25 февраля 2015 года Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Перцевой Ю.В.,
при секретаре Тищенко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-221/2015 по заявлению Бескоровайной В. Д. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель – Бескоровайная В.Д. обратилась в Жигулевский городской суд Самарской области с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав в обоснование заявленных требований, что ей на праве собственности принадлежат два земельных участка площадью 215,00 кв.м. и 543,00 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Заявитель, имея намерение приобрести в собственность за плату дополнительный земельный участок, прилегающий к основному, площадью 201,1 кв.м., в установленном законом порядке, обратилась в администрацию г.о. Жигулевска с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Однако, письмом за подписью заместителя главы администрации по муниципальному имуществу и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ. в согласовании схемы было отказано по мотивам нахождения земельного участка в зоне возможного катастрофического затопления. Заявитель с указанными выводами не согласилась, в связи с чем предъявлены данные требования. Заявитель просит признать незаконным и необоснованным отказ компетентного органа администрации г.о. Жигулевск в согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 201,0 кв.м,, расположенному по адресу: <адрес> и обязать администрацию городского округа Жигулевск согласовать указанную схему.
Представитель заявителя – Барунина О.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18), в судебном заседании поддержала доводы изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации г.о. Жигулевска- Дулгир О.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.27) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что согласно материалам генерального плана городского округа Жигулевск, утвержденного решением Думы городского округа Жигулевск от 18 июля 2012 года № 282, спорный земельный участок находится в зоне возможного катастрофического затопления. В соответствии со ст. 67 Водного кодекса РФ на территориях, подверженных затоплению, размещение капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Статья 59 Правил землепользования и застройки г.о. Жигулевск Самарской области, утвержденные решением Думы г.о. Жигулевск №388 от 29.05.2013г., устанавливает, что предоставление новых, в том числе и дополнительных земельных участков, без выполнения мероприятий по предотвращению негативных последствий, предшествующих такому предоставлению, в зонах возможного катастрофического затопления, не допускается. В силу п.4 ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 04.03.2011 №16-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории» основанием для отказа в утверждении схемы являются ограничения и обременения, не позволяющие использовать земельный участок в соответствии с предлагаемым разрешенным использованием. Экспертное заключение, представленное представителем заявителя не содержит ссылки на действующую проектную документацию, не содержит сведения относительно расстояния от ограждения и жилого дома. Пояснила, что проведенные мероприятия по предотвращению негативных последствий не соответствуют градостроительным нормам и правилам
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 245 ГПК РФ установлено, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (ст. 11.3. ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности ( ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
В силу ч. 2 ст. 28 ЗК РФ,предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Частью 3 данной статьи установлено, что если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Частью 4 ст. 34 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании обращения граждан с учетом зонирования территорий утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Отношения, связанные с подготовкой и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством регламентируются Законом Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД
"О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что утверждение Схемы осуществляется обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления или в случаях, предусмотренных федеральным законом, - уполномоченным Правительством Самарской области органом исполнительной власти Самарской области (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган принимает меры к получению необходимых сведений, предусмотренных для принятия соответствующего решения в срок, не превышающий срок для утверждения Схемы.
Схема утверждается путем принятия уполномоченным органом соответствующего правового акта. В правовом акте об утверждении Схемы указываются сведения о разрешенном использовании земельного участка с указанием принадлежности его к территориальной зоне, сведения о красных линиях и иных ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка. Подготовленная Схема утверждается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Утвержденная Схема является основанием для выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ.
Статьей 4 Закона определены следующие основаниями для отказа в утверждении Схемы:
1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
Статьей 59 Правил землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области, утвержденных Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 29.05.2013 N 388, предусмотрено, что в зонах возможного катастрофического затопления размещение новой жилой застройки запрещается. Предоставление новых земельных участков, в том числе дополнительных земельных участков, без выполнения мероприятий по предотвращению негативных последствий, предшествующих такому предоставлению, не допускается.
В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат два земельных участка площадью 215,00 кв.м. и 543,00 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Заявитель, имея намерение приобрести в собственность за плату дополнительный земельный участок, прилегающий к основному, площадью 201,1 кв.м., в установленном законом порядке, обратилась в администрацию г.о. Жигулевска с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Однако, письмом за подписью заместителя главы администрации по муниципальному имуществу и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ. в согласовании схемы было отказано по мотивам нахождения земельного участка в зоне возможного катастрофического затопления.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 24 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Судом установлено, что оспариваемое решение органа местного самоуправления датировано ДД.ММ.ГГГГ., заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления подано заявителем в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах установленного ст. 256 ГПК РФ срока.
Оценивая перечисленные выше доказательства и основания отказа в согласовании схемы, суд также принимает во внимание содержание понятий «ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество», которые законодателем определяются как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других) – ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доказательств установления таких запрещений в отношении участка, в формировании которого заинтересован заявитель, суду органом местного самоуправления не предоставлено. Установление особых условий использования участка (ведение строительства с обеспечением специальных защитных мероприятий - ст. 67 Водного кодекса РФ) не может расцениваться как запрет на владение, пользование и, соответственно, предоставление таких участков гражданам на предусмотренных законом основаниях.
Правила землепользования и застройки городского округа Жигулевск, положениями которых орган местного самоуправления мотивирует отказ в согласовании схемы расположения участка, не могут рассматриваться как основание запрета предоставления участка и согласования схемы, поскольку такие запреты в силу действующего законодательства (ст. 28 ЗК РФ, ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД) могут быть установлены только федеральными законами, а не нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления.
Кроме того, ст. 59 Правил землепользования и застройки г.о. Жигулевск устанавливает ограничения в предоставлении дополнительных земельных участков в зоне затопления только в случаях не выполнения мероприятий по предотвращению негативных последствий.
При рассмотрении дела представителем заявителя представлено экспертное заключение № ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым обследуемое сооружение подпорной стены является постоянным берегоукрепительным гидротехническим сооружением, предназначено для защиты от разрушений грунта в береговой зоне. Техническое сооружение оценивается как исправное, соответствует градостроительным, противопожарным, санитарно- эпидемиологическим и строительным нормам и правилам, предъявляемым к данному виду сооружений, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в непосредственной близости от него. Сооружение подпорной стены обеспечивает защиту земельного участка с местоположением: <адрес> от возможных катастрофических последствий при затоплении территории и от разрушения грунта в береговой зоне (л.д.33-49).
Доводы представителя администрации о том, что проведенные мероприятия по предотвращению негативных последствий не соответствуют градостроительным нормам и правилам, суд находит необоснованными, поскольку доказательств в обосновании указанных доводов суду не представлено, тогда как согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доводы представителя администрации г.о. Жигулевск о том, что представленное заявителем экспертное заключение не содержит сведений о расстоянии от укрепительного сооружения до жилого дома, принадлежащего Бескоровайной В.Д. и расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, в связи с чем не может быть принято в качестве доказательств проведения мероприятий по предотвращению негативных последствий, судом признаются необоснованными, поскольку указанные мероприятия проведены в отношении испрашиваемого земельного участка, объект недвижимости на котором не расположен.
При разрешении жалобы суд обращает внимание на тот факт, что формирование участка, как объекта земельных правоотношений, не предрешает вопроса о предоставлении такого участка в собственность, поскольку, в силу ч. 5 ст. 34 ЗК РФ, решение о предоставлении участка в собственность органом местного самоуправления принимается только после его постановки на кадастровый учет и предоставления кадастрового паспорта.
При указанных обстоятельствах суд признает установленным, что в согласовании схемы земельного участка органом местного самоуправления отказано без каких-либо законных к тому оснований, в связи с чем данный отказ, как нарушающий права заявителя, заинтересованного в формировании участка, следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования, заявленные Бескоровайной В. Д., удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Жигулевск в согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 201 кв.м., расположенного <адрес>, оформленный письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью заместителя главы администрации по муниципальному имуществу и земельным отношениям.
Обязать администрацию г.о. Жигулевск согласовать схему расположения указанного выше земельного участка и выдать ее заявителю для проведения кадастровых работ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2015 года.
Судья Ю.В. Перцева