Дело № 2-1105/2017
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2017 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Североморск 17 июля 2017 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Бурлачко Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солдатова Сергея Александровича к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и заключения по результатам служебной проверки,
УСТАНОВИЛ:
Солдатов С.А. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» (далее по тексту - ФГКУ «Специальное управление ФГПС № 48 МЧС России») об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и заключения по результатам служебной проверки.
В обоснование исковых требований и в судебном заседании указал, что являлся сотрудником государственной противопожарной службы, имеет звание - подполковника внутренней службы, проходил службу в должности помощника дежурной смены службы пожаротушения.
Приказом начальника ФГКУ «Специальное управление ФГПС № 48 МЧС России» № 100 от 16.03.2017 года он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в неисполнении законного приказа прямого начальника, в неоднократном неисполнении обязанности сотрудника обращаться по служебным и личным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости обращения к прямому начальнику ставить в известность непосредственного начальника.
С указанным приказом он не согласен, полагает, что оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности не имеется. Так, 28.02.2017 года ФИО1 в срок до 18 часов этого же дня просил написать его рапорт о том, где находятся документы для служебного пользования. Данное указание он выполнил в полном объеме, рапорт написал, требований передать этот рапорт ему ФИО1. не высказывал.
28.02.2017 года, уже после 18 часов, ФИО2 передал ему указание ФИО1. о предоставлении к утру письменных объяснений о причинах непредоставления в указанное время вышеуказанного рапорта. Данное указание им также выполнено, рапорт был написан.
Полагает, что при таких обстоятельствах вывод об игнорировании с его стороны указаний начальства является необоснованным.
Что же касается его обязанности обращаться по служебным и личным вопросам к непосредственному начальнику, то ему не было доведено, кто является для него непосредственным начальником.
Кроме того, по мнению истца, его обращения к прямому начальнику следует расценивать как обращения гражданина, направленные должностному лицу в письменной форме, поскольку он направлял эти обращения в свободное от службы время.
12.03.2017 года он направил на имя начальника управления рапорт с ходатайством о проведении служебной проверки по предъявленным ему нарушениям, однако данный рапорт был оставлен без ответа.
Также полагал незаконным приказ начальника управления от 17.04.2017 года № 147, которым он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение дисциплины, выразившееся в нарушении требований к служебному поведению, поскольку в состав комиссии входили сотрудники, которые могли быть заинтересованы в результатах служебной проверки, а его ходатайство о смене состава комиссии оставлено без удовлетворения. Проведенная служебная проверка являлась необъективной и носила формальный характер. Его объяснения не были отраженны, в тексте заключения содержится вымышленная, негативно его характеризующая информация, назначенное дисциплинарное взыскание не соответствует тяжести проступка.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просил признать незаконным и обязать начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» отменить в его отношении приказы от 15.03.2017 года № 92 «О привлечении к выполнению служебных обязанностей в выходной день», от 23.03.2017 года № 113 «О привлечении к выполнению служебных обязанностей в выходной день», от 16.03.2017 года № 100 «О привлечении к дисциплинарной ответственности подполковника внутренней службы Солдатова С.А.», от 07.03.2017 года № 80 «О проведении служебной проверки в отношении Солдатова С.А.», признать незаконным и обязать начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» отменить заключение по результатам служебной проверки в отношении подполковника внутренней службы Солдатова С.А. от 28.03.2017 года, признать незаконным и обязать начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» отменить приказ от 17.04.2017 года № 147 « О привлечении к дисциплинарной ответственности подполковника внутренней службы Солдатова С.А.».
В судебном заседании истец Солдатов С.А. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Полагал, что привлечение его к дисциплинарной ответственностью обусловлено неприязненным к нему отношением в связи с тем, что им неоднократно выявлялись нарушения в деятельности ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России», о чем им докладывалось вышестоящему начальству. Издание приказов от 15.03.2017 года № 92 и от 23.03.2017 года № 113 «О привлечении к исполнению служебных обязанностей в выходной день» является незаконным, поскольку он вызывался этими приказами на службу лишь для того, что ознакомиться с изданными в отношении него приказами о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Представитель истца Бабич Я.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, по доводам, изложенным в иске. Полагал, что оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности у работодателя не имелось.
Представитель ответчика ФГКУ «Специальное управление ФГПС № 48 МЧС России» Ермолова Л.С. в судебном заседании просила отказать в иске по основаниям, подробно изложенным в письменных возражениях.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев личное дело № 48 Солдатова С.А., материалы гражданского дела № 2-1035/2017 по иску Солдатова Сергея Александровича к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» о признании незаконным и отмене приказов № 69 от 27.02.2016 года, № 79 от 07.03.2017 года, № 88 от 10.03.2017 года, № 112 от 23.03.2017 года, № 117 от 23.03.2017 года, № 118 от 27.03.2017 года, № 173 от 24.04.2017 года, № 149 от 17.04.2017 года, № 154 от 24.04.2017 года, признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки от 17.04.2017 года, признании незаконными и отмене выводов и рекомендаций аттестационной комиссии от 24.04.2017 года, восстановлении на службе, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - спасательные воинские формирования), Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе представительств Российской Федерации при международных организациях.
Вопросы прохождения службы в федеральной противопожарной службе, прекращение службы в федеральной противопожарной службе и иные вопросы в настоящее время регламентируются Федеральным законом от 23 мая 2016г. № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - № 141-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 141-ФЗ установлено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации, т.е. нормы Федерального закона № 141-ФЗ являются специальными по отношению к нормам Трудового кодекса и именно они подлежат применению к отношениям, связанным с прохождением сотрудником службы в федеральной противопожарной службе.
Таким образом, служба в федеральной противопожарной службе является особым видом государственной службы. Специфика службы в федеральной противопожарной службе предусматривает особый правовой статус сотрудников.
Для сотрудника федеральной противопожарной службы обязательным является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих законодательству Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона № 141-ФЗ).
Согласно статьи 12 Федерального закона № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан, в том числе:
знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 141-ФЗ);
обращаться по служебным и личным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника) (пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона № 141-ФЗ);
не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона № 141-ФЗ).
Частью 1 статьи 46 Федерального закона № 141-ФЗ предусмотрено, что служебной дисциплиной является соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона № 141-ФЗ в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины уполномоченным руководителем на сотрудника ФПС могут применяться меры поощрения, предусмотренные статьей 47 Федерального закона № 141-ФЗ, и могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьей 49 Федерального закона 141-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона № 141-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; 6) увольнение со службы.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6 ст. 51).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника федеральной противопожарной службы по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансовохозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7 ст. 51).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 Федерального закона № 141- ФЗ может быть проведена служебная проверка (ч. 8 ст. 51).
О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя. Дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора могут объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания или со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (ч. 9 ст. 51).
Уполномоченный руководитель обязан в течение пяти календарных дней ознакомить сотрудника федеральной противопожарной службы под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (ч. 11 ст. 51).
Об отказе или уклонении сотрудника федеральной противопожарной службы от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами (ч. 12 ст. 51).
Предусмотренные специальные требования, обусловлены задачами, принципами организации и функционирования службы в органах внутренних дел Российской Федерации, спецификой их профессиональной деятельности, не могут рассматриваться, как нарушающее гарантированное Конституцией Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Солдатов С.А. проходил службу в ФГКУ «Специальное управление ФГПС № 48 МЧС России» с 09.11.1993 года. В должности помощника начальника дежурной смены службы пожаротушения Управления Солдатов С.А. находился с 20.04.2016 года, 26.04.2017 года истец уволен по п. 6 ч. 2 ст. 83 ФЗ № 141-ФЗ (за грубое нарушение служебной дисциплины).
06.03.2017 в адрес начальника Управления поступили рапорты заместителя начальника Управления полковника внутренней службы Завалия В.В. и начальника отдела кадровой и воспитательной работы Управления подполковника внутренней службы ФИО3 о нарушениях помощником начальника дежурной смены службы пожаротушения Управления подполковником внутренней службы Солдатовым С.А. служебной дисциплины, выразившихся в неисполнении законного приказа прямого начальника, в неисполнении обязанности сотрудника обращаться по служебным и личным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости обратиться к прямому начальнику ставить в известность непосредственного начальника.
При этом было указано, что 28.02.2017 Солдатовым С.А. не был исполнен приказ ФИО1 о предоставлении ему в письменной форме в срок до 18 час. 00 мин. 28.02.2017 сведений о наличии (отсутствии) документов, которые согласно сверке числились за Солдатовым С.А.
В связи с тем, что по состоянию на 18 час. 40 мин. 28.02.2017 не поступил ни рапорт, ни какой-либо доклад от Солдатова С.А., ФИО1 потребовал по телефону, через непосредственного начальника Солдатова С.А. майора внутренней службы ФИО2 чтобы Солдатов С.А. в срок до 09 час. 00 мин. 01.03.2017 предоставил требуемые сведения, а также объяснения по факту неисполнения приказа ФИО1. в установленный срок. Однако утром 01.03.2017 Солдатов С.А. требуемые от него объяснения
лично ФИО1 не предоставил, а направил два рапорта на электронную почту Управления.
Не отрицая в судебном заседании приведенные обстоятельства, истец в то же время полагал, что указание отдано ему ненадлежащим должностным лицом, кроме того, указание выполнено им в полном объеме, поскольку в нем содержалось требование написать рапорт, что им было выполнено к установленному сроку. Требований о передаче рапорта в указании не содержалось.
Вместе с тем суд находит доводы Солдатова С.А. в указанной части ошибочными ввиду следующего.
Согласно Уставу ФГКУ «Специальное управление ФГПС № 48 МЧС России», утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.05.2017 года № 273, руководство конкретными направлениями деятельности Управления осуществляется заместителями начальника Управления.
В соответствии с распределением направлений деятельности руководящего состава ФГКУ «Специальное управление ФГПС № 48 МЧС России», утвержденному приказом ФГКУ «Специальное управление ФГПС № 48 МЧС России» от 09.12.2016 № 466, заместитель начальника Управления полковник внутренней службы ФИО1 осуществляет руководство организацией мероприятий по защите государственной тайны и безопасности секретной информации, режима секретности проводимых работ и ведение секретного делопроизводства, сведений ограниченного распространения.
При этом, как следует из должностной инструкции заместителя начальника Управления полковника внутренней службы ФИО1., указанное должностное лицо является прямым начальником всего личного состава, пользуется административной властью и дисциплинарными правами, которые определены Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и другими нормативными актами. Имеет право отдавать приказы и распоряжения, контролировать соблюдение законности в деятельности сотрудников.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам стороны истца, суд приходит к выводу, что 28.02.2017 года Солдатову С.А. был отдан приказ надлежащим должностным лицом – заместителем начальника Управления ФИО1., в пределах компетенции этого должностного лица, в связи с чем данный приказ подлежал обязательному исполнению Солдатовым С.А.
Доводы истца о том, что приказ был им исполнен в полном объеме, поскольку он содержал в себе требования лишь написать рапорт, а не передать его, суд считает несостоятельными, так как рапорт представляет собой служебное сообщение, донесение какой-либо информации младшего по званию старшему по званию начальнику, и без фактической передачи данного документа донесение такой информации невозможно.
Также по делу установлено, что в период с декабря 2016 года по февраль 2017 года Солдатов С.А. многократно обращался к начальнику Управления по различным личным и служебным вопросам, при этом неоднократно нарушал обязанность сотрудника федеральной противопожарной службы, предусмотренную пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона № 141-ФЗ.
Согласно письменным пояснениям непосредственного начальника Солдатова С.А. майора внутренней службы ФИО2., представленным в материалах дела, по ряду вопросов, рапорты с которыми Солдатов С.А. направлял напрямую начальнику Управления, Солдатов С.А. к нему лично не обращался. О направлении ряда рапортов начальнику Управления по вопросам, о которых в той или иной степени ФИО2. получал информацию от Солдатова С.А., сотрудник в известность своего непосредственного начальника не ставил.
На основании резолюций начальника Управления на обоих рапортах, в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 51 Федерального закона № 141-ФЗ, с Солдатова С.А. были истребованы объяснения по фактам.
Объяснения, предоставленные Солдатовым С.А. по факту неисполнения приказов полковника внутренней службы ФИО1., свидетельствуют о намеренном игнорировании Солдатовым С.А. правомочных требований прямого начальника.
Доводы Солдатова С.А. о том, что указанные обращения следует расценивать как обращения гражданина, направленные должностному лицу в письменной форме, поскольку он направлял эти обращения в свободное от службы время, суд полагает несостоятельными, поскольку истец являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, в связи с чем должен был руководствоваться специальными нормами, регулирующими порядок прохождения федеральной противопожарной службы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для привлечения Солдатова С.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в неисполнении законного приказа прямого начальника, в неоднократном неисполнении обязанности сотрудника обращаться по служебным и личным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости обращения к прямому начальнику ставить в известность непосредственного начальника, у начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России»начальника имелись, процедура и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушены. Наложенное дисциплинарное взыскание соответствует тяжести проступка.
В соответствии с требованиями части 8 статьи 51, статьи 53 Федерального закона № 141-ФЗ приказом начальника Управления от 07.03.2017 № 80 была назначена служебная проверка в отношении помощника начальника дежурной смены СПТ подполковника внутренней службы Солдатова С.А. по факту создания Солдатовым С.А. неблагоприятного морально-психологического климата в третьей дежурной смене службы пожаротушения Управления. Основанием для проведения служебной проверки послужил рапорт заместителя начальника службы пожаротушения - начальника дежурной смены службы пожаротушения Управления майора внутренней службы ФИО2. от 03.03.2017.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона № 141-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 данного закона, а также по заявлению сотрудника.
Сотрудник федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в устной или письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку; знакомиться с заключением по результатам служебной проверки; обжаловать заключение по результатам служебной проверки.
Аналогичные положения содержатся в Порядке проведения служебной проверки в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном приказом МЧС России от 17 октября 2016 года N 550.
Служебная проверка в отношении Солдатова С.А. проводилась в соответствии с Порядком проведения служебной проверки в системе МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 17.10.2016 № 550.
Комиссия, проводившая служебную проверку, опросила Солдатова С.А., ФИО2., сотрудников СПТ и других подразделений, изучила характеризующие Солдатова С.А. материалы, нормативно-правовые акты, регламентирующие прохождение службы в ФПС.
Как следует из заключения служебной проверки, в ходе ее проведения был подтвержден факт неуважительного, пренебрежительного отношения Солдатова С.А. к своему непосредственному начальнику ФИО2., создания истцом неблагоприятного морально-психологического климата в третьей дежурной смене СПТ и, как следствие, практической невозможности дальнейшего совместного прохождения службы сотрудниками в одном подразделении.
Оспаривая выводы заключения служебной проверки, истец сослался на заинтересованность лиц, входящих в ее состав, однако доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, суду не представил.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, состав комиссии был сформирован в соответствии с требованиями Федерального закона № 141-ФЗ, факт возникновения конфликта интересов при этом материалами дела не подтвержден.
Служебная проверка проведена в предусмотренные законом сроки при обеспечении истцу прав на письменное объяснение, которым истец воспользовался, предоставив письменные объяснения.
Выводы комиссии, приведенные в заключении о проведении служебной проверке, мотивированы и подробно изложены. В качестве меры дисциплинарного воздействия по отношению к виновному лицу предложено наложение дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
С заключением по результатам служебной проверки Солдатов С.А. ознакомлен 04.04.2017, о чем свидетельствует его собственноручная подпись.
Приказом начальника Управления от 17.04.2017 № 147 подполковник внутренней службы Солдатов С.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Из заключения о результатах служебной проверки следует, что работодателем учтена тяжесть совершенного проступка и обстоятельства его совершения, а также предшествующее поведение истца и отношение труду.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт создания неблагоприятного морально-психологического климата, имеющего существенное значение для выполнения поставленных перед подразделением федеральной противопожарной службы задач, подтвержден представленными материалами, суд приходит к выводу о том, что наложенное на истца взыскание соответствует дисциплинарному проступку и является правильным, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в части оспаривания заключения по результатам служебной проверки суд не усматривает.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона № 141-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения.
Согласно части 6 статьи 54 Федерального закона № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Во исполнение требований положений Федерального закона № 141-ФЗ, а также в целях рационального использования служебного времени и определения порядка предоставления времени отдыха и компенсационных выплат сотрудникам федеральной противопожарной службы, приказом начальника Управления от 19.12.2016 № 477 утверждены Правила внутреннего служебного распорядка ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» (далее - приказ № 477).
Подпунктом «б» пункта 2.2 приказа № 477 установлено, что сотрудниками Управления осуществляется исполнение обязанностей в соответствии с графиками дежурств (далее - исполнение служебных обязанностей по графику).
Пунктом 2.5.1. приказа № 477 предусмотрено, что служебное время для сотрудников Управления, исполняющих служебные обязанности по графику, устанавливается в соответствии с графиками дежурств.
Согласно пункту 2.5.2. приказа № 477 предусмотрено, что для сотрудников, исполняющих обязанности по графику, устанавливается суммированный учет служебного времени с учетным периодом три месяца, при этом нормальная продолжительность служебного времени одного дежурства составляет 24 часа (п. 2.5.5.).
Пунктом 2.6. приказа № 477 установлено, что сотрудник в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени (в том числе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни) на основании приказа начальника Управления.
В соответствии с пунктом 3.5. приказа № 477 сотруднику Управления, привлекавшемуся к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. Руководитель подразделения предоставляет сотруднику дни (время) отдыха в кратчайший срок, с учётом интересов службы.
В случае если предоставление дней (времени) отдыха в кратчайший срок не представляется возможным, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности в другой период. По желанию сотрудника дополнительные дни отдыха могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску в порядке, определяемом нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Приказом начальника Управления от 16.03.2017 № 100 Солдатов С.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушения служебной дисциплины. Ранее, приказом начальника Управления от 07.03.2017 №80 в отношении Солдатова С.А. была назначена служебная проверка по факту создания неблагоприятного морально-психологического климата в третьей дежурной смене службы пожаротушения Управления.
В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона № 141-ФЗ служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Федерального закона № 141-ФЗ уполномоченный руководитель обязан в течение пяти календарных дней ознакомить сотрудника федеральной противопожарной службы под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
В целях осуществления мероприятий в рамках служебной проверки в отношении Солдатова С.А., соблюдения срока доведения сотруднику приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, а также с учетом положений части 6 статьи 54 Федерального закона № 141-ФЗ (о возможности привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни) были изданы в установленном порядке приказы начальника Управления от 15.03.2017 № 92 и от 23.03.2017 № 113. При этом приказ начальника Управления от 15.03.2017 № 92 Солдатовым С.А. исполнен не был по причине невозможности доведения ему этого приказа, а приказ начальника Управления от 23.03.2017 № 113 был издан по факту прибытия Солдатова С.А. в расположение Управления после его уведомления о необходимости прибыть на службу сотрудниками Управления, прибывшими по месту его проживания.
Таким образом, привлечение Солдатова С.А. к выполнению служебных обязанностей в выходные дни было обусловлено необходимостью соблюдения сроков доведения сотруднику приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности. Каких-либо прав истца указанный действия работодателя не нарушили, поскольку, как следует из материалов дела, работнику в установленном порядке была предоставлена компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и пояснения истца, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд учитывает, что федеральная противопожарная служба предусматривает особый правовой статус сотрудников, определяя правовое положение, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере особые правила для этой категории граждан, особые требования к их личным качествам и особые обязанности. Поступая на службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России», истец добровольно принял на себя обязанность соответствовать указанным требованиям, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать запреты.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования Солдатова С.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 197-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Солдатова Сергея Александровича к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и заключения по результатам служебной проверки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Петрова