Дело № 2-2041/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2017 года город Челябинск
Советский районный суд города Челябинска в составе:
председательствующего судьи Волуйских И.И.
при секретаре Бочениной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козлова <данные изъяты>, Беляевой <данные изъяты> к Администрации города Челябинска об оспаривании распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Козлов С.А., Беляева Т.А. обратились в Советский районный суд города Челябинска с исковым заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация) в котором, после уточнения требований (л.д. 118), просили признать недействительным и отменить распоряжение Администрации города Челябинска №-с от ДД.ММ.ГГГГ года о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.; обязать Администрацию города Челябинска утвердить границы земельного участка и предоставить бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером № по фактическому пользованию.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: город <адрес>. Желая реализовать свое право на получение земельного участка, истцы обратились в Администрацию города Челябинска. Администрацией было вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года, которым было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. Определенные Администрацией границы земельного участка нарушают права истцов, поскольку не учитывают фактическое землепользование и пересекают границы построек находящихся на земельном участке.
В судебном заседании представитель истцов Леонтьева Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Администрация представителей на рассмотрение дела не направила, извещена.
Заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года истцы являются собственниками (по ? доли) жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 5).
Земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, поставлен на государственный кадастровый учет как «ранее учтенный» под кадастровым №, его границы на местности не определены, площадь составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 36).
В первоначальном договоре от ДД.ММ.ГГГГ года, по которому право на дом, расположенный по адресу: <адрес>, перешло к предшествующему собственнику, было указано, что он расположен на участке мерою <данные изъяты> кв.м. (л.д. 6).
В свидетельстве о праве на наследство по закону истцов указано, что дом расположен на участке <данные изъяты> кв.м., по данным последней технической инвентаризации <данные изъяты> кв.м. (л.д. 5).
Из представленных материалов технической инвентаризации за период с ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> год (л.д. 59-98), усматривается, что в различные периоды времени участок имел схожую конфигурацию и примыкал к участку дома <адрес> (л.д. 61, 65, 72, 78, 89 оборот).
На основании заявления истцов Администрация города Челябинска издала распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года №, которым предварительно согласовала предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: город <адрес> (л.д. 16).
Данное распоряжение оспаривается истцами в рамках настоящего дела.
Статьей 13 Гражданского кодекса РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Обращаясь в Администрацию истцы как собственники жилого дома желали реализовать свое право на получение земельного участка на котором он расположен в собственность.
Абзацем 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, предоставляются собственникам таких зданий без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения является одним из документов, на основании которого образовывается земельный участок и сведения о нем вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Издав обжалуемое распоряжение и указав в нем на необходимость установления границ участка в соответствии с установленными параметрами Администрация фактически определила объем прав истов на земельный участок и сформировала его.
Вместе с тем суд отмечает, что при решении вопроса о предварительном согласовании предоставлении земельного участка Администрация не учла фактическое землепользование, определив границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. было допущено пересечение с существующим на местности объектами землепользования принадлежащими истца и также привело к образованию чересполосицы с земельным участочком, расположенным по адресу: город <адрес> (л.д. 17,121 оборот).
В связи с изложенным, суд находит заявленные требования в части признания недействительным и отмене распоряжение Администрации города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ года подлежащими удовлетворению.
Относительно требований о возложении обязанности утвердить границы земельного участка и предоставить бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером № по фактическому пользованию, суд отмечает следующее.
Пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В материалах дела не представлено доказательств того, что истцы выражали свою волю на формирование земельного участка в определенных ими границах.
Истцы не лишены права на внесении изменений в существующую схему расположения земельного участка, если она утверждена, либо обращения с заявление о формировании земельного участка по фактическим границам землепользования.
В этой связи оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Козлова <данные изъяты>, Беляевой <данные изъяты> удовлетворить частично.
Признать недействительным и отменить распоряжение Администрации города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ года о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: И.И. Волуйских