Судья - Спиридонов Е.В.
Дело № 7-2533/ 2017 (12-946/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 25 декабря 2017 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А, рассмотрев жалобу защитника муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Батуровская основная общеобразовательная школа» Пеньковой Елены Викторовны на постановление судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 8 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Батуровская основная общеобразовательная школа»,
у с т а н о в и л:
17.10.2017 заместителем начальника отдела федерального государственного надзора в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Батуровская основная общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа») составлен проокол об административном правонарушении, согласно которому 16.10.2017 в 17 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» по адресу: Нытвенский район, д. Луговая, выявлено, что указанным юридическим лицом осуществляется образовательная деятельность с грубым нарушением лицензионных требований: на должность воспитателя 01.09.2015 принята М., не отвечающая квалификационным требованиям, установленным законодательством, без рекомендации аттестационной комиссии организации. Указанными действиями нарушены требования части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2009 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.
Постановлением судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 08.11.2017 МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, переквалификации вмененного деяния на часть 2 статьи 19.30 КОАП РФ, изменении вида административного наказания на предупреждение, либо снижения размера административного штрафа, поскольку судьей районного суда не было учтено, что допущенные нарушения не являются грубыми, характер правонарушения не создал существенной угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, правонарушение совершено впервые, не учтено тяжелое материальное положение.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель юридического лица, защитник, будучи извещенными надлежаще, участия не принимали.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию № ** от 14.04.2016 (серия **) с приложением **, которой предоставлено право на осуществление образовательной деятельности по реализации общеобразовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям по адресу: Пермский край, Нытвенский район, деревня Луговая.
02.10.20147 и.о. заместителя министра, начальника управления надзора и контроля в сфере образования издан приказ № СЭД-26-01-06.3-99 о проведении в отношении МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» плановой выездной проверки согласно которому задачами проверки являются: федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования, лицензионный контроль. Данным приказом срок проведения проверки установлен с 16 по 17 октября 2017 года.
По результатам проведения выездной проверки 17.10.2017 составлен акт проверки № 270, где отражены выявленные нарушения.
Так, при составлении протокола об административном правонарушении заместителем начальника отдела федерального государственного надзора в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края установлено, что МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» осуществляет деятельность с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных лицензией.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: лицензией от 14.04.2016, приказом от 02.10.2017 СЭД-26-01-06.3-99 о проведении проверки, актом проверки от 17.10.2017 № 270, приказом о приеме на работу М. от 01.09.2015, протоколом об административном правонарушении от 17.10.2047 № 119-АП, иными доказательствами. Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств по делу произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу примечания к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Пунктом 18 статьи 2 названного Закона установлено, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу положений пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»), подлежит лицензированию.
Общий порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Согласно подпункту «д» пункта 6 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Часть 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», указывает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В силу подпункта «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
Привлекая МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности факта осуществления деятельности указанным юридическим лицом с грубыми нарушениями лицензионных требований.
Действия МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ квалифицированы верно.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» предприняло все зависящие от него необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для того, чтобы осуществлять образовательную деятельность в полном соответствии с законом в деле отсутствуют.
Постановление о привлечении МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела.
В жалобе на решение судьи районного суда защитник МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» просит назначить административное наказание в виде предупреждения, указывая, что назначение данного вида наказания возможно с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения: допущенные нарушения не являются грубыми, характер правонарушения не создал существенной угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, правонарушение совершено впервые, не учтено тяжелое материальное положение.
Приведенные в жалобе доводы со ссылкой на возможность замены назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
При назначении наказания судьей учтены обстоятельства, влияющие на размер наказания, при этом обстоятельств, свидетельствующих о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа не установлено. Кроме того, утверждение, что выявленное нарушение не является грубым, противоречит Положению о лицензировании образовательной деятельности, которым нарушение подпункта «д» пункта 6 отнесено к грубому нарушению лицензионных требований.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В рассматриваемом случае, учитывая установленные судьей районного суда обстоятельства совершения правонарушения, указанный вид административного наказания не может быть применен, поскольку несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и назначить наказание, соответствующее принципам справедливости, индивидуализации юридической ответственности и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.
Ссылка в жалобе на устранение в кратчайшие сроки выявленного нарушения не может повлечь отмену постановления судьи районного суда в части изменения назначенного наказания, поскольку согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание.
Обстоятельства, которые бы позволили применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным, с учетом характера допущенных нарушений, специфики деятельности юридического лица, судьей районного суда не установлены.
Требование жалобы о переквалификации вмененного деяния на часть 2 статьи 19.30 КоАП РФ, подлежит отклонению, поскольку оснований для переквалификации не установлено, действия квалифицированы по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Также подлежат отклонению доводы жалобы о возможности снижения размера назначенного административного штрафа.
На основании пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в минимальном размере. По своему виду и размеру данное наказание соответствует тяжести содеянного, а также характеру совершенного МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» противоправного деяния. При этом в представленных материалах не имеется данных, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в том числе отсутствуют документы, позволяющие на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа менее его минимального размера, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 8 ноября 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» Пеньковой Е.В. - без удовлетворения.
Судья