Дело № 2-1597/2021 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,
при секретаре Гнездиловой З.В.,
с участием представителя истца ФИО7, действующей по доверенности,
представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района – ФИО3, действующего по доверенности,
представителя ответчика МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» - ФИО6, действующей по доверенности,
представителя ответчика Администрации Кондратовского сельского поселения <адрес> – ФИО4, действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ответчикам: администрации Пермского муниципального района <адрес>, МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района», Администрации Кондратовского сельского поселения <адрес> о взыскании выкупной цены жилого помещения, расходов, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился к ответчикам с иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) о взыскании суммы возмещения за жилое помещение, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, в размере 1 702 407 рублей, убытков, связанных с изъятием жилого помещения в размере 87 600 рублей, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 461 750 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины, услуг по оценке.
В обоснование предъявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит квартира площадью 39,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>. Жилой дом, в котором находится указанная квартира, является аварийным и подлежащим расселению. Администрацией Пермского муниципального района было отказано в приеме документов на выплату выкупной цены, так как приобретение спорного жилого помещения произошло после вынесения решения межведомственной комиссии о признании дома аварийным. По результатам обследований, осуществленных межведомственной комиссией, жилой дом, в котором находится указанная квартира, является аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу; собственники помещений в многоквартирном доме уведомлены о необходимости освобождения занимаемых жилых помещений и сносе аварийного дома в течение 180 дней с момента получения уведомления. Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>» земельный участок под многоквартирным домом изымается для муниципальных нужд. Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Компания «Центр Недвижимости» рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, с учётом убытков собственников, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 2 219 916 рублей, в том числе: рыночная стоимость жилого помещения в размере 1 602 198 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения – 87 600 рублей, рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома – 530 118 рублей. Истец обращался в администрацию Пермского муниципального района с просьбой заключить с ним соглашение о выкупе жилого помещения по цене согласно оценочного отчета и возместить убытки, связанные с изъятием, однако в приеме документов согласно отчета ему было отказано, так как ответчик не наделен полномочиями по выплате компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Спорное жилое помещение было приобретено по договору № передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что жилое помещение было получено в декабре 2012 года, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, денежная сумма в размере 2 219 916 рублей подлежит взысканию с ответчиков.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта <адрес>.
Истец ФИО1 не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» ФИО6 пояснила, что ответчик не согласен с иском в части взыскания компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 530 118 рублей на основании доводов, изложенных в письменном отзыве. Указывает, что общий размер заявленных требований на возмещение за изымаемое жилое помещение превышает максимальный размер компенсации из расчета региональной стоимости квадратного метра жилья. Предусмотренный региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, размер возмещения за изымаемую квартиру истца составляет 1 711 908 рублей. Реализация данной программы осуществляется за счет средств Фонда, бюджета <адрес>, местных бюджетов, которыми не предусмотрены дополнительные расходы. Представитель ответчика со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О также указывает, что <адрес>, расположенная в <адрес> д.<адрес> приобретена истцом по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан № от 18.12.2012г. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта данного многоквартирного дома на дату приватизации первого жилого помещения (л.д.45-47).
Представитель ответчика Администрации Пермского муниципального района <адрес> ФИО3 в судебном заседании требования в части выплаты компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не признал на основании доводов изложенных в письменном отзыве (л.д.56-57). Относительно требований о взыскании выкупной цены жилого помещения, расходов, связанных с изъятием жилого помещения, полагает, что они подлежат удовлетворению в сумме, определенной в первоначальном оценочном заключении. Согласно отзыву ответчика, обстоятельствами, имеющими правовое значение для возложения на орган местного самоуправления (наймодателя) обязанности произвести собственникам жилых помещений в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, выплату компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, являются установление основания возникновения права собственности у граждан в отношении изымаемого объект недвижимости, а также наличие обязанности наймодателя по проведению капитального ремонта дома как на дату приватизации жилого помещения в многоквартирном доме, так и на дату его изъятия. Отсутствие одного из перечисленных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании данной компенсации. Как на дату приватизации квартиры истца, так и на дату ее изъятия решение о проведении капитального ремонта многоквартирного <адрес> <адрес> компетентным органом (ни общим собранием собственников жилого многоквартирного дома, ни межведомственной комиссией) не принималось. Доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения капитального ремонта на дату приватизации и на дату изъятия жилого помещения, не представлено. В дополнительном отзыве от 10.08.2021г. Администрация указывает, что компенсация за непроизведенный капитальный ремонт не относится к выкупной цене, определенной ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Администрация Пермского муниципального района не является наймодателем, так и не является бывшим наймодателем, в связи с чем не может быть ответчиком по требованию о взыскании суммы за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку она исполняет только обозначенные в соглашении переданные полномочия в пределах финансирования.
Представитель ответчика Администрации Кондратовского сельского поселения <адрес> ФИО4 в судебном заседании пояснил, что администрация Кондратовского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком, так как на момент приватизации первого жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> не являлась наймодателем, соответственно, на администрацию Кондратовского сельского поселения не может быть возложена обязанность по компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. В письменном отзыве ответчик указывает, что полномочия по выплате выкупной стоимости, включая компенсацию за капитальный ремонт, на основании заключенного соглашения возложены на МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района».
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило отзыв по обстоятельствам спора и заявление о рассмотрении дела без участия его представителя (л.д.38-40).
Третье лицо - Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно положениям части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с частью 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ).
Согласно положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.
Данная позиция отражена в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
В силу частей 1, 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала производства соответствующим органом процедуры изъятия и последующего выкупа объектов недвижимого имущества у собственников. Конечная фаза процесса изъятия (выкупа) жилого помещения будет зависеть от собственника такого жилья. Если собственник жилого помещения даст свое согласие на выкуп у него жилого помещения (либо предоставление иного жилого помещения) и с ним будет достигнута соответствующая договоренность, то с собственником будет заключено соответствующее соглашение об этом, на основании которого он получит причитающиеся ему денежные средства (либо иное жилое помещение). При недостижении такого соглашения заинтересованными сторонами у них возникают основания для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Из материалов дела видно, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрел в собственность жилое помещение – квартиру общей площадью 39,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.13).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права право собственности ФИО1 на указанное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
На основании пункта 7 указанного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения не пригодным для проживания граждан является межведомственная комиссия.
По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Следовательно, принятие только Межведомственной комиссией решения об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не является полностью пройденной процедурой принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку для этого также необходимо вынесение органом местного самоуправления соответствующего решения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. № № Государственная корпорация-Фонд Содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства разъяснила, что абзацем 7 пункта 7 Положения установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Данная норма введена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с момента вступления в силу данного постановления датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно заключению Межведомственной комиссии при администрации Кондратовского сельского поселения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По результатам обследования Межведомственной комиссией принято решение о несоответствии многоквартирного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, то есть не пригодным для проживания (л.д.21-23).
Таким образом, Межведомственной комиссией при администрации Кондратовского сельского поселения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу проведена оценка соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу: д<адрес>, <адрес>, требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то есть в порядке, предусмотренном законом, установлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме, необходимо принять меры, в соответствии с действующим законодательством, по сносу или реконструкции аварийного дома не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-30).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте настоящей части.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> входит в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках региональной адресной Программы по расселению аварийного жилого фонда на территории <адрес> на 2019 – 2025 года.
Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, изъят для муниципальных нужд, а также изъяты жилые помещения, расположенные в этом доме, в том числе квартира истца № (л.д.31).
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес> и о внесении изменения в <адрес> «О бюджетном процессе в <адрес>» за сельскими поселениями <адрес> закреплены следующие вопросы местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 3).
Из Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Муниципальное образование «Кондратовское сельское поселение» (Поселение) передало Муниципальному образованию «Пермский муниципальный район» (Район) полномочия по решению вопроса местного значения: по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (далее - Мероприятие) (пункт 1.1.). В Районе исполнителем настоящего Соглашения является администрация Пермского муниципального района (далее - Исполнитель 1), администрация Пермского муниципального района, в лице муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (далее - Исполнитель 2) (пункт 1.2.). Исполнитель 2 в связи с исполнением Соглашения разрабатывает и подписывает с гражданами документы, необходимые для исполнения полномочий, предусмотренных пунктом 1.1 Соглашения; осуществляет мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда следующими способами: предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений; путем выплаты собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения; путем предоставления гражданам социальных выплат на приобретение жилых помещений; путем приобретения гражданам других благоустроенных жилых помещений для последующей передачи поселением по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (пункты 3.3., 3.3.2, 3.3.6, 3.3.5.6-3.3.6.4). Соглашение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), официальным опубликованием (обнародованием) настоящего Соглашения считается первое его обнародование на официальном сайте органа местного самоуправления сельского поселения Пермского муниципального района и (или) на официальном сайте Пермского муниципального района и действует по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92-97).
Данное Соглашение опубликовано в Бюллетене муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района №(340) от ДД.ММ.ГГГГ, размещённом на сайте Администрации Кондратовского сельского поселения.
Суд считает, что указанная передача полномочий (обязанности) не противоречит закону, поскольку в силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что на дату рассмотрения дела обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в аварийном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, в том числе по выплате собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения, возникла у Администрации Пермского муниципального района и МКУ «Управление благоустройствами Пермского муниципального района, поскольку соответствующее Соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, истец вправе требовать выплаты в свою пользу возмещения за принадлежащее жилое помещение, признанное непригодным для проживания, исключительно от Администрации Пермского муниципального района в лице исполнителя - Муниципального казённого учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района».
Соглашение между собственником жилого помещения (истцом) и органом местного самоуправления о выплате возмещения за жилое помещение не заключалось, что не отрицалось представителем истца и представителями ответчиков в судебном заседании.
В обоснование предъявленного требования о взыскании возмещения за жилое помещение истец представил заключение эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Центр Недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учётом убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 2 251 757 рублей, в том числе рыночная стоимость жилого помещения в размере 1 702 407 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения в размере 87 600 рублей, рыночная стоимость права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 461 750 рублей.
Ответчики не согласились с требованием о взыскании денежной суммы в счет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 461 750 рублей, указав, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта на дату приватизации и на дату изъятия жилого помещения.
Определяя размер возмещения, подлежащего выплате в пользу истца, суд исходит из следующих обстоятельств.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в размер возмещения за жилое помещение включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
С учетом приведенных правовых норм, доводы ответчика Администрации Пермского муниципального района о том, что компенсация за непроизведенный капитальный ремонт не относится к выкупной цене, определенной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется согласно установленным Законом правилам. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Как видно из материалов дела, изымаемое жилое помещение расположено в <адрес> года постройки. Сведений о том, что с этого времени производился капитальный ремонт дома, не представлено.
Согласно экспертному заключению специализированной организации, проводившей обследование <адрес> <адрес>, шифр: № от ДД.ММ.ГГГГ, не выявлено факторов, свидетельствующих о проведении в здании капитального ремонта в течение последних 20-30 лет.
По состоянию на дату составления технического паспорта здания 27.05.2005г. физический износ здания составил 59%.
Судом установлено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <адрес>, включен в региональную Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2044 годы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ составил 70%.
Из материалов дела следует, что договор передачи жилого помещения в собственность граждан № заключен между Владельцем квартиры - Администрация муниципального образования «Кондратовского сельского поселения» Пермского муниципального района и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент приватизации наймодателем являлась Администрация Кондратовского сельского поселения.
В муниципальную собственность Кондратовского сельского поселения многоквартирный <адрес> <адрес> передан Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района по акту приема-передачи муниципального жилого фонда ДД.ММ.ГГГГ.
В муниципальную собственность Пермского муниципального района данный многоквартирный дом был передан ДД.ММ.ГГГГ от ФГУП Племенной завод «Верхнемуллинский» на основании решения Арбитражного суда <адрес>.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, что на момент передачи в муниципальную собственность дом нуждался в капитальном ремонте, исходя из периода его эксплуатации, и на наймодателе лежала обязанность по производству капитального ремонта жилого дома, однако на момент приватизации жилого помещения истцом данная обязанность не была выполнена, в результате чего произошло снижение уровня надежности здания, что является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в выкупную цену жилого помещения.
Довод Администрации Пермского муниципального района и МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» о том, что компенсация за непроизведенный капитальный ремонт выходит за рамки финансирования, предусмотренного региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, в связи с чем не может быть взыскана, судом отклонен, поскольку не соответствует действующему законодательству и нарушает права истца на полное возмещение расходов, связанных с изъятием жилого помещения.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, вступившим в силу 28 декабря 2019 года статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, которой внесены исключения в общий порядок определения размера возмещения, подлежащего выплате в пользу собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, установленного частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-№ даны разъяснения о том, что в силу части 8.2 статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1. указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Данная норма вступила в силу 28.12.2019г. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под её действие подпадают все случаи перехода права собственности вне зависимости от даты возникновения права собственности на жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным в порядке, установленном законом.
Таким образом, при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28.12.2019г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что в силу закона полномочия по оценке и обследованию многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления. Решение соответствующей межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома по <адрес>. <адрес> аварийным и подлежащим сносу, было принято ДД.ММ.ГГГГ.
На основании абзаца 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, решение о признании многоквартирного дома <адрес>. <адрес> аварийным и подлежащим сносу, принято органом местного самоуправления - администрацией Кондратовского с/поселения <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, с момента вступления в силу данного постановления (указано со дня его подписания) датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия решения органом местного самоуправления, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку истец приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, по договору передачи жилого помещения в собственность граждан ДД.ММ.ГГГГ, и зарегистрировал право собственности в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, то на указанную дату, жилой дом, не был признан в установленном порядке, который указан выше и предусмотрен законодательством, аварийным и подлежащим сносу, следовательно, к истцу не могут быть применены положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Дальнейшее внесение изменений в Постановление администрации Кондратовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ не имеет значения, поскольку указанные постановления приняты позже, чем истец стал собственником жилого помещения, не признанного на тот момент в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что истец вправе требовать выплаты ему выкупной стоимости аварийного жилого помещения, в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из заключения специалиста Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Центр Недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учётом убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 2 251 757 рублей, в том числе рыночная стоимость жилого помещения в размере 1 702 407 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения (поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риелтора, переезд) в размере 87 600 рублей, рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 461 750 рублей.
Отчет об оценке №, подготовленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства, поскольку на момент принятия решения его срок составляет более 6 месяцев.
Оценивая заключение специалиста №, и учитывая, что оно подготовлено специалистом, образование и квалификация которого подтверждены соответствующими дипломом, свидетельством, квалификационным аттестатом и сертификатом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности; в заключении подробно описано проведенное исследование, указаны обстоятельства, на основании которых специалист сделал изложенные выводы (заключение является подробным и мотивированным); объект экспертизы осмотрен, суд не находит оснований для сомнений в указанном заключении, представленном в суд (приложение к делу).
Учитывая изложенное, суд полагает, что данное заключение специалиста является допустимым и относимым доказательством, подтверждающим стоимость (размер) возмещения за жилое помещение, подлежащего изъятию у собственника в связи с признанием его аварийным.
При расчете стоимости капитального ремонта эксперт указал, что единственным возможным методом установления суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома является линейный метод амортизационных отчислений. Базой для определения стоимости капитального ремонта является полная восстановительная стоимость здания на дату оценки. При этом линейный метод амортизации обязательно применяется к зданиям, сооружениям и передаточным устройствам со сроком эксплуатации более 30 лет. Период начисления амортизации определяется с даты постройки (ввода в эксплуатацию) дома до даты вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» полными годами. Кроме того, до 2005 года действовали правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР (утв. Постановление Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно которым капитальный ремонт многоквартирного дома, жилых помещений производился наймодателем. С 2014 года собственники квартир при помощи взносов на капитальный ремонт сами формируют фонд, за счет которого в последствии будет ремонтироваться их дом. Таким образом, период начисления амортизации оценщиком принимается как период в течение которого наймодатель был обязан выполнять капитальный ремонт в соответствии с действующими нормами права до 1991 года и в течении которого происходил физический износ конструкции здания: 1991 – 1961 = 30 лет.
Ответчики не оспаривали данное заключение специалиста, доказательств иной оценки не представили, от производства экспертизы в ходе судебного разбирательства отказались.
Таким образом, принимая во внимание наличие Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Пермского муниципального района <адрес> в лице МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района подлежит взысканию в пользу истца выкупная цена жилого помещения в размере 2 251 757 рублей.
Взыскание с ответчиков в пользу истца возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение влечёт прекращение права собственности истца на такое жилое помещение и возникновение права собственности муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» на него после выплаты ответчиками взысканной суммы возмещения в пользу истца.
Вопрос о взыскании судебных расходов разрешен отдельным определением.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Пермского муниципального района <адрес>, МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» удовлетворить.
Взыскать с администрации Пермского муниципального района <адрес>, МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 2 251 757 рублей, их них: 1 702 407 рублей рыночная стоимость жилого помещения, 87 600 рублей убытки при изъятии жилого помещения, 461 750 рублей стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, в счёт возмещения за жилое помещение-квартиру площадью 39,3 кв.м. (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В отношении Администрации Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района <адрес> исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение является основанием для прекращения права собственности ФИО1 на жилое помещение – квартиру площадью 39,3 кв.м. (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, и для возникновения права муниципальной собственности на данное жилое помещение после выплаты администрацией Пермского муниципального района <адрес>, МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» в пользу ФИО1 суммы возмещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 15 ноября 2021 года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
Копия верна:
Судья Е.Г. Меледина
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-1597/2021
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2021-001632-77