РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2012 г. с.Партизанское
Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И., при секретаре Богдановой И.В., с участием прокурора Партизанского района Савицкого А.Б., представителя ответчика главы Стойбинского сельсовета ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Партизанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Стойбинского сельсовета Партизанского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по профилактике экстремизма и терроризма,
у с т а н о в и л :
В суд с указанным выше заявлением обратился прокурор Партизанского района Красноярского края в порядке ст.254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с требованиями: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Стойбинского сельсовета Партизанского района Красноярского края, выразившееся в непредусмотрении в бюджете сельсовета финансовых средств на профилактику терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Обязать администрацию Стойбинского сельсовета Партизанского района Красноярского края предусмотреть в бюджете сельсовета финансовые средства напрофилактику терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что полномочия и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством по участию в профилактике экстремисткой деятельности и терроризма администрацией Стойбинского сельсовета не исполняются. В частности, финансовые средства для обеспечения мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в бюджете сельсовета на 2012 год не заложены и на указанные мероприятия не выделялись. Отсутствие в бюджете Стойбинского сельсовета средств на профилактику терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории поселения создает опасность для жизни неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Партизанского района Савицкий А.Б. уточнил требования и просит суд: обязать администрацию Стойбинского сельсовета Партизанского района Красноярского края вынести на рассмотрение Стойбинского сельского Совета депутатов вопрос о включении в расходную часть бюджета сельсовета финансовых средств напрофилактику терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, поддержал уточненные требования, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика глава Стойбинского сельсовета ФИО7 пояснил, что администрация сельсовета с инициативой включить в расходную часть бюджета сельсовета финансовых средств напрофилактику терроризма и экстремизма в сельский Совет не обращалась, средства в бюджете сельсовета на данные цели не предусмотрены, администрацией проводятся мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма - печатаются соответствующие памятки и проводятся разъяснительные беседы и мероприятия.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора и представителя ответчика, суд считает уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
В ст.2 этого же закона определены принципы противодействия экстремистской деятельности, среди которых указан приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно ст. 3 данного Закона противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Согласно ст.ст.4 и 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:
-по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.7.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории поселения. Аналогичные полномочия прописаны в Уставе сельсовета.
Как установлено судом, финансовые средства для обеспечения мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в бюджете Стойбинского сельсовета на 2012 год не заложены и на указанные мероприятия не выделялись, администрация, глава Стойбинского сельсовета в Совет депутатов с инициативой о выделении в бюджете средств на мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму не обращались.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Статьей 37 указанного Закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из требований ст.46, ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проекты муниципальных правовых актов могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования главой муниципального образования, главой местной администрации. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика, материалов дела следует, что администрация сельсовета фактически производит расходы на профилактику терроризма и экстремизма(изготовление и приобретение письменных материалов, организация и проведение профилактических мероприятий согласно утвержденного плана), однако данные расходы не включены в расходную часть бюджета сельсовета.
Исходя из требований ч.5 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в местных бюджетах раздельно предусматриваются соответствующие расходы местных бюджетов.
В силу требований ст.65 Бюджетного Кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Частью 4 ст.21 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Исходя из ст.28 Бюджетного Кодекса РФ принципом бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств.
Фактическое расходование бюджетных средств в рамках исполнения полномочий по профилактике экстремизма и терроризма без закрепленной в бюджете сельсовета статье расхода на эти цели фактически может явиться нецелевым расходованием бюджетных средств администрацией сельсовета.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст.254, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора Партизанского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Стойбинского сельсовета Партизанского района Красноярского края вынести на рассмотрение Стойбинского сельского Совета депутатов вопрос о включении в расходную часть бюджета сельсовета финансовых средств на исполнение полномочий по вопросу местного значения в частипрофилактики терроризма и экстремизма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд.
Председательствующий: судья П.И. Гиль