Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3698/2012 ~ М-3150/2012 от 02.07.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17.08.2012г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Бариновой Е.И.,

при секретаре Долинюк М.Ю.,

с участием заявителя Шуликина Н.К.,

представителя ИФНС России по Ленинскому району г. Самары Кириллова Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шуликина Н.К. о признании незаконными решений налогового органа о доначислении налога на доходы физических лиц за 2008, 2009, 2010 гг.,

УСТАНОВИЛ:

Шуликин Н.К. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ он в ИФНС по Ленинскому району г. Самары подал налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2008 год, в которой кроме прочих были задекларированы доходы в виде процентов, полученных им по вкладам в зарубежных банках, в сумме 295 776,95 рублей. С указанной суммы доходов заявителем был уплачен в бюджет налог по ставке 13% в размере 38 451 рубль. ДД.ММ.ГГГГ заявителем в ИФНС по Ленинскому району г. Самары была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2009 год, в которой кроме прочих были задекларированы доходы в виде процентов, полученных заявителем по вкладам в зарубежных банках, в сумме 195 602,07 рублей. С указанной суммы доходов ДД.ММ.ГГГГ заявителем был уплачен в бюджет налог по ставке 13% в размере 25 428 рублей. ДД.ММ.ГГГГ заявителем в ИФНС по Ленинскому району г. Самары была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2010 год, в которой кроме прочих были задекларированы доходы в виде процентов, полученных заявителем по вкладам в зарубежных банках, в сумме 512 261,50 рублей. С указанной суммы доходов ДД.ММ.ГГГГ заявителем был уплачен в бюджет налог по ставке 13% в размере 66 594 рубля. В последующем заявитель ознакомился с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, данными в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с тем, что процентные доходы, полученные заявителем в 2008 - 2010 годах по вкладам в зарубежных банках, не превышали 9 % годовых, заявителем были поданы уточненные декларации по налогу на доходы физических лиц за 2008, 2009 и 2010 годы, в которых вышеуказанные доходы по вкладам в зарубежных банках не были задекларированы. Общая сумма излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за период 2008 - 2010 годы составила 130473 рубля, которые заявитель просил вернуть из бюджета. По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Самары вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о доначислении заявителю налога на доходы физических лиц в сумме 38 451 рубль за 2008 года, в сумме 25 428 рублей за 2009 год и в сумме 66 594 рубля за 2010 год. Заявитель не согласился с вышеуказанными решениями, считая их незаконными и необоснованными, и обжаловал их путем подачи апелляционных жалоб в УФНС России по Самарской области, которые были оставлены без удовлетворения. Заявитель полагает, что решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными, т.к. противоречат ст. 34.2 НК РФ и разъяснениям Министерства финансов РФ.

В судебном заседании Шуликин Н.К. поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить по изложенным выше основаниям.

Представитель заинтересованного лица – Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары Кириллов Р.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения доводов заявления, полагая, что положения ст. 214.2 НК РФ на физических лиц, получающих доходы в виде процентов от организаций, находящихся за пределами РФ, не распространяется, а доходы облагаются налогом по ставке 13 процентов. Ссылка заявителя на письмо Минфина от ДД.ММ.ГГГГ о применении данной нормы необоснованна. В соответствии с разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах указано, что Налоговым кодексом Российской Федерации введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Минфином России. Однако указанная норма Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе. Таким образом, налоговый орган в данной конкретной ситуации руководствуется письмом ФНС от ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по 3-НДФЛ за 2008,2009,2010г. инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Самары вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о доначислении Шуликину Н.К. налога на доходы физических лиц в сумме 38451 руб. за 2008г., в сумме 25428 руб. за 2009г., в сумме 66594 руб. за 2010г.

Налоговый орган в результате проверки установил, что в нарушении п.1 ст.209 НК РФ Шуликин Н.К. неправомерно не отразил доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в зарубежных банках, а именно за 2008г.-295776,92 руб., за 2009-195602,07 руб., за 2010г.-512261,99 руб.

Решениями Управления ФНС России по Самарской области , , от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары оставлены без изменения, а жалобы Шуликина Н.К. без удовлетворения.

Статья 228 НК РФ предусматривает, что физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог с указанных доходов и подать в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Налоговый орган обоснованно указал, что соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся проценты, полученные от иностранной организации.

Статьей 214.2 НК РФ предусмотрено, что в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено настоящей главой. Согласно ст. 11 НК РФ под банками понимаются кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Следовательно, положения ст. 214.2 НК РФ на физических лиц, получающих доходы в виде процентов от организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, не распространяются. Указанные доходы облагаются налогом по ставке 13 процентов. Данная позиция подтверждается письмом Федеральной налоговой службой от 2010

Шуликин Н.К. ссылаясь на письма Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ утверждает, что процентные доходы по в иностранных банках, не превышающие сумму процентов, рассчитанную исходя из 9% годовых, не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Суд не может согласиться с такими доводами заявителя по следующим основаниям.

Министерству Финансов России в соответствии с Налоговым кодексом предоставлены полномочия по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Одним из таких федеральных органов исполнительной власти является Министерство Финансов России, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах. В соответствии с п.п.5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 45н, зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 6518) министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные нормативные правовые акты издаются Минфином России в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1009. Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Полномочия Министерства Финансов России по ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах были конкретизированы в п.1 ст. 34.2 Налогового кодекса Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

В соответствии с п.1 ст.34.2 НК РФ Министерство Финансов России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, п.п.5 п.1 ст.32 НК РФ устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Министерства Финансов России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.

Следовательно, содержащиеся в оспариваемых Письмах Министерства Финансов России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Таким образом, письменные разъяснения Министерства Финансов России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1009.

Вместе с тем зачастую позиция Министерства Финансов России, выраженная в его разъяснениях по тем или иным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (включая письма конкретным налогоплательщикам), воспринимается как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений, возникают вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах Министерства Финансов России, направленных различным налогоплательщикам в разные периоды времени.

Поскольку разъяснения Министерства Финансов России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Министерства Финансов России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Министерством финансов России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как Министерство финансов России не предоставляет в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Министерства Финансов России и ФНС России).

Таким образом, Министерство Финансов России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

По итогам анализа статуса и правовых последствий указанных письменных разъяснений с учетом рассмотренных выше законодательных норм Министерство Финансов России разъясняет, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Министерством Финансов России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Министерством Финансов России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. Однако при этом НК РФ введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Министерству Финансов. С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что указанная норма НК РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Министерства Финансов России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля.

В связи с изложенным требования Шуликина Н.К. о признании незаконными решений Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , , и обязании Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц за 2008-2010 гг., не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Шуликина Николая Константиновича о признании незаконными решений Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , , и обязании Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц за 2008-2010 гг. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.08.12 г.

Судья Баринова Е.И.

2-3698/2012 ~ М-3150/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шуликин Н.К.
Другие
ИФНС России по Ленинскому району г. Самары
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Баринова Е. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
02.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2012Передача материалов судье
03.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2012Судебное заседание
23.07.2012Судебное заседание
13.08.2012Судебное заседание
17.08.2012Судебное заседание
17.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2014Дело оформлено
27.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее