Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-58/2015 от 29.07.2015

         № 21-58/2015

РЕШЕНИЕ

06 августа 2015 года                                                 г. Горно-Алтайск

    Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФИО2ФИО3 на решение судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым

постановление от <дата> по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора Республики Алтай по региональному государственному экологическому надзору Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай оставлено без изменения, а жалоба индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения,

      УСТАНОВИЛ:

Постановлением от <дата> по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора Республики Алтай по региональному государственному экологическому надзору Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай ИП ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решением судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата> постановление от <дата> оставлено без изменения, а жалоба ИП ФИО2 – без удовлетворения.

Представитель ФИО2ФИО3, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата> по делу и постановление по делу об административном правонарушения отменить.

В обоснование жалобы указывает, что постановление о назначении административного наказания вынесено без участия ФИО2 и без надлежащего извещения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Истцом не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение того, что в процессе предпринимательской деятельности ответчика, при эксплуатации бытового котла, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, так как проверка по вопросу соблюдения природоохранного законодательства проведена с нарушением установленных норм. Отбор проб промышленных выбросов произведен с нарушениями положений статей 26.5 и 27.10 КоАП РФ. При проверке не было предъявлено мотивированного решения о взятии проб и проведения экспертизы. Проверка проведена в отсутствие предпринимателя. Отбор проб должен проводиться в зонах, где уже завершены процессы горения, связывания окислов серы летучей золой и очистка дымовых газов от твердых частиц (золы угля), т.е.из устья трубы, а так же в трубе на высоте не ниже 2 метров. В нарушение ч. ч. 6-9 ст. 27.10 КоАП РФ, в протоколе о взятии проб не указаны сведения о взятых пробах, об их количестве и о других идентификационных признаках этих объектов. Протокол испытаний должен содержать подробное описание условий окружающей среды во время проведения отбора образцов, которые могут повлиять на толкование результатов испытаний. В нарушение области аккредитации в части контроля промышленных выбросов в атмосферу, определенная инструментально концентрация углерода оксида, как указано в протоколе и акте, составляет <данные изъяты> г/м3, что соответствует <данные изъяты> мг/м3. Протокол измерений не содержит результатов испытаний с указанием единиц измерений. Выброс в г/сек не является результатом испытаний, а относится к толкованию полученных замеров. Показатели того, что предприятие осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов, в материалах дела отсутствуют. Понятые на место взятия проб приехали вместе с проверяющими, что вызывает сомнение в их независимости, в протоколе отсутствуют их паспортные данные, а так же предупреждение об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Специалисты привлечены с ООО «<данные изъяты>» без предъявления решения и документов данного предприятия, сертификата или лицензии, аккредитации. Отсутствуют паспортные данные и предупреждение об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

В возражении на жалобу представителя ФИО2ФИО3 представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай ФИО4 полагала решение подлежащим оставлению без изменения, жалобу – без удовлетворения.

ИП ФИО2, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в него не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражения на неё, прихожу к следующему.

    Из материалов дела и решения по делу следует, что судья Онгудайского районного суда, рассматривая дело, исследовав собранные доказательства, пришел к выводу о том, что факт эксплуатации стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при отсутствии у ИП ФИО2 на то специального разрешения установлен и при таких обстоятельствах совершенное ИП ФИО2 административное правонарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ правильно, наказание назначено в соответствии с законом.

     Нахожу указанные выводы законными и обоснованными, сделанными на основании всестороннего и полного анализа всех собранных доказательств по делу в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Так согласно ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В порядке ст. 75 названного Закона и ст. 31 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха устанавливается административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, который обязателен к применению как органами исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в частности, при установлении порядка, разработке и утверждении предельно допустимых выбросов воздействий на атмосферный воздух; при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; при расчете платежей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в отношении ИП ФИО2 природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха. Указанной проверкой установлено, что при осуществлении деятельности ИП ФИО2 в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, эксплуатируется стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оборудованный в котельной твердотопливный котел. В результате эксплуатации указанного котла осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое подтверждается протоколом измерений концентраций загрязняющих веществ промышленных выбросов в атмосферу от <дата> года, произведенных сотрудниками промышленно-аналитической химической лаборатории ОАО «<данные изъяты>». Химический анализ проб показал, что в них находились оксиды азота, оксид углерода, диоксид серы, взвешенные вещества, которые Перечнем вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденных приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 года № 579, гигиеническими нормативами «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест ГН 2.1.6.1338-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 мая 2003 года, отнесены к веществам, загрязняющим атмосферный воздух.

Таким образом, были выявлены вещества, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Так же проведенной проверкой было выявлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 эксплуатация источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведется в отсутствии разрешения, что является нарушением требований ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и, в свою очередь, влечет за собой административную ответственность ИП ФИО7. по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Довод жалобы заявителя об отсутствии надлежащего уведомления ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела должностным лицом, как и судьей районного суда, нахожу необоснованным, поскольку опровергается телефонограммой от <дата>. тест которой представлен в деле (л.д.42).

    Доводы о том, что по делу не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение того, что в процессе предпринимательской деятельности ответчика, при эксплуатации бытового котла, оказано негативное воздействие на окружающую среду, нахожу несостоятельными данные обстоятельства нашли свое подтверждение в представленном в материалы дела протоколе взятия проб и образцов от <дата>г., протоколе об измерении концентрации загрязняющих веществ промышленных выбросов в атмосферу от <дата>, постановлении о возбуждении административного дела от <дата>г.

Доводы жалобы о том, что отбор проб промышленных выбросов произведен с нарушениями положений статей 26.5 и 27.10 КоАП РФ,     нахожу несостоятельными, учитывая следующее.

    В соответствии с частями 1 и 3 статьи 26.5 КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса.

Исходя из положений ст. 27.10 КоАП РФ, изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи.

По смыслу указанных правовых норм предусмотренный ими порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, по настоящему делу отбор проб выполнялся в рамках прокурорской проверки, проведенной в соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в котором не содержится требований о порядке отбора проб и его процессуального оформления. Производство по делу об административном правонарушении было возбуждено позднее, в связи с чем при рассмотрении дела административным органом, последний не обязан был руководствоваться нормами ст. ст. 26.5, 27.10 КоАП РФ.

Поскольку протокол о взятии проб и образцов от <дата> и протокол об измерении концентрации загрязняющих веществ промышленных выбросов в атмосферу от <дата> являются допустимыми доказательствами, сомнений в достоверности сведений, содержащихся в данных протоколах, у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено.

Ссылку жалобы на отсутствие мотивированного решения о взятии проб и проведения экспертизы нахожу несостоятельной, поскольку законом принятия данного решения в рамках прокурорской проверки не предусмотрено.

Остальные доводы жалобы оснований для отмены вынесенного по делу решения судьи и постановления должностного лица не содержат.

Постановление о привлечении ИП ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ИП ФИО2 в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата>, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя ФИО2ФИО3 – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай                                                           Б.Е. Антух

21-58/2015

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Панов Сергей Анатольевич
Другие
Юрова М.В.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Антух Борис Евстафьевич
Статьи

ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--ralt.sudrf.ru
29.07.2015Материалы переданы в производство судье
06.08.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее