Решение по делу № 33-5810/2019 от 26.06.2019

Судья Кротов А.В. Дело № 33-5810

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18.07.2019 г. город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Чаплыгиной Т.В.,

при секретаре Ермиловой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении пенсии по старости

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 02.04.2019 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) Романовой О.Н., поддержавшей доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Федорова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное)), который с учетом уточненных исковых требований просила признать незаконным решение УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) от 22.01.2019 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном исчислении, как 1 год за 1 г. и 6 мес., периода работы с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г. в Саратовской городской клинической больнице № 7 в должности медицинской сестры перевязочной в операционном блоке, периода нахождения в командировке с 03.09.2012 г. по 08.10.2012 г., возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные спорные периоды, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 26.12.2018 г. (с момента обращения за ней).

Требования мотивировала тем, что обратившись в УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, получила отказ из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, при этом ответчиком из ее льготного стажа исключены вышеуказанные спорные периоды.

Не согласившись с отказом, Федорова С.В. за защитой своих нарушенных прав обратилась в суд.

Рассмотрев спор, Балаковский районный суд Саратовской области решением от 02.04.2019 г. исковые требования Федоровой С.В. к УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) удовлетворил в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения на пенсионный орган обязанности включить Федоровой С.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода работы с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г. в Саратовской городской клинической больнице № 7 в должности медицинской сестры перевязочной в операционном блоке, как 1 г. и 6 мес.; назначения досрочной страховой пенсии с 26.12.2018 г. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в указанной части, приводя в обоснование доводы, аналогичные доводам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений.

От истца на апелляционную жалобу поступили возражения, в которых она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

В силу ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, при величине индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Аналогичные положения содержались в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015 г.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «н» п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.

Кроме этого наряду с вышеуказанными нормативно – правовыми актами применяются Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 г. № 395; Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональном образованием в учреждениях здравоохранения утвержденная приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 г. № 377. Разъяснение Министерства труда от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Вышеперечисленные Списки содержат исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, и расширенному толкованию не подлежат.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с действующим законодательством (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781), так и в соответствии с ранее действующим законодательством (Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066) право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий: работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях. При исчислении медицинского стажа в льготном порядке, то есть один год за один год шесть месяцев, необходимо выполнение одновременно трех условий работа в определенных должностях, определенных структурных подразделениях, определенных лечебных учреждениях.

Судом первой инстанции установлено и следует из трудовой книжки истца, что в период с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г. Федорова С.В. работала в Саратовской городской клинической больнице № 7 в должности медицинской сестры перевязочной (л.д. 23-26).

26.12.2018 г. Федорова С.В., <данные изъяты> г.р., обратилась в УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, полагая, что она имеет право на назначение ей вышеуказанного вида пенсии.

Решением УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) от 22.01.2019 г. № 789408/18 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку ответчиком из ее стажа исключен, в том числе, период работы с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г. в Саратовской городской клинической больнице № 7 в должности медицинской сестры перевязочной (л.д. 10-12) в льготном исчислении.

Свой отказ пенсионный орган мотивировал тем, что спорный период работы не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 мес., поскольку должность – «медицинская сестра перевязочной» не поименована п. 1 Наименований должностей «Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 мес., утв. Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно решению ответчика, Федорова С.В. имеет:

- 26 лет 07 мес. 29 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии с учетом п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

- 29 лет 06 мес. 17 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии с учетом п. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

- 29 лет 10 мес. 06 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П,

- величину индивидуального пенсионного коэффициента 42,50.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что законных оснований в действиях ответчика не имеется, так как в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, спорный период подлежит включению в ее стаж лечебной деятельности в льготном исчислении.

Разрешая и удовлетворяя исковые требования Федоровой С.В., суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к выводу о том, что истец осуществляла свою работу в спорный период в должности, учреждении и структурном подразделении, которые дают право на исчисление льготной пенсии как 1 год работы за 1 год и 6 мес., при этом суд руководствовался положениями постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

Постановлением Правительства Российской Ф от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которыми предусмотрен перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Таким образом, право на исчисление 1 год, как 1 год и 6 мес. дает не любая работа, связанная с лечебной деятельностью, а лишь та, которая осуществлялась в должности и структурном подразделении, поименованными Перечнем от 2002 г.

Указанным перечнем предусмотрено право на исчисление 1 год как 1 год и 6 месяцев:

- операционным медицинским сестрам (включая старших) и акушеркам (включая старших) в определенных отделениях хирургического профиля (включая операционный блок),

- медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Из материалов гражданского дела усматривается, что истец в период с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г. работала в Саратовской городской клинической больнице № 7 в должности медицинской сестры перевязочной.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец в спорный период работала в операционном блоке.

Так как Федорова С.В., работая в спорный период в должности медицинской сестры перевязочной, не представила доказательств работы в указанный период, подтверждающих ее работу в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом, работа в которых дает право на льготное исчисление пенсии, судебная коллегия, исходя из приведенного выше правового регулирования спорных отношений, приходит к выводу о том, что у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения Федоровой С.В. в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости указанного периода ее работы в льготном исчислении.

Как было указано выше, периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

В спорный период (с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г.) действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») – действовал для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.

Указанным Перечнем льготное исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, как год и шесть месяцев, - не предусмотрено.

Вывод суда о применении к спорным правоотношениям постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 несостоятелен, так как Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно.

Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж истца в льготном исчислении спорного периода ее работы и отсутствия на момент обращения истца в УПФР с заявлением о назначении пенсии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, вывод суда о признании за Федоровой С.В. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 26.12.2018 г. является неправомерным.

На основании изложенного решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 02.04.2019 г. в части удовлетворения исковых требований Федоровой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) в части исключения из льготного стажа Федоровой <данные изъяты> в связи с лечебной деятельностью периода работы с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г. в Саратовской городской клинической больнице № 7 в должности медицинской сестры перевязочной в операционном блоке, как 1 г. и 6 мес.; возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) включить Федоровой <данные изъяты> в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода работы с 09.08.1988 г. по 31.12.1988 г. в Саратовской городской клинической больнице № 7 в должности медицинской сестры перевязочной в операционном блоке, как 1 г. и 6 мес.; назначения досрочной страховой пенсии с 26.12.2018 г. - отменить.

В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5810/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Федорова Светлана Валерьевна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе
Другие
ГУЗ «Областной клинический центр комбустиологии»
Силягин Игорь Михайлович
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Бартенев Ю.И.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
18.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее