Категория 2.093
Дело № 2-4099/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2018 года город Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова А.В.
при секретаре Мармуровой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Валевой Татьяны Никитичны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения
установил:
Истец обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области о включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что она как федеральный льготник, принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилого фонда Воронежской области с 07.09.2017г., номер очереди на 01.04.2018г. - 2204 (ответ Департамента социальной защиты Воронежской области от 18.05.2018г. исх. 82-15/2076). В соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006г. № 66-0З «О предоставлении безвозмездной субсидии на при обретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий» она, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. На её обращение в Департамент социальной защиты Воронежской области от 19.04.2018г. с просьбой о включении ее в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на при обретение жилого помещения, получен ответ от 18.05.2018г. о том, что в соответствии с действующим законодательством истец не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, так как она принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении после 01.01.2005 года. Считает, что приведенные в ответе Департамента социальной защиты Воронежской области мотивы для отказа не соответствуют положениям действующего законодательства, так условия предоставления меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан указаны в статье 5 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года N 66-0З. Отказ ответчика не соответствует указанным нормативным правовым актам и нарушает ее законные интересы и права на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. Поскольку ответчик отказал истцу в удовлетворении в ее требованиях о включении ее в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, истец обратилась с данным иском в суд и просила обязать Департамент социальной защиты Воронежской области включить ее в единый Список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель ответчика Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Юсифов Руслан Нураддин Олы иск не признал и просил суд в иске отказать, поскольку законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря и ветераном Великой Отечественной войны, о чём имеет удостоверения установленного образца (л.д.7).
Истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Валева Т.Н. принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилого фонда Воронежской области с 07.09.2017г.
Письмом от 18.05.2018г. Департаментом социальной защиты Воронежской области истцу было отказано во включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, в связи с отсутствием правовых оснований (л.д.8).
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.
В пункте 8 статьи 154 этого Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец как бывший несовершеннолетний узник принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных и включена в единый список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилищного фонда ВО в соответствии с законом Воронежской области от 09.10.2007г. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» с 07.09.2017г. Таким образом, истец имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после 1 января 2005 г., оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Указанное полностью согласуется с сложившейся судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 85-КГ17-33).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Валевой Татьяны Никитичны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца.
Судья А.В. Ботвинников
Категория 2.093
Дело № 2-4099/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2018 года город Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова А.В.
при секретаре Мармуровой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Валевой Татьяны Никитичны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения
установил:
Истец обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области о включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что она как федеральный льготник, принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилого фонда Воронежской области с 07.09.2017г., номер очереди на 01.04.2018г. - 2204 (ответ Департамента социальной защиты Воронежской области от 18.05.2018г. исх. 82-15/2076). В соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006г. № 66-0З «О предоставлении безвозмездной субсидии на при обретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий» она, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. На её обращение в Департамент социальной защиты Воронежской области от 19.04.2018г. с просьбой о включении ее в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на при обретение жилого помещения, получен ответ от 18.05.2018г. о том, что в соответствии с действующим законодательством истец не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, так как она принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении после 01.01.2005 года. Считает, что приведенные в ответе Департамента социальной защиты Воронежской области мотивы для отказа не соответствуют положениям действующего законодательства, так условия предоставления меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан указаны в статье 5 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года N 66-0З. Отказ ответчика не соответствует указанным нормативным правовым актам и нарушает ее законные интересы и права на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. Поскольку ответчик отказал истцу в удовлетворении в ее требованиях о включении ее в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, истец обратилась с данным иском в суд и просила обязать Департамент социальной защиты Воронежской области включить ее в единый Список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель ответчика Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Юсифов Руслан Нураддин Олы иск не признал и просил суд в иске отказать, поскольку законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря и ветераном Великой Отечественной войны, о чём имеет удостоверения установленного образца (л.д.7).
Истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Валева Т.Н. принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилого фонда Воронежской области с 07.09.2017г.
Письмом от 18.05.2018г. Департаментом социальной защиты Воронежской области истцу было отказано во включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, в связи с отсутствием правовых оснований (л.д.8).
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.
В пункте 8 статьи 154 этого Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец как бывший несовершеннолетний узник принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных и включена в единый список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилищного фонда ВО в соответствии с законом Воронежской области от 09.10.2007г. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» с 07.09.2017г. Таким образом, истец имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после 1 января 2005 г., оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Указанное полностью согласуется с сложившейся судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 85-КГ17-33).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Валевой Татьяны Никитичны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о включении в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца.
Судья А.В. Ботвинников