Мировой судья Ласков И.А. Дело №12-341/2017
Р Е Ш Е Н И Е
«24» мая 2017 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А.,
при секретаре Елкиной Ю.Ю.,
с участием защитника Аккуратного А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гребнева В.А. на постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Ижевска от 06 марта 2017 года о привлечении заместителя директора <данные изъяты> Гребнева В.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ,
установил:
Гребнев В.А. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 06 марта 2017 года, вынесенное мировым судьей судебного участка №5 Октябрьского района г. Ижевска о привлечении Гребнева В.А., являющегося заместителем директора <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения. В жалобе защитник Гребнева В.А. – Аккуратный А.В., действующий на основании доверенности, указал, что постановление мирового судьи является незаконным и необоснованным, поскольку в договорах о сетевой форме реализации образовательных программ указаны академическая мобильность, характер и объем ресурсов, используемых при реализации образовательных программ в сетевой форме. Действующее законодательство не содержит требований о том, что в таком договоре должны быть указаны адреса места нахождения используемых ресурсов. В связи с этим просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, Гребнев В.А. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела к суду не обращался. На основании ч. 2 ст. 25.1, ст. 30.6 КоАП РФ судья рассмотрел дело в отсутствие Гребнева В.А.
В судебном заседании защитник Гребнева В.А. – Аккуратный А.В., действующий на основании доверенности, жалобу поддержал в полном объеме по основаниям в ней изложенным.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела контроля качества образования управления контроля, надзора и лицензирования Министерства образования и науки Удмуртской Республики Молчанова Е.И. не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в ее отсутствие к суду не обращалась. На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья рассмотрел дело в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Исходя из ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив жалобу Гребнева В.А., будучи не связанной с ее доводами, исследовав обстоятельства дела, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Указанное административное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Согласно п. 40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
Исходя из ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ), образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 4 ст. 91 Федерального закона №273-ФЗ).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 91 Федерального закона №273-ФЗ).
Как следует из ст. 15 Федерального закона №273-ФЗ, сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, регламентирован Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 (далее – Положение).
В силу подп. «г» п. 7 Положения при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в настоящем пункте, предъявляются лицензионные требования, установленные в подпунктах «а» - «к» пункта 6 настоящего Положения, а также требования, в том числе, наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.
Как следует из представленных материалов, <данные изъяты> (далее – образовательная организация) осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного протоколом попечительского совета образовательной организации от 21.07.2014 <номер>, а также лицензии от 27.05.2013 <номер> (серия <номер>) по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.
Приказом директора образовательной организации от 28 ноября 2016 года <номер> заместитель директора Гребнев В.А. назначен с 28 ноября 2016 года временно исполняющим обязанности директора образовательной организации.
По результатам внеплановой проверки, проведенной Министерством образования и науки Удмуртской Республики, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования на территории Удмуртской Республики, 22 декабря 2016 года установлено, что во исполнение п. 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях (утв. приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 №352), п. 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность (утв. приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 №354), п. 7.18 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность (утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 №509) образовательной организацией заключены договоры о сетевой форме реализации образовательных программ с организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
- ГУ УР «<данные изъяты>» от 14.09.2016;
- ООО Центром «<данные изъяты>» от 20.09.2016;
- МБОУДОД «<данные изъяты>» от 01.11.2016;
- Профессиональным образовательным частным учреждением среднего профессионального образования «<данные изъяты>» от 24.08.2016.
Указанные договоры о сетевой форме реализации образовательных программ не соответствуют ч. 3 ст. 15 Федерального закона №273-ФЗ, поскольку в них не указаны порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательные программы, реализуемые с использованием сетевой формы, а также характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы в части описания адреса места нахождения объектов в организациях, осуществляющих обучение, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по нескольким адресам:
- ГУ УР «<данные изъяты>»;
- ООО Центром «<данные изъяты>»;
- МБОУДОД «<данные изъяты>».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Гребнева В.А., временно исполняющего обязанности директора образовательной организации и осуществляющего в связи с этим непосредственное управление ее деятельностью, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения Гребневым В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 01.02.2017 <номер>, отвечающем требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, и подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки от 22 декабря 2016 года <номер>. При составлении протокола права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации Гребневу В.А. разъяснены, копию протокола он получил, о чем имеются его собственноручные подписи.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и виновность Гребнева В.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для привлечения Гребневым В.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности Гребнева В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Судья отклоняет доводы заявителя о соответствии договоров о сетевой форме реализации образовательных программ требованиям закона, поскольку должностное лицо и мировой судья, проанализировав их содержание, пришли к обоснованному выводу о противоречии указанных договоров положениям ч. 3 ст. 15 Федерального закона №273-ФЗ и нарушении образовательной организацией лицензионных требований, предусмотренных подп. «г» п. 7 Положения, что является основанием для привлечения должностного лица образовательной организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Из представленных материалов не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов мирового судьи о доказанности вины Гребнева В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Доводы жалобы Гребнева В.А. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления мирового судьи, поскольку по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, которые были предметом исследования мировым судьей и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, административное наказание в виде предупреждения назначено Гребневу В.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.4 и 4.1 КоАП РФ, в минимальных пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Возможность освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения по ст. 2.9 КоАП РФ отсутствует. Доказательств того, что деяние Гребнева В.А. не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, материалы дела не содержат и заявителем не представлены.
Порядок и срок давности привлечения Гребнева В.А. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении ни должностным лицом, ни мировым судьей не допущено процессуальных нарушений, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Постановление мировым судьей мотивированно, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Обжалуемое постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, мировым судьей правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
При указанных обстоятельствах оснований для признания обжалуемого постановления незаконным и его отмены не имеется.
В связи с этим суд находит доводы жалобы Гребнева В.А. несостоятельными, а обжалуемое постановление – законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление по делу об административном правонарушении от 06 марта 2017 года, вынесенное мировым судьей судебного участка №5 Октябрьского района г. Ижевска, о привлечении заместителя директора <данные изъяты> Гребнева В.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения – оставить без изменения, жалобу Гребнева В.А. на постановление по делу об административном правонарушении – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья Пашкина О.А.