Дело №2-2710/2018
Решение
Именем Российской Федерации
16 июля 2018 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Кулагиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шариповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурина ФИО6 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании отказа незаконным, обязании заключить договор аренды земельного участка на определенный срок,
Установил:
Сурин К.А. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании отказа незаконным, обязании заключить договор аренды земельного участка на определенный срок.
В обоснование иска указал, что в 2014 году обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка для строительства торгово-развлекательного центра <адрес>
Акт о выборе земельного участка был подписан 29 декабря 2014 года.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 31 декабря 2014 года № утверждены материалы предварительного согласования места размещения (строительства) торгово-развлекательного центра на земельном участке площадью 5000 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 07 октября 2015 года № в выше указанное постановление № от 31 декабря 2014 года внесены изменения, а именно, слова «торгово-развлекательного центра» заменены словами «торгового центра».
На обращение к ответчику о предоставлении спорного земельного участка в аренду, письмом от 20 сентября 2016 года был получен отказ по тем основаниям, что оборотоспособность испрашиваемого земельного участка ограничена, так как участок полностью расположен на территории зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, бульвары, пляжи и др.), вид разрешенного использования земельного участка противоречит Генеральному плану <адрес>. Полагает указанный отказ незаконным. Просит суд: признать незаконным отказ о предоставлении земельного участка площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения (строительства) торгового центра сроком на 15 лет; обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области заключить с Суриным ФИО7 договор аренды земельного участка площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения (строительства) торгового центра сроком на 15 лет.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Морозкина Л.А. требования поддержала, просила удовлетворить в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений, а также на основании статьи 34 Федерального закона №171-ФЗ.
Представитель ответчика по доверенности Кузьменко О.А. в материалы дела представила письменный отзыв, в соответствии с которым по существу заявленных исковых требований Администрация Щелковского муниципального района не возражает, принятие решения по указанному иску оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, извещены, отзыв в материалы дела не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 2014 году истец обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка для строительства торгово-развлекательного центра в <адрес> ( л.д.8).
Ответом от 04 декабря 2014 года, Администрация Щелковского муниципального района Московской области не возражала против проведения работ по выбору земельного участка ориентировочной площадью 5000 кв.м. в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ (л.д.9).
Акт о выборе земельного участка был подписан 29 декабря 2014 года (л.д.14-17).
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 31 декабря 2014 года № утверждены материалы предварительного согласования места размещения (строительства) торгово-развлекательного центра на земельном участке площадью 5000 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов (л.д.24-25).
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 07 октября 2015 года № в выше указанное постановление № от 31 декабря 2014 года внесены изменения, а именно, слова «торгово-развлекательного центра» заменены словами «торгового центра» (л.д.19).
Согласно представленному в материалы дела выписки из ЕГРН, спорный земельный участок площадью 5000 +/- 25 кв.м. сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (л.д. 57-61).
На обращение к ответчику о предоставлении спорного земельного участка в аренду, письмом от 20 сентября 2016 года был получен отказ по тем основаниям, что оборотоспособность испрашиваемого земельного участка ограничена, так как участок полностью расположен на территории зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, бульвары, пляжи и др.), вид разрешенного использования земельного участка противоречит Генеральному плану г.Щелково (л.д.37).
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент первичного обращения истца в администрацию, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок испрашивался под строительство торгового центра с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон №171-ФЗ) до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации ( в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или в муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Из материалов дела следует, что место размещения объекта строительства на земельном участке приблизительной площадью 5000 кв.м. в <адрес> согласовано Постановлением Администрации Щелковского муниципального района 31 декабря 2014 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предоставление земельного участка Сурину К.А. регулировалось положениями Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01 марта 2015года и без проведения торгов.
Согласно пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
-выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации ( часть 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок образования и предоставления таких земельных участков.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должно быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленными федеральными законами (часть 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Проверив порядок предоставления земельного участка истцу с предварительным согласованием места размещения объекта, суд находит его соблюденным и соответствующим действующему законодательству. Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 31 декабря 2014 года, т.е. до 01.03.2015, суд приходит к выводу, что у истца возникло право требовать принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства на основании пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и на момент возникновения правоотношений, согласия Министерства имущественных отношений Московской области не требовалось, участок мог быть предоставлен в аренду без проведения торгов.
Проверяя доводы ответчика, изложенные в письме об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, по тем основаниям, что оборотоспособность испрашиваемого земельного участка ограничена, так как участок полностью расположен на территории зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, бульвары, пляжи и др.), вид разрешенного использования земельного участка противоречит Генеральному плану <адрес>, суд приходит к следующим выводам.
Для проверки указанных доводов, определением суда от 15 мая 2018 года по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ФИО8
Из представленного в материалы дела заключения эксперта следует, что при сопоставлении данных, полученных в результате геодезической съемки, сведений ЕГРН, Акту о выборе и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, экспертом установлено, что фактическое местоположение и площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует указанным документам, границы (координаты) земельного участка соответствуют сведениям ЕГРН, права посторонних землепользователей не нарушены, земельный участок не находится в границах территорий охранных зон, не ограничен в обороте,, вид разрешенного использования: для размещения (строительства) торгового центра (4.2) соответствует Генеральному плану, утвержденному решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от 26 декабря 2017 года основному виду разрешенного использования «объекты торговли (торговые центры, торговые развлекательные центры (комплексы)», код (числовое обозначение ВРИ) «№.». (л.д.92-132).
Оценив содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы обоснованны и понятны. При этом заключение судебной экспертизы подготовлено во исполнение определения суда, экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, с соблюдением требований ст. ст. 84 - 86 ГПК РФ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, является лицом, не заинтересованным в исходе дела. Выводы эксперта, наряду с другими доказательствами по делу, явились для суда достаточными, чтобы разрешить возникший между сторонами спор.
На основании изложенного, доводы, изложенные в отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду, ответчиком не доказаны ( ст.56 ГПК РФ) и полностью опровергаются иными представленными в материалы дела письменными доказательствами.
Согласно подпункта 2 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается сроком на 49 лет в случае предоставления земельного участка для размещения линейных объектов.
Истцом заявлены требования о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 15 лет.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Сурина ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Щелковского муниципального района Московской области в предоставлении Сурину ФИО10 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, разрешенный вид использования : для размещения (строительства) торгового центра (4.2).
Обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области заключить с Суриным ФИО11 договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, разрешенный вид использования : для размещения (строительства) торгового центра (№), сроком на 15 лет.
Решением может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий
Судья И.Ю.Кулагина.