Авакс»-М, установленного на 21+600 метров автодороги Калуга-Медынь, для целей привлечения к административной ответственности, судья учитывает следующее.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.

Работы и (или) услуги по поверке средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, оплачиваются по регулируемым ценам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 26 закона).

В соответствии с п. 43 Перечня Средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, к таковым отнесены средства измерений, применяемые при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Техническим регламентом Таможенного союза ТР «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 827 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) предусматривается, что при проектировании автомобильных дорог необходимо обеспечивать безопасное и бесперебойное движение транспортных средств установленных габаритных размеров и весовых параметров с разрешенными скоростями движения при существующих и прогнозируемых на установленный перспективный период интенсивности транспортных потоков с учетом существующего и прогнозируемого состава движения (11.2), а также необходимо предусматривать размещение стационарных пунктов габаритного и весового контроля (п. 11.27).

К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации относятся, в том числе введение допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств для обеспечения сохранности эксплуатируемых автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (п. 13).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что органом, ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", является, в частности, Министерство внутренних дел Российской Федерации - в рамках осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части требований к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Техническим регламентом Таможенного союза ТР «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 877 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) предусматриваются, в том числе в приложении к Техническому регламенту, конкретные габаритные и весовые ограничения, действующие в отношении транспортных средств, инкорпорированные Российской Федерацией в национальное законодательство.

Реализация требований безопасности обеспечивается выполнением, в том числе непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии, в частности, с приложением N 5 в отношении габаритных и весовых ограничений выпускаемых в обращение транспортных средств (п. 16 Технического регламента).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" является, в частности, Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации.

Анализ и сравнение результатов инструментального контроля, оформленного в виде акта результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства, на наличие или отсутствие превышений измеренных весогабаритных параметров транспортного средства над допустимыми весогабаритными нормами, установленными законодательством об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, применительно к конкретному участку автомобильной дороги, на котором осуществлялся инструментальный контроль, прямо отнесены Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ , к деятельности контрольно-надзорного органа и проводимым мероприятиям по осуществлению контроля (надзора) (п.п. 21, 34 и другие).

Таким образом, контроль за соблюдением владельцами транспортных средств требований по весовым и габаритным ограничениям транспортных средств относится к мероприятиям государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов с использованием средств измерений, включенных в АПВГК «Авакс»-М, а результатом таких мероприятий государственного контроля (надзора) является привлечение к административной ответственности. Проведение поверки аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственным региональным центром метрологии АПВГК вытекает из характера его использования, направленного на применение в отношении неопределенного числа лиц в целях соблюдения ими обязательных требований законодательства, вытекающих из технического регламента, под угрозой привлечения к ответственности должностными органами Министерства внутренних дел.

Однако, поверка автоматизированного комплекса весогабаритного контроля «Авакс»-М (код комплекса: 2400001, заводской номер оборудования: 0450100011119, установленного по адресу: автодорога «Калуга-Медынь», 21 км плюс 600 м (вблизи населенного пункта <адрес>) произведена его производителем ООО «Копорация «Строй Инвест Проект М», а не аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственным региональным центром метрологии, что не удовлетворяет предусмотренным государством требованиям к обеспечению достоверности результатов измерений.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Учитывая, что прекращение производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения по указанным выше основаниям исключает необходимость правовой оценки доводов о том, в чьем фактическом владении (пользовании) находился автомобиль, судья не видит оснований для обсуждения по существу доводов ФИО1 о прекращении производства по делу на основании ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 12.21.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░ ░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>                    ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-320/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Федин Александр Юрьевич
Другие
Костина Ю.В.
Суд
Дзержинский районный суд Калужской области
Судья
Смирнов Дмитрий Леонидович
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--klg.sudrf.ru
23.09.2021Материалы переданы в производство судье
23.09.2021Материалы переданы в производство судье
08.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
09.11.2021Вступило в законную силу
15.02.2022Дело оформлено
15.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее