№2-633/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2013 года с. Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Кшановской Ю.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Башкортостан Мигранова Р.М., представителя истца Федотов К.В. - Кривошеиной Н.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Прокофьевой В.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах Федотов К.В. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах Федотов К.В. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указывая в обоснование, что прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлено, нарушения требований закона, связанные с непредоставлением жилья Федотов К.В. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ч.6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.1. ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местно самоуправления. Проведенная по поступившему обращению проверка показала, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц, надлежащим образом не выделяется. Установлено, что Федотов К.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за 04-973 Федотов К.В. принят на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно справке Иглинского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от ДД.ММ.ГГГГ № Федотов К.В. собственником объектов недвижимости на территории <адрес> РБ не является. Также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Федотов К.В. на объекты недвижимого имущества в ЕГРП, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, Федотов К.В., не являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма, до настоящего времени администрацией МР <адрес> РБ не предоставлено благоустроенное жилое помещение, тем самым нарушены его права на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. С учетом изложенного прокурор просит обязать администрацию МР <адрес> РБ предоставить Федотов К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В судебное заседание Федотов К.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем письменном заявлении просит дело рассмотреть без его участия, исковые требования прокурора поддерживает.
Суд, с учетом мнений лиц участвующих в деле, в соответствии ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Федотов К.В.
В ходе рассмотрения дела в суде помощник прокурора <адрес> РБ Мигранов Р.М., действуя по доверенности, исковые требования уточнил и просил обязать ответчика предоставить Федотов К.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Представитель истца Федотов К.В.- Кривошеина Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Прокофьева В.И. в судебном заседании в удовлетворении иска не возражала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названного конституционного положения ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) также предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона Республики Башкортостан дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Согласно подп. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", в редакции Закона РБ от 31 октября 2011 года №451-з органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 названного выше Постановления (в редакции Постановления Правительства РБ от 02 декабря 2011 года 3441) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договором социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Вышеназванным постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 г. предусмотрено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.
Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, Федотов К.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Башкортостан. Отец Федотов К.В.- Федотов В.Ю. лишен родительских прав на основании решения Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мать Федотова Г.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления главы администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном Федотов К.В. назначен - Трофимов Г.Н.
Согласно постановлению главы администрации <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Федотов К.В. включен в Единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения жилья вне очереди.
В настоящее время Федотов К.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в документе удостоверяющем личность.
Данных о том, что Федотов К.В. имеет на праве собственности жилое помещение или же приобрела право пользования жилым помещением, не имеется.
При таких обстоятельствах Федотов К.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в 2013 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 493429,9 тысяч рублей, из них на <адрес> РБ выделено 1039,2 тысяч рублей.
Между тем Федотов К.В.. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
При этом, суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора об обязании администрации МР <адрес> РБ предоставить Федотов К.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, как установлено судом, в связи с внесенными изменения в действующее законодательство в области наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с ДД.ММ.ГГГГ полномочия Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан, соответственно, обязанность по предоставлению жилой площадью детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лежит непосредственно на администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Федотов К.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-