Дело № 2-203/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Эвенск «17» ноября 2014 г.
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Яруллиной Н.М.,
при секретаре Осокиной Н.Н.,
с участием и.о. прокурора Северо-Эвенского района М.П. Горбачевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: пос. Эвенск, ул. Победы, 19 дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области к унитарному муниципальному предприятию «Коммунальная энергетика» об обязании провести специальную оценку условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Горбачева М.П. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к УМП « Коммунальная энергетика» об обязании провести специальную оценку условий труда, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение ст. 37 Конституции РФ, ст. 212 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 28.12.2013 № 426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда», УМП «Коммунальная энергетика» не проведена специальная оценка условий труда, в связи с чем, работники лишены права на безопасные условия труда. Просит обязать директора УМП «Коммунальная энергетика» провести специальную оценку условий труда в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направил, о его времени и месте извещён. В своём отзыве полагает, что исковое заявление прокуратуры не подлежит удовлетворению в полном объеме. В качестве оснований ответчиком приведены доводы о том, что между УМП « Коммунальная энергетика» и ООО «САРМ» заключен договор от 02.06.2014 года № СОУТ-8-0033/14 на оказание услуг по специальной оценке условий труда. Предприятием УМП «Комэнерго» произведена предоплата в размере 100% стоимости договора 97536 рублей, что подтверждается платежным поручением от 05.06.2014 года № 187. Ответчик считает, что предмет исковых требований отсутствует, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.
С учётом положений ч. 4 ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, приведя доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении. Просит обязать ответчика провести специальную оценку условий труда, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст., ст. 21, 22 ТК РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда. Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель имеет право реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
Статья 209 ТК РФ дает определения следующих понятий: условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В силу положений ст. 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В частности, работодатель должен обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона).
На основании ст. 7 Закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты, осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подготовки статистической отчетности об условиях труда, решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями, определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления, принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников, оценки уровней профессиональных рисков, иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Главой второй Закона определен Порядок проведения специальной оценки условий труда. Согласно п.1., п.2. ст.8 данной главы обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты от 24.01.2014г. № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, которая устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам.
Таким образом, специальная оценка условий труда проводится в целях обеспечения безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а результаты специальной оценки условий труда являются средством обеспечения защиты прав работника, установленных трудовым законодательством, в случае выявления нарушений таковых.
Согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения серии 49 № 000311177, выписки из ЕГРЮЛ № 1571 от 26.04.2013 года, УМП « Коммунальная энергетика» поселка Эвенск Магаданской области поставлен на учет в налоговый орган 26.04.2013 года, является юридическим лицом, адрес местонахождения: п. Эвенск, ул. Победы, д. 24, имеет основной государственный регистрационный номер 1134910008683.
Согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.5., п.п.5,6 п.5.5., п.п. 5., п.п. 7. п.6.3. Устава УМП «Коммунальная энергетика»:
- УМП «Коммунальная энергетика» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации;
- предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации, Магаданской области, Северо-Эвенского района. поселения Эвенск, Уставом;
- от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанность по приобретенным правам, выступает истцом и ответчиком в судебных органах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда;
- предприятие обязано обеспечить гарантированные условия труда и меры социальной защиты работников предприятия;
- директор предприятия утверждает структуру предприятия, штатное расписание, осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договора.
Согласно штатному расписанию УМП «Коммунальная энергетика» среди его работников отсутствуют надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, т.е. работники, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда.
Из сообщения ответчика от 16.10.2014г. № 870 следует, что данным предприятием заключён договор на оказание услуг по специальной оценке условий труда, приезд специалистов планируется в 4 квартале 2014г.
Ответчиком в обоснование своего несогласия с иском предъявлен договор УМП «Коммунальная энергетика» с ООО «САРМ» от 02.06.2014 года № СОУТ-8-0033/14 на оказание услуг по специальной оценке условий труда, а также сведения о произведённой предоплате в рамках данного договора.
Согласно п. 4.1 договора по окончанию оказания услуг или их оконченного этапа заказчику представляется акт сдачи-приёмки услуг и отчёт по результатам специальной оценки условий труда, который подписывается заказчиком в течение 10 дней либо заявляет исполнителю свои мотивированные возражения.
Предприятием УМП «Комэнерго» в рамках исполнения обязанности заказчика по данному договору произведена предоплата в размере 100% стоимости договора 97536 рублей, что подтверждается платежным поручением от 05.06.2014 года № 187.
Между тем доказательств исполнения данного договора в соответствии с п. 4.1 ответчиком суду не представлено, что свидетельствует о фактическом невыполнении УМП «Комэнерго» обязанности по проведению специальной оценки условий труда и о необоснованности доводов ответчика.
Поскольку непроведение специальной оценки условий труда ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - работников предприятия, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с данным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Суд соглашается с предложенным и.о. прокурора сроком проведения оценки - в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является достаточным, реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
В соответствии ч. 1 ст.103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в доход соответствующего бюджета.
Размер государственной пошлины по рассматриваемому делу составит 4000 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район».
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать директора унитарного муниципального предприятия «Коммунальная энергетика» провести специальную оценку условий труда в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с унитарного муниципального предприятия «Коммунальная энергетика» в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 17.11.2014г., с подачей апелляционной жалобы, представления через районный суд.
Судья Н.М. Яруллина