Дело № 2-496/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 мая 2017 года г. Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Загорной Т.А.,
при секретаре Савельевой А.А.,
с участием истца Родионовой Н.А., ее представителя Суркова Е.Е.,
представителя ответчика Житарь В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Суздале Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Родионовой Н. А., действующих в своих интересах и в интересах Родионова А.А. к акционерному обществу «СК Благосостояние» о признании смерти страховым случаем, незаконным отказа в выплате страхового возмещения, взыскании страховой суммы, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Родионова Н.А. с учетом уточнения требований обратилась в суд с вышеназванным иском к акционерному обществу «Страховая компания «Благосостояние» (далее АО «СК «Благосостояние») о защите прав потребителей.
В обоснование иска указано, что *** между ее мужем Р и АО «СК «Благосостояние» заключен договор страхования от несчастных случаев в соответствии с «Правилами индивидуального страхования от несчастных случаев № 3-1», в редакции от ***. Страховая сумма определена по договору в *** рублей. В качестве застрахованных лиц указаны: взрослый – Р и ребенок Родионов А.А., *** года рождения. Страховая премия в размере *** рублей уплачена страхователем своевременно на расчетный счет страховщика. В период действия договора страхования *** Родионов А.А. умер. Согласно акту судебно-медицинского исследования ### от *** смерть наступила в результате остановки сердца. При жизни ее супруг не страдал заболеванием, в результате которого наступила смерть, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты. Таким образом, медицинскими документами подтверждается скоропостижность смерти застрахованного, которая в данном случае может расцениваться как несчастный случай. Неблагоприятные последствия недостаточного разъяснения тех или иных особенностей услуги страхования ложатся на исполнителя. Выгодоприобретателями по названному договору страхования вследствие смерти страхователя являются наследники Р, а именно истец и его сын, которые в установленном законом порядке приняли наследство. В обусловленный законом срок они обратились к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения с приложением необходимых документов. Однако ответчик необоснованно письмом от *** ответил отказом. В связи с изложенным истец обращается с настоящим иском, в котором с учетом уточнения требований просит:
признать смерть Р, *** года рождения, наступившую ***, страховым случаем на условиях «Правил индивидуального страхования от несчастных случаев №1-3» в редакции от ***;
признать незаконным отказ АО «СК «Благосостояние» в выплате страхового возмещения по факту смерти Р;
взыскать с АО «СК «Благосостояние» в пользу Родионовой Н.А. и Родионова А.А. в равных долях страховую сумму в размере *** рублей;
неустойку за период с *** по *** – *** рублей;
штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере ###% от взысканной суммы;
компенсацию морального вреда *** рублей.
Родионова Н.А. и ее представитель Сурков Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении. Пояснили, что смерть застрахованного лица является страховым случаем.
Представитель ООО «Центр АвтоПомощи «Ваше Право», действующий в интересах АО «Страховая компания «Благосостояние», Житарь В.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что смерть застрахованного Р наступила в результате заболевания, а не в результате несчастного случая, поэтому страховщик не может признать данный случай страховым.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор (п. 1).
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица (п. 2).
В соответствии с абз. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из материалов дела, *** между АО «СК «Благосостояние» и Р согласно полису ### заключен договор страхования от несчастных случаев со страховыми рисками смерть в течение срока страхования в результате несчастного случая, произошедшего в течение срока страхования /п. 4.1.5 Правил/.
Страховая сумма по данному риску установлена равной *** рублей.
Застрахованными являются: 1. Застрахованный взрослый – Р, *** года рождения; 2. Застрахованный ребенок – Родионов А.А.,
*** года рождения /л.д.4/.
Согласно п. 2 Полиса страхования, по рискам смерти застрахованного – взрослого выгодоприобретателями являются его законные наследники, страховой взнос составил *** рублей, который был уплачен страхователем, срок страхования с 00.00 часов *** по 24.00 часа ***.
*** Р умер /л.д. 6/.
Из наследственного дела ### к имуществу Р, следует, что Родионова Н.А., *** года рождения является его женой, Родионов А.А., *** года рождения сыном, а также наследниками, принявшими наследство /л.д. 73-102/.
АО «СК «Благосостояние» письмом от *** отказало Родионовой Н.А. в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что смерть Р наступила не в результате несчастного случая, поэтому данный случай не может быть признан страховым /л.д. 9/.
В соответствии с ч.2 ст. 9 Закона РФ от *** ### «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
На основании ст. 943 ГК РФ, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком или объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Данный договор заключен в соответствии с «Правилами индивидуального страхования от несчастных случаев № 3-1» (далее Правила) в редакции от ***, с которыми страхователь при подписании договора был ознакомлен и согласен Правила получил, о чем имеется его подпись.
Из положений ст. 431 ГК РФ при толковании договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из п. 4.1.5 Правил страхования, страховыми рисками признаются события в жизни застрахованного, наступающие в результате несчастного случая, в том числе смерть в течение срока страхования (риск смерти).
Несчастный случай – внешнее, кратковременное (до нескольких часов), непреднамеренное, не являющееся следствием заболевания или его лечения (за исключением неправильных медицинских манипуляций), непредвиденное стечение обстоятельств, имевшее место в течение срока страхования, при котором вопреки воле застрахованного причиняется вред его здоровью или наступает его смерть. (п. 1 Правил).
Таким образом, исходя из буквального толкования Правил страхования, стороны при заключении договора пришли к соглашению, что страховым случаем будет являться не любое событие в жизни застрахованного, а только то, которое наступает в результате несчастного случая с застрахованным.
Следовательно, для получения страхового возмещения необходимо установить факт наступления смерти в результате несчастного случая.
Из представленной по запросу суда выписки из амбулаторной карты Р следует, что он на диспансерном учете не состоял, хронических заболеваний не зарегистрировано /л.д. 126/.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, причиной смерти Р явилась <данные изъяты>, что подтверждается справкой о смерти ### от *** /л.д. 5/, выданной отделом ЗАГС администрации Суздальского района Владимирской области. Данное обстоятельство не оспаривалось истцом и ее представителем в судебном заседании.
В акте ГБУЗ ВО «Бюро судмедэкспертизы» Суздальское межрайонное отделение ### от *** указан судебно-медицинский диагноз: <данные изъяты>
Согласно заключению государственного судебно-медицинского эксперта Ш., смерть Р наступила в результате остановки сердца, возникшей на почве хронической экзогенной (алкогольной) интоксикации, сопровождавшейся соответствующими патологическими изменениями внутренних органов. При судебно-химическом исследовании крови и мочи трупа этиловый спирт не найден.
Согласно материалам проверки ### от ***, представленным по запросу суда следует, что *** в ### час. ### мин. по месту жительства: <...> был обнаружен труп Р, *** года рождения, без видимых признаков насильственной смерти.
Из пояснений Родионовой Н.А. данных в рамках проведенной проверки органами ОМВД по Суздальскому району, следует, что ее супруг хроническими заболеваниями не болел, однако страдал алкоголизмом и был запойный.
*** по итогам проверки по факту смерти Р участковым уполномоченным ОМВД России по Суздальскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Установлено, что Р с *** по *** злоупотреблял спиртными напитками.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что смерть Р наступила в результате заболевания на почве хронической алкогольной интоксикации, что подтверждается выводами судебно-медицинской экспертизы. Доказательств тому, что смерть наступила в результате несчастного случая, материалы дела не содержат, судом не установлено, а потому оснований для признания смерти Р страховым случаем не имеется. Остальные требования иска являются производными от указанного выше требования, поэтому они также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Родионовой Н. А., действующей в своих интересах и в интересах Родионова А. АлексА.а к акционерному обществу «Страховая компания «Благосостояние» о признании смерти Р страховым случаем, незаконным отказа в выплате страхового возмещения, взыскании страховой суммы, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Загорная
Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2017 года.