Дело № 2-33/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2018 года п.Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе судьи Кирсановой Н.В.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием ст.помощника прокурора Пограничного района Приморского края Котовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пограничного района Приморского края в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанностей разработать и согласовать рабочий проект «Зоны санитарной охраны одиночных скважин, организовать 1 пояс зон санитарной охраны на указанных скважинах,
У с т а н о в и л :
Прокурор Пограничного района Приморского края обратился с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанности разработать и согласовать рабочий проект «Зон санитарной охраны одиночных скважин для питьевого, хозяйственно-бытового (скважины № 25041, № 7983а, № 4001, № 25039, № 25040, № 18-436, № 11265), технического (скважины № 11138, № 11211), расположенных в <адрес> для водоснабжения населения и прочих потребителей, а также организовать 1 пояс зон санитарной охраны на указанных скважинах.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка в деятельности МУП «Коммунсервис», в ходе которой установлено, что МУП «Коммунсервис» выдана лицензия ВЛВ № ВЭ на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод одиночными скважинами № 25041, № 7983а, № 4001, № 25039, № 25040, № 18-436, № 11265), № 11138, № 11211 для питьевого, хозяйственно-бытового, технического водоснабжения населения и прочих потребителей, расположенных в <адрес> муниципального района.
Получив право пользования недрами, недропользователь принял на себя ряд условий пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого, хозяйственно- бытового и технического водоснабжения предприятия, которые закреплены в соответствующих статьях условий пользования недрами к лицензии ВЛВ № ВЭ.
Согласно п. 3 лицензионных условий по вышеуказанной лицензии владелец лицензии обязан разработать и согласовать в установленном законодательством порядке рабочий проект «Зоны санитарной охраны одиночных скважин № 25041, № 7983а, № 4001, № 25039, № 25040, № 18-436, № 11265) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований действующего законодательства МУП «Коммунсервис» до настоящего времени не выполнило лицензионные условия по лицензии ВЛВ № ВЭ по обеспечению организации 1 пояса зон санитарной охраны, разработке и согласованию рабочего проекта «Зоны санитарной охраны одиночных скважин».
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации юридическими лицами обязанностей, возложенных на них федеральными законами, и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Пограничного района Котова О.В. поддержала заявленные прокурором исковые требования по обстоятельствам, указанном в иске.
Представитель ответчика - директор МУП «Коммунсервис» Евдокимов В.А., Заименко А.Е. (на основании доверенности) согласились с заявленными требованиями, пояснили, что для выполнения требований прокурора потребуется не менее 1 000 000 рублей. С учетом количества скважин, просили установить срок для исполнения решения суда в течении 12-18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела, прокуратурой в целях осуществления прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о недрах проведена проверка деятельности МУП «Коммунсервис», в ходе которой установлено, что МУП «Коммунсервис» ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия ВЛВ № ВЭ на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод одиночными скважинами для питьевого, хозяйственно-бытового (скважины № 25041, № 7983а, № 4001, № 25039, № 25040, № 18-436, № 11265), технического (скважины № 11138, № 11211), расположенных в <адрес> для водоснабжения населения.
Согласно пункту 3 лицензионных условий по вышеуказанной лицензии, владелец лицензии обязан разработать и согласовать в установленном порядке рабочий проект «Зоны санитарной охраны одиночных скважин № 25041, № 7983а, № 4001, № 25039, № 25040, № 18-436, №» в срок до 3 квартала 2009 года.
23.11.2017 прокурором района в адрес директора МУП «Коммунсервис» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о недрах в течение месяца, с момента вынесения представления, однако до настоящего времени ответчик не разработал вышеуказанный рабочий проект, нарушения требований законодательства о недрах не устранил.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 Сан ПиН)
Согласно пункту 1.4 СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом п. 1.5 СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1.6 СанПиН предусмотрено, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним (п. 1.11).
Согласно пункту 1.13 СанПиН проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с 3.2.1.1. СанПиН территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Исследованные по делу доказательства указывают на несоблюдение ответчиком как организацией, осуществляющей деятельность по добыче пресных подземных вод из одиночных скважин для питьевого, хозяйственно-бытового (скважины № 25041, № 7983а, № 4001, № 25039, № 25040, № 18-436, № 11265), технического (скважины № 11138, № 11211), расположенных в <адрес> для водоснабжения населения и прочих потребителей, на протяжении длительного времени требований закона и условий имевшейся у него лицензии на осуществление такого вида деятельности в части, касающейся выполнения санитарных правил, предписывающих обязательное наличие проекта зон санитарной охраны данного водного объекта.
С учетом установленных по делу обстоятельств, предъявление настоящего иска прокурором в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным, а заявленные в нем требования подлежащими удовлетворению. При этом, предложенный прокурором для устранения имеющегося нарушения шестимесячный срок, суд полагает не отвечает требованиям разумности и подлежит увеличению до 12 месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Пограничного района Приморского края удовлетворить.
Возложить на МУП «Коммунсервис» обязанность разработать и согласовать рабочий проект «Зоны санитарной охраны одиночных скважин № 25041, № 7983а, № 25039, № 25040, № 18-436, № 11265», а также организовать 1 пояс зоны санитарной охраны на указанных скважинах.
Установить МУП «Коммунсервис» срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 1 месяца с момента принятия судом мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2018
Судья Н.В. Кирсанова