Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-642/2018 (2-8060/2017;) ~ М-8246/2017 от 06.12.2017

Дело № 2-1210/2018

Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 03 апреля 2018 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Комиссаровой Н.А., с участием помощника прокурора г. Асбеста Задориной А.С., представителя ответчика Ишмухаметовой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Асбеста в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Асбеста обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с ТБО, природоохранного, лесного законодательства. В ходе выездной проверки установлено, что на территории города Асбеста в границах земельного участка с кадастровым номером *** на участках с координатами *** вдоль автомобильной дороги из пос. *** городского округа расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления (строительный мусор, бытовые отходы). Указанные точки с указанными координатами расположены в границах участков со следующими кадастровыми номерами: ***, ***, которые как отдельные не разграничены, а входят в состав участка с кадастровым номером ***, являющийся собственностью Российской Федерации. Участок не предоставлен в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Указанный земельный участок относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью. В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 1905-ПП, исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты (подп. 6 пункта 8 Положения). Проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках охватываются полномочиями Департамента. Обнаруженная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, поэтому организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, относится к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области.

Несанкционированное складирование твердых бытовых отходов на территории лесного фонда нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

На основании изложенного прокурор города Асбеста Свердловской области просит суд обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером ***, на участках с координатами: *** вдоль автомобильной дороги из пос. *** городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора города Асбеста Задорина А.С. просила исковые требования удовлетворить. Полагала, что Департамент лесного хозяйства Свердловской области является надлежащим ответчиком.

От представителя ответчика Ишмухаметовой О.И., действующей на основании доверенности от 11 января 2017 года, поступили возражения на иск /л.д. 50-59/, согласно которым возложение на представителя публичного собственника обязанности по ликвидации загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков является крайней мерой, применяемой в случае невозможности установления непосредственного причинителя вреда компонентам окружающей среды. Из материалов дела не усматриваются факты, свидетельствующие о проведении после установления незаконного складирования бытовых отходов на территории лесных участков в составе земель государственного лесного фонда розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, виновных в нарушении норм природоохранного законодательства, что ведет к невозможности удовлетворения исковых требований. Департамент не является уполномоченным органом по уборке несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда. Статьи 54, 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.10.2016. Статья 51 названного кодекса, на которую ссылается истец, в настоящее время регулирует вопросы охраны лесов от пожаров. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» утратило силу. Как следствие, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Возложение на Департамент обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств и фактическому нарушению принципа реальной исполнимости судебного акта, подразумевающему, в том числе законные способы исполнение решения суда. Кроме того, собственником лесных участков в составе земель лесного фонда является Российская Федерация. Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области. Просит отказать прокурору г. Асбеста в удовлетворении исковых требований к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Ишмухаметова О.И. возражения поддержала.

Третьи лица ГКУ СО «Сухоложское лесничество», Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Асбестовского городского округа, Администрация Малышевского городского округа в судебное заседание своих представителей не направили. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщено. Судом определено рассматривать дело при данной явке на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, прокурор города Асбеста Свердловской области вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено и подтверждается актом проверки (осмотра) от 27 июня 2017 года, составленным помощником прокурора г. Асбеста Пьянковой А.Л. с участием специалиста 1 категории отдела ЖКХ, транспорта, связи и жилищной политики администрации АГО Гуниной Е.В. и помощника прокурора г. Асбеста Задориной А.С., что на участке земли, расположенном вдоль дороги из пос. Изумруд в поселок Лесозавод на территории Асбестовского и Малышевского городских округов обнаружены свалки твердых бытовых отходов: строительный мусор, части шифера, колотый кирпич, деревянные доски, старая одежда, срезанные ветки деревьев и кустарников, пищевые отходы, отходы деревянной тары, банки из-под пищевых продуктов, пластиковые бутылки, стеклянная упаковка из-под пищевых продуктов /л.д. 11-23/.

Установлено, что свалка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером *** на участках с координатами ***. Указанные точки с указанными координатами расположены в границах участков со следующими кадастровыми номерами: ***, ***, которые как отдельные не разграничены, а входят в состав участка с кадастровым номером ***.

Согласно выписке № 9-вн из государственного лесного реестра, квартал 147 (выдел 5) Малышевского участка Асбестовского лесничества расположен на землях государственного лесного фонда, входит в состав земельного участка с кадастровым номером ***, относящегося к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, и в настоящее время не предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование /л.д. 60-61/.

В соответствии со свидетельством № 109009 земельный участок с кадастровым номером *** из категории земель лесного фонда, площадью *** кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 декабря 2007 сделана запись регистрации № *** /л.д. 62/.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П, от 02 июня 2015 года № 12-П).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Как указано выше, земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственность (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании положений п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области (правопреемник Министерства природных ресурсов Свердловской области), что следует из п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года №1905-ПП).

В соответствии с подп. 6 п. 8 Положения именно ответчик Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, принятие во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому - либо в законное владение и пользование, позволяет сделать однозначный вывод о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области.

Оснований согласиться с правовой позицией ответчика о том, что действующее законодательство не возлагает на Департамент обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не имеется, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.

Ответчик правомерно указывает о том, что с 01 октября 2016 года утратила силу ст. 55 Лесного Кодекса Российской Федерации. Данная норма закона предусматривала, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия.

На основании п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01 марта 2017 года) охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, действующее законодательство не исключает специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Свердловской области из системы охраны лесов.

Довод ответчика о том, что возложение на Департамент обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, суд также отклоняет.

Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.ч. 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

При этом Департамент является главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения).

Из приведенных вышеуказанных норм закона следует, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, входит в полномочия Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов.

Указанное исключает правильность довода ответчика о том, что расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на вышеуказанные мероприятия является нецелевым расходованием денежных средств.

Непроведение розыскных мероприятий, направленных на установление виновных в нарушении природоохранного законодательства лиц, обязанности по ликвидации свалки не исключает, поскольку не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен; последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.

Вопреки правовой позиции ответчика, бремя содержания лесного участка, на котором зафиксирован факт несанкционированной свалки, не несет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, Территориальным управлением Росимущества субъекта, также как и органами местного самоуправления данного городского округа, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Асбеста в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов удовлетворить.

Обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером ***, на участках с координатами: *** вдоль автомобильной дороги из пос. *** городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Войт

2-642/2018 (2-8060/2017;) ~ М-8246/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
Коробов Антон Валентинович
Ответчики
САО "ЭРГО"
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Войт Анна Валерьевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
06.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2018Судебное заседание
02.04.2018Производство по делу возобновлено
12.04.2018Судебное заседание
16.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2019Дело оформлено
22.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее