Решение по делу № 2-324/2014 ~ М-289/2014 от 28.03.2014

Дело №2-327/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2014 года                                             г.Дюртюли РБ

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Крамаренко Е.Г.,

с участием представителя истца Дюртюлинской межрайонной прокуратуры РБ - помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора Хабирова А.Ф.,

представителя администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ - Шарафутдинова Р.Р., действующего на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ года, выданной сроком на 1 год,

при секретаре Мусабировой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Емельяновой О.С. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,

УСТАНОВИЛ:

Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Емельяновой О.С. к администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ, указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Емельянова О.С., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет собственного жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договорам найма специализированных жилых помещений. У Емельяновой О.С. отсутствует жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности. В связи с чем, прокурор просит в судебном порядке обязать администрацию муниципального района Дюртюлинский район РБ предоставить в пределах Дюртюлинского района РБ Емельяновой О.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, а также заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на пять лет.

В судебном заседании представитель истца Дюртюлинской межрайонной прокуратуры РБ - помощник Дюртюлинского межрайонного прокурора Хабиров А.Ф., исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по изложенным основаниям.

Истец Емельянова О.С., представитель третьего лица администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания извещены своевременно, должным образом. Ходатайств об отложении дела не заявляли. Представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. Истец Емельянова О.С. в заявлении просила удовлетворить исковые требования, третье лицо оставил решение на усмотрение суда.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, надлежаще извещённых о дне и времени судебного заседания.

Представитель ответчика - администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - Шарафутдинов Р.Р., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что со стороны администрации нет нарушений. Социальное жильё строится. Часть квартир будет сдана в июне 2014 года. По мере поступления финансирования сиротам предоставляется жильё.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.25 "Всеобщей декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном Пакте от 16.12.1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" (Пакт вступил в силу для СССР с 3 января 1976 года) согласно ч.1 ст.11 которого, участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства - участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

При этом, как следует из п.1 ст.12 Международного Пакта от 16.12.1966 года "О гражданских и политических правах" (Факультативный протокол вступил в силу для СССР с 1 января 1992 года) право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст.8 Европейской «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Изменения, внесенные Протоколом N 11 от 11.05.1994, вступили в силу для Российской Федерации с 1 ноября 1998 года)

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации (в редакции от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст.25 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. «ж» ч.1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014).

Согласно п.3, п.4, ст.26.1 Закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанные требования распространяются также на указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п.п.24 п.2 ст.26.3 Закона).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2).

В силу абзацев 2 и 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательной организации, а также в организациях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

Абзац четвертый ст.1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст.54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что Емельянова О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Емельяновой О.С. - ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году. Отец ФИО1 <данные изъяты>.

Постановлением главы администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ Емельянова О.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма.

Постановлением главы администрации городского поселения г.Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения Емельянова О.С. включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принятых и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно справке отдела адресно-справочной работы ОУФМС РФ по РБ в г.Дюртюли от ДД.ММ.ГГГГ Емельянова О.С. зарегистрирована по адресу: РБ, <адрес>.

Из сведений представленных Дюртюлинским филиалом ГУП Бюро технической инвентаризации РБ, Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости за Емельяновой О.С. не имеется.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года №260-з (редакции Закона от 31 октября 2011 года № 451-з, действующей с 01 января 2012 года на момент постановки истца на учёт в качестве нуждающейся) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полномочиями по обеспечению жилой площадью.

В соответствии с п.1, п.6 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з (ред. от 04.12.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 29.09.1998) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования. Порядок выявления указанных обстоятельств устанавливается Правительством Республики Башкортостан. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

В соответствии с ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещения специализированного жилищного фонда отнесены в том числе и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу ч.1 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.109.1 ЖК РФ).

Законом РБ №603 от 30 ноября 2012 года «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на 2013 год, в том числе Дюртюлинскому району РБ.

Проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Емельянова О.С., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению благоустроенного жилого помещения на момент судебного разбирательства фактически не исполнена, суд оснований для отказа в предоставлении жилого помещения не находит. Предоставляемое жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения должно отвечать стандартам и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку на день рассмотрения спора договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, в собственности жилья у неё нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Емельяновой О.С. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан предоставить в пределах Дюртюлинского района Республики Башкортостан Емельяновой О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Респ.Башкортостан, зарегистрированной по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, а также заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РБ в течение месяца, после изготовления решения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.

В мотивированной форме решение изготовлено 16.04.2014 года.

Судья подпись                                           Е.Г. Крамаренко

<данные изъяты> Решение не вступило в законную силу 16.04.2014 года.

Судья                     Е.Г. Крамаренко                           

2-324/2014 ~ М-289/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дюртюлинская межрайонная прокуратура
Емельянова Оксана Сергеевна
Ответчики
администрация муниципального района Дюртюлинский район РБ
Другие
администрация ГП г. Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ
Суд
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Крамаренко Е.Г.
Дело на странице суда
diurtiulinsky--bkr.sudrf.ru
28.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2014Передача материалов судье
31.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2014Подготовка дела (собеседование)
09.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2014Судебное заседание
16.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2014Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее