Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2027/2014 ~ М-1766/2014 от 30.05.2014

Дело № 2-2027/2014

Решение

Именем Российской Федерации

05 августа 2014 года                                 г.Саратов Заводской районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Слободской Т.Н.,

при секретаре Бирюковой Ю.Н.,

с участием истца Петровой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Е. А. к комитету по управлению имуществом г.Саратова о признании недействительным распоряжения о внесении изменений в первоначально заявленную площадь земельного участка и обязании внести изменения в первоначально заявленную площадь земельного участка,

установил:

Петрова Е.А. обратилась в суд с иском к комитету по управлению имуществом г.Саратова о признании недействительным распоряжения о внесении изменений в первоначально заявленную площадь земельного участка, в котором просила признать недействительным распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова № 3609-рз от 30.10.2013г. «Об отказе во внесении изменения в распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз» и признать изменения в первоначально заявленную площадь в распоряжение от 24.12.2012г. № 2235-рз о предоставлении в собственность Петровой Е.А. земельного участка <№> площадью 784 кв.м. путем увеличения площади с 600 кв.м. до 784 кв.м. для дальнейшей постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок.

В обоснование иска Петрова Е.А. указала, что является членом СНТ «Друзья природы» с 2012г. и владеет земельным участком <№> площадью 784 кв.м., расположенным в <адрес> «Друзья природы». Распоряжением комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз истцу был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок <№> общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу<адрес>, <адрес>». Однако при проведении геодезических работ установлено, что земельный участок <№> имеет большую площадь, чем указано в распоряжении комитета по управлению имуществом 24.12.2012г. № 2235-рз. При повторном обращении в комитет по управлению имуществом г.Саратова ей было отказано в увеличении площади земельного участка, о чем вынесено распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова № 3609-рз от 30.10.2013г., с которым она не согласна.

В судебном заседании истец Петрова Е.А. уточнила исковые требования и просила суд признать недействительным распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова № 3609-рз от 30.10.2013г. «Об отказе во внесении изменения в распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз» и обязать ответчика внести изменения в распоряжение от 24.12.2012г. № 2235-рз в части указания площади земельного участка № 99, составляющего 784 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Друзья природы». При этом истец Петрова Е.А. дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика комитета по управлению имуществом г.Саратова в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СНТ «Друзья природы» в судебное заседании не явилась, надлежаще извещена о месте и времени судебного заседания. Из письменного отзыва на иск следует, что земельный участок № 99 площадью 784 кв.м., расположенный <адрес>, находится в границах земельного участка площадью 8,0 га, предоставленного СНТ «Друзья природы» решением Исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 25.04.1966 г. № 158-7 (протокол № 8).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известил.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, и приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 2) человек, его права и своды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Частью 1 пункта 1 ст. 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Согласно ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: соответствие ненормативного акта органа местного самоуправления закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (ч. 1 ст. 18 Закона).

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

При этом ст. 33 ЗК РФ установлено, что предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 28 Закона (части 1, 4) предусматривает, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, предоставление земельного участка в собственность членам СНТ закон связывает с наличием у некоммерческого объединения правоустанавливающих документов на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, а также с наличием у некоммерческого объединения проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения.

Материалами дела установлено, что решением Исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 25.04.1966 г. № 158-7 (протокол № 8) «Об отводе Октябрьскому райсобесу земельного участка под коллективное садоводство рабочих и служащих», Октябрьскому райсобесу отведен земельный участок площадью 8,0 га на <адрес> (л.д. 98). Земельный участок, предоставленный СНТ «Друзья природы», отведен в натуре, что подтверждает акт отвода в натуре красных линий и границ участка (л.д. 81), и план земельного участка с указанием координат (л.д. 82).

Впоследствии границы земельного участка, предоставленного СНТ «Друзья природы» были уточнены и в настоящее время площадь земельного участка составляет площадь 7,2432 га (л.д. 83).

В судебном заседании установлено, что Петрова Е.А. является членом СНТ «Друзья природы» с <Дата> и за ней закреплен земельный участок <№> площадью 600 кв.м., что подтверждают членская книжка (л.д. 77).

Сведения о СНТ «Друзья природы» внесены ИМНС РФ по <адрес> г.Саратова 13.05.1994г. внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 48-51).

Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз «О предоставлении в собственность Петровой Е.А., члену СНТ «Друзья природы», земельного участка в Заводском районе для ведения садоводства», Петровой Е.А. предоставлено из земельного участка, составляющего территорию СНТ «Друзья природы», в собственность бесплатно земельный участок № <№> общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: г.Саратов, <адрес>, Кумысная поляна, СНТ «Друзья природы», для ведения садоводства в соответствии с подготовленным Петровой Е.А. описанием местоположения земельного участка, подтвержденным заключением правления СНТ «Друзья природы» от 12.11.2012г. (л.д. 11).

Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом г.Саратова от 30.10.2013г. № 3610-рз «О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз» внесены изменения в вышеуказанное распоряжение, заменив в п. 1 распоряжения слово «Петрововй» словом «Петровой» (л.д. 9).

Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом г.Саратова от 30.10.2013г. № 3609-рз «Об отказе во внесении изменений в распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз» Петровой Е.А. отказано во внесении изменений в распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз «О предоставлении в собственность Петровой Е.А., члену СНТ «Друзья природы», земельного участка в Заводском районе для ведения садоводства» в связи с тем, что предоставление земельного участка путем внесения изменения в правовой акт о предоставлении земельного участка в части увеличения площади ранее предоставленного земельного участка, действующим законодательством не предусмотрено (л.д. 9).

В силу ст. 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Действующее законодательство, а именно Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (части 1, 7 - 9 ст. 38 названного Закона).

Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр судебных экспертиз» от 28.07.2014г., земельный участок № 99, расположенный по адресу: <адрес>», площадью 600 кв.м., предоставленный на основании Петровой Е.А. на основании распоряжения комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз имеет фактическую площадь 784 кв.м.

<адрес> земельного участка № 99, расположенного по адресу: г.Саратов, <адрес>, Кумысная поляна, СНТ «Друзья природы», выходит за пределы границы земельного участка, выделенного на основании решения Исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 25.04.1966 г. № 158-7 (протокол № 8) «Об отводе Октябрьскому райсобесу земельного участка под коллективное садоводство рабочих и служащих», расположенного по адресу: г.Саратов, <адрес>, Кумысная поляна, СНТ «Друзья природы». Площадь 184 кв.м. земельного участка <№> вышла за пределы отведенной границы СНТ «Друзья природы» в 2006г.

В судебном заседании заключение вышеуказанной экспертизы истцом не оспаривалось.

У суда нет оснований не доверять заключению эксперта, так как оно является последовательным, составлено в соответствии с действующим законодательством, содержит подробное описание проведенного исследования.

Доказательства, свидетельствующие об ином, истцом в суд не представлены.

Судом установлено, что истец Петрова Е.А., обращаясь в комитет по управлению имуществом г.Саратова с заявление о внесении изменений в распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. №2235-рз, в площадь земельного участка № <№> расположенного по адресу: г.Саратов, Заводской район, Кумысная поляна, СНТ «Друзья природы», просила указать земельный участок площадью 660 кв.м. (л.д. 70), о чем представила описание местоположения земельного участка, входящего в состав территории СНТ «Друзья природы» от 18.09.2013г. (л.д. 71), заключение Правления СНТ «Друзья природы» от 18.09.2013г. (л.д. 72), а не документы, подтверждающие фактическую площадь земельного участка, составляющую 784 кв.м.

Доказательства, свидетельствующие о том, что истец при обращении в комитет по управлению имуществом предоставила соответствующие документы на земельный участок площадью 784 кв.м., суд не представлены.

Исходя из обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания недействительным распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова № 3609-рз от 30.10.2013г. «Об отказе во внесении изменения в распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от 24.12.2012г. № 2235-рз» и обязании ответчика внести изменения в распоряжение от 24.12.2012г. № 2235-рз в части указания площади земельного участка № <№> составляющего площадь 784 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратова, Заводской район, Кумысная поляна, СНТ «Друзья природы», не имеется. В связи с изложенным, в удовлетворении иска Петровой Е.А. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Петровой Е. А. к комитету по управлению имуществом г.Саратова В удовлетворении иска Петровой Е. А. к комитету по управлению имуществом г.Саратова Саратова о признании недействительным распоряжения о внесении изменений в первоначально заявленную площадь земельного участка и обязании внести изменения в первоначально заявленную площадь земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:    

2-2027/2014 ~ М-1766/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петрова Екатерина Анатольевна
Ответчики
Комитет по управлению имуществом
Другие
Администрация МО "Город Саратов"
СНТ "Друзья природы"
Полякова Наталья Васильевна
Суд
Заводской районный суд г. Саратова
Судья
Слободская Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
zavodskoi--sar.sudrf.ru
30.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2014Передача материалов судье
04.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2014Подготовка дела (собеседование)
20.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2014Судебное заседание
10.07.2014Судебное заседание
01.08.2014Производство по делу возобновлено
05.08.2014Судебное заседание
11.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее