Дело № 2-3247/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2016 года, г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.,
при секретаре Минлиной Э.М.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Добрянка Пермякова Е.В.,
представителя ответчика администрации Добрянского муниципального района Пермского края Егорочкиной О.И., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Добрянки Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа», администрации Добрянского муниципального района Пермского края об обязании установить технические средства охраны,
установил:
Прокурор г. Добрянки Пермского края, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Добрянский районный суд Пермского края с иском к ответчикам об обязании администрации Добрянского муниципального района Пермского края обеспечить финансирование МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» по установке технических средств охраны: системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» для обеспечения выезда группы немедленного реагирования на объект в помещении указанного учреждения в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; обязании МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» установить технические средства охраны: систему охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» для обеспечения выезда группы немедленного реагирования на объект, расположенный по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Добрянского муниципального района.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Добрянки проведена проверка исполнения МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, в ходе которой установлено что МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>. В здании отсутствует охранная сигнализация с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» для обеспечения выезда группы немедленного реагирования на объект, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу. Согласно Уставу МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа», данное учреждение является муниципальным, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий Добрянского муниципального района в сфере образования. Учредителем МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» является муниципальное образование «Добрянский муниципальный район» в лице уполномоченного органа - Управления образования администрации Добрянского муниципального района. Собственником имущества МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» является муниципальное образование «Добрянский муниципальный район». МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. На основании изложенного, с учетом того, что обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности возложена законом, как на образовательные учреждения, так и на органы местного самоуправления в пределах их полномочий, следует возложить на МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» обязанность по установке технических средств охраны в здании школы, а на администрацию Добрянского муниципального района необходимо возложить обязанность по финансированию мероприятий по установке данных технических средств охраны в МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа». Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Пермяков Е.В. на исковых требованиях настаивал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Добрянского муниципального района Пермского края Егорочкина О.И., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично, не согласна со сроком исполнения выделения финансовых средств на установку технических средств охраны в течение трех месяцев.
Ответчик МОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Добрянки Пермского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация, приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В статье 2 Федерального закона № 35-Ф3 в качестве одного из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации закреплен принцип обеспечения и защиты основных прав свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-Ф3) предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с фе����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????��???????
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Из ст. 30 Федерального закона № Э84-ФЗ следует, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как на объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 273-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ). То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 117 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных казенных учреждений.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно п. 11, 7, 29 Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На основании изложенного, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.
В ходе проведенного обследования прокуратурой <адрес> технического состояния здания МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» было установлено, что в здании отсутствует охранная сигнализация с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» для обеспечения выезда группы немедленного реагирования на объект, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Согласно Уставу МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа», данное учреждение является муниципальным, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий Добрянского муниципального района в сфере образования. Учредителем МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» является муниципальное образование «Добрянский муниципальный район» в лице уполномоченного органа - Управления образования администрации Добрянского муниципального района. Собственником имущества МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» является муниципальное образование «Добрянский муниципальный район». МБОУ «Усть-Гаревская основная общеобразовательная школа» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (л.д.6-8, 9-16).