Дело №2-668/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикикной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 01 марта 2017 года гражданское дело по заявлению Ю к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании устранить нарушения путем принятия на указанный учет,
Установил:
Ю обратилась в суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет по управлению имуществом, Комитет) о признании отказа Комитета (от <...> г.. исх. №....в принятии её с составом семьи (супругом) на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» незаконным, обязании признать её и её супруга нуждающимися в получении указанной социальной выплаты с целью улучшения жилищных условий и принять её (истицу) с составом семьи на указанный учет.
Определением суда к участию в деле привлечена администрация МОГО «Ухта» - в качестве соответчика.
В проведенных по делу судебных заседаниях истица уточнила исковые требования: просила признать незаконным отказ Комитета от <...> г.. исх. №.... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья»,обязать администрацию МОГО «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом принять её (заявителя) с составом семьи (супругом) на указанный учет с даты подачи запроса в Комитет – с <...> г..
В судебных заседаниях Ю. и её супруг С (3-е лицо) поддержали доводы заявления, полагают отказ Комитета (исх. №.... от <...> г..) незаконным, считают, что их семья имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты с целью улучшения жилищных условий по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», т.к. фактически их семья жильем не обеспечена; при этом довод Комитета о регистрации их (супругов) по разным адресам не имеет правового значения для дела и никак не свидетельствует о том, что они не проживают одной семьей и не ведут общего хозяйства; они зарегистрировали брак и создали семью <...> г.2015г., с этого времени проживают совместно в дачном доме, расположенном по адресу: ....; те жилые помещения, в которых они зарегистрированы, принадлежат на праве собственности их родителям, при этом членами семей собственников этих жилых помещений они (Ю., С.) в смысле положений жилищного законодательства в настоящее время не являются; кроме того, обе квартиры приобретены в собственность родителей за счет средств ипотечных кредитов, на данный момент кредиты не погашены и на квартиру по адресу: ...., собственниками которой являются родители истицы и в которой она зарегистрирована, обращено взыскание по решению суда от <...> г.2016г. в связи с неисполнением условий кредитного договора; соответственно, данные жилые помещения не могут учитываться при расчете уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи; своего жилья (прав на жилье) ни у истицы, ни у её супруга не имеется. Ю также пояснила, что 1\2 доля в жилом помещении по адресу: .... была отчуждена ею в 2006году, т.е. за пределами 5-летнего срока, предшествующего обращению с запросом в Комитет, соответственно, эта площадь ошибочно включена Комитетом в расчет обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи.
В судебном заседании представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Б и представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом по доверенности Ю заявленные требования не признали, поддерживают отказ Комитета (исх. №.... от <...> г..), законность которого оспаривает истец; указали, что по сведениям о регистрации супруги Ю и С проживают раздельно, в расчет уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Комитетом включена площадь жилых помещений, в которых зарегистрированы супруги (30,6 кв.м и 52 кв.м), так как каждый из супругов имеет право пользования квартирой, в которой он зарегистрирован, и 1\2 доля жилого помещения, расположенного по адресу: ...., находящегося в собственности истицы – 14,5 кв.м; таким образом, расчет уровня обеспеченности произведен следующим образом: (30,6 + 52 + 14,5) : 4 = 24,27 кв.м, что превышает учетную норму (11 кв.м), установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23; при таком подходе нуждаемость в улучшении жилищных условий не определяется.
Свидетель Н в судебном заседании показал, что на протяжении 20 лет он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ....; вместе с ним до 2013года был зарегистрирован по месту жительства его старший сын С, в 2013году он (свидетель) приобрел за счет средств ипотечного кредита жилое помещение по адресу: ...., после чего старший сын С снялся с регистрационного учета из ранее занимаемого жилого помещения и с его (свидетеля) согласия зарегистрировался в квартире по адресу: ...., которая была предоставлена С во временное пользование, после вступления в брак (<...> г..2015г.) С не проживает по месту регистрации, а проживает вместе со своей супругой Ю в дачном домике ....; в квартире по адресу: .... проживает младший сын свидетеля А, сам свидетель вместе с супругой остается зарегистрированным и проживает в жилом помещении по адресу: ....; в этом же помещении зарегистрирован его младший сын; с семьей старшего сына (С) свидетель не проживает и общего хозяйства не ведет, семья старшего сына самостоятельна.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон №30-РЗ). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 2 Закона №30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 2 в ред. Закона РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона №30-РЗ.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК №30-РЗ. Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если: 1) не представлены документы, предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи; 2) представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья; 3) гражданину и лицам, указанным в качестве членов его семьи, ранее были оказаны различные виды государственной поддержки в улучшении жилищных условий или на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; 4) гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья; 5) у гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи, выезжающих из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке, вставших до 1 июня 2010 года на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе, за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, имеются другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, общая площадь которых не менее социальной нормы общей площади жилья на соответствующий состав семьи, установленной пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона; 6) у гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства в поселках сельского типа с подчиненными им территориями и проживающих в жилых помещениях, расположенных в зоне разрушения берегов рек на указанных территориях, имеются другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, общая площадь которых не менее социальной нормы общей площади жилья на соответствующий состав семьи, установленной пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. Иные основания для отказа в принятии на учет законом не предусмотрены.
Как следует из материалов дела, <...> г..Ю <...> г. года рождения, обратилась в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии её с составом семьи (супругом – С.) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями), представив необходимые документы (расписка в принятии Комитетом документов от <...> г..).
Уведомлением от <...> г.. исх. №.... Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» отказал Ю в принятии её с составом семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья», в связи с тем, что согласно справкам МАУ «МФЦ» от <...> г.. заявитель – Ю зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: .... (общая площадь- 52 кв.м, количество зарегистрированных лиц – 3 человека), а супруг заявителя - С. зарегистрирован постоянно по адресу: .... (общая площадь 30,6 кв.м, количество зарегистрированных лиц – 1 чел.); данный факт свидетельствует о том, супруги не проживают совместно и не ведут общего хозяйства.
Между тем, совокупностью представленных в дело доказательств (в т.ч. согласующимися между собой объяснениями истца, 3-го лица и показаниями свидетеля Н, не доверять которым у суда оснований нет) подтверждается, что супруги С и Ю, зарегистрировавшие брак <...> г..2015г., проживают совместно, одной семьей, в дачном доме, расположенном на земельном участке, предназначенном для садоводства, по адресу: ...., принадлежащем на праве собственности истице (запись регистрации в ЕГРН №.... выписка из ЕГРН от <...> г.. в деле имеется).
В соответствии со ст. 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
Согласно ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02.07.2009г. №14, следует, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, поскольку Ю и С состоят в зарегистрированном браке, они при наличии нуждаемости в жилом помещении могут являться потенциальными участниками подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей. Сама по себе регистрация супругов по разным адресам при зарегистрированном браке и совместном проживании не свидетельствует об отсутствии семейных отношений.
В силу п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "а" пункта 11 и пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02.07.2009г. №14, для признания названных лиц (супруг, а также дети и родители собственника), вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: ...., общей площадью 30,6 кв.м (количество зарегистрированных лиц – 1 человек), в котором с <...> г.2013г. зарегистрирован супруг истицы С принадлежит на праве собственности его отцу Н. (запись регистрации в ЕГРН .... от <...> г.. ), приобретено последним на основании договора купли-продажи квартиры от <...> г.2012г., заключенного с Е (выписка из ЕГРН в деле имеется).
По данным отдела регистрационного учета граждан, сам собственник указанной квартиры Н, <...> г..р., зарегистрирован по месту жительства с <...> г.1997г. по настоящее время в другом жилом помещении: ...., общей площадью 47 кв.м, так же принадлежащем ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от <...> г.1997г. Вместе с ним зарегистрированы: супруга- .... – с <...> г.1997г., младший сын – А <...> г..р., - с <...> г.1997г. Старший сын – С (супруг истицы) имел регистрацию в квартире по адресу: ...., до <...> г.2013г.
На основании вышеприведенных нормативных положений, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, при установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение по адресу: ...., общей площадью 30,6 кв.м, не может включаться в расчет уровня обеспеченности семьи истицы общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, поскольку оснований для вывода о наличии у С (супруга истицы) статуса члена семьи собственника указанного жилья – Н в смысле положений жилищного законодательства, не имеется, учитывая, что факт совместного проживания Старинец С.Н. (супруга истицы) совместно с собственником данной квартиры – Н в данном жилом помещении не нашел своего подтверждения в суде, а из показаний указанных лиц следует, что данная квартира была предоставлена С лишь во временное пользование, после регистрации брака со Ю он не проживает в этой квартире. Доводы ответчиков в указанной части подлежат отклонению судом как основанные на неправильном понимании и применении положений закона. Не доверять представленным доказательствам (в т.ч. объяснениям 3-го лица и показаниям допрошенного свидетеля) у суда оснований нет, поскольку они согласуются между собой и с имеющимися письменными доказательствами и не содержат противоречий.
С учетом положений п. 14 ст. 2 Закона РК №30-РЗ, жилое помещение, расположенное по адресу: ...., 1/2 доля (14,5 кв.) в котором принадлежала на праве собственности истице в период с <...> г.1998г. до 2006г., также не может включаться в расчет уровня обеспеченности семьи истицы общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, учитывая, что отчуждение указанного имущества было произведено истицей еще в 2006году, за пределами 5-летнего срока, предшествующего обращению с запросом в Комитет (20.09.2016г.). Следовательно, расчет Комитета в этой части также неверен, а положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ в рассматриваемом случае неприменимы.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что истица с <...> г..2012г. по настоящее время постоянно зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 52 кв.м, принадлежащем на праве общей собственности её отцу Г и его супруге – В приобретенном ими на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от <...> г.2011г., (право собственности зарегистрировано в ЕГРН <...> г.., запись регистрации ....). Согласно выписке из ЕГРН зарегистрировано ограничение права: ипотека . В данном жилом помещении с <...> г.2012г. по настоящее время зарегистрированы также и сами собственники данного жилья (общее количество зарегистрированных лиц - 3 человека).
Вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда РК от <...> г.2016г. по делу №.... постановлено взыскать с Г в пользу задолженность по кредитному договору №.... от <...> г.. в размере ..... и обратить взыскание на заложенное в обеспечение исполнения обязательства по кредитному договору №.... от <...> г.. недвижимое имущество – принадлежащую Г и В квартиру по адресу: ...., общей площадью 52 кв.м., условный номер ..... Определить способ реализации имущества путем продажи с публичных торгов, установив начальную продажную цену квартиры в размере .... рублей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что данное жилое помещение также не может включаться в расчет уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи. Предоставление Г отсрочки исполнения вышеуказанного судебного решения от <...> г.2016г. в части обращения взыскания на предмет залога – квартиру по адресу: ...., на срок до <...> г.2017г. (определение Ухтинского городского суда РК от <...> г.2016г. по делу №....), не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999г., подтверждается, что каких-либо жилых помещений (или долей в них) в собственности Ю и С не имеется и в пределах 5-летнего срока, предшествующего обращению с запросом в Комитет, не имелось.
При установленных по делу обстоятельствах и с учетом вышеприведенных положений подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», суд приходит к выводу о том, что истица и её супруг имеют право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», как не являющиеся нанимателями либо членами семьи нанимателя, либо собственниками или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что доводы истца и 3-го лица по делу являются обоснованными, а позиция Комитета и администрации МОГО «Ухта» – ошибочной.
Судом установлено, что обращение Ю в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. По возрастному критерию, определенному в п.6 и п. 7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» - приложения №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы«Жилище» на 2015-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями), семья Старинец Ю.С. подпадает под категорию «молодая семья» и потенциальноможет являться участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями). Какие-либо иные основания (кроме того, что указано в уведомлении Комитета от <...> г.. №....) для отказа в принятии Ю с составом семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья Комитетом и администрацией МОГО «Ухта» не приведены.
На основании изложенного требования истицы подлежат удовлетворению судом, отказ Комитета (исх. №.... от <...> г..) является незаконным.
Суд обязывает Комитет и администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Ю и её супруга в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» с <...> г., исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (в ред. Закона РК от 11.03.2008г. №12-РЗ, от 05.10.2011г. №108-РЗ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:Заявление Ю удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (исх. №.... от <...> г..) в принятии Ю с составом семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Ю, <...> г. года рождения, с составом её семьи: супругом – С, <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», с <...> г. года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 06 марта 2017 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон