дело № 2-109/2016 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
20 апреля 2016 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Брагина Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Бабиной Ю.И.,
с участием представителя ответчика ООО «Овен» Стахеева В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Овен» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обратился в суд с иском к ООО «Овен» о возложении обязанности в срок до 15 апреля 2017 года:
1. Обеспечить проведение лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов на рабочих местах согласно программе производственного контроля в соответствии с п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
2. Обеспечить проведение контроля аэроионного состава воздуха в помещениях с ПЭВМ в порядке планового контроля с периодичностью 1 раз в год в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий».
3. Оформить санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянных рабочих местах, где работают женщины в соответствии с п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», Постановлением главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 01.03.2010 № 4 «Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда женщин».
4. Провести определение класса опасности отходов, образующихся в процессе производственной деятельности предприятия, расчетным или (и) экспериментальным путем специалистами, осуществляющими определение класса опасности отходов в соответствии с требованиями п.п. 2.2, 2.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
5. Провести гигиеническую паспортизацию канцерогеноопасного производства ООО «Овен», как санитарно-противоэпидемическое мероприятие в целях профилактики онкологической заболеваемости на предприятии в соответствии с п. 3.6 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».
Требование мотивировано тем, что данные нарушения санитарного законодательства выявлены Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в ходе плановой выездной проверки в отношении ООО «Овен», проведенной на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки от 25.03.2014 с целью установления факта соблюдения либо несоблюдения обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении производственной деятельности предприятия.
С целью устранения выявленных нарушений Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ООО «Овен» были выданы предписания об устранении нарушений законодательства № 81 и № 82 от 28.04.2014 со сроками исполнения до 1 февраля 2015 года и до 15 декабря 2014 года соответственно.
Предписания в установленный срок выполнены не были в связи с чем Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ООО «Овен» было выдано предписание № 13 от 18.02.2015 об устранении указанных выше нарушений в срок до 01.02.2016. Повторное предписание ответчиком также не исполнено.
Допущенные ООО «Овен» нарушения санитарных правил влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения д. Мартьяново Суксунского района и работников ООО «Овен», которое может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью населения д. Мартьяново Суксунского района Пермского края, возникновение хронических профессиональных заболеваний среди работающих в ООО «Овен».
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, ранее представил заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика ООО «Овен» Стахеев В.И., действующий по доверенности от 17.12.2013, в судебном заседании иск признал, последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. По существу дела пояснил, что факт нарушения санитарного законодательства ООО «Овен» не оспаривает, выполнить предписание истца в установленный срок не представилось возможным в связи с тяжелым финансовым положением на предприятии. К указанному истцом сроку (до 15 апреля 2017 года) ответчик примет меры к выполнению требований предписания.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в период с 1 апреля 2014 года по 28 апреля 2014 года Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки от 25.03.2014 № 245 в отношении ООО «Овен», юридический адрес: 617553, Пермский край, Суксунский район, д. Мартьяново была проведена плановая выездная проверка с целью установления факта соблюдения либо несоблюдения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении производственной деятельности предприятия (л.д.30-37).
В результате проверки были выявлены нарушения ООО «Овен» требований санитарного законодательства, в том числе следующие:
Производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований вредных веществ в воздухе рабочей зоны, уровня освещенности, вибрации, электромагнитного излучения, параметров микроклимата самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на рабочих местах ООО «Овен» в 2011-2013гг. не проводился (протоколы лабораторных исследований не представлены), что является нарушением ст. 32 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, 2.4, 2.5, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Контроль аэроионного состава воздуха в помещениях с ПЭВМ в порядке планового контроля с периодичностью 1 раз в год в организации не проводится, что является нарушением ст. 32 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий».
Санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянных рабочих местах, где работают женщины не оформлены, что является нарушением ст. 25 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555–96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин».
На предприятии не определен класс опасности отходов расчетным или (и) экспериментальным путем специалистами, осуществляющими определение класса опасности отходов, что является нарушением ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.2, 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п.п. 2.2, 2.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Гигиеническая паспортизация канцерогеноопасного производства, как санитарно-противоэпидемическое мероприятие в целях профилактики онкологической заболеваемости на предприятии не проведена, что является нарушением требований ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.6 СанПиН 1.2.2353 –08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058–01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» контроль аэроионного состава воздуха осуществляется в порядке планового контроля не реже одного раза в год.
Согласно п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
В силу части 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2.2, 2.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными в установленном порядке организациями в соответствии с настоящими правилами, класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.
Согласно п.3.6 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» в рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.
В соответствии со ст. 39 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среда обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизни деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
С целью устранения указанных выше нарушений санитарного законодательства Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в адрес ООО «Овен» были выданы предписания об устранении нарушений законодательства № 81 и № 82 от 28.04.2014 со сроками исполнения до 1 февраля 2015 года и до 15 декабря 2014 года соответственно (л.д.38-40).
Предписания в установленный срок выполнены не были в связи с чем Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ООО «Овен» было выдано предписание № 13 от 18.02.2015 об устранении указанных выше нарушений в срок до 01.02.2016 (л.д.38-40). Повторное предписание ответчиком также не исполнено.
Из письма директора ООО «Овен» Тихомирова В.И. от 16.02.2016 следует, что предписание № 13 от 18.02.2015 не выполнено в связи с тяжелым финансовым положением предприятия (л.д.61). На это же в судебном заседании указал и представитель ответчика. Однако обязанность соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении производственной деятельности предприятия, факт нарушения которых подтверждается вышеприведенными результатами проверки, законодателем в зависимость от финансового состояния предприятия не ставится. Кроме того, данный довод стороной ответчика в судебном заседании не подтвержден, не представлены доказательства, подтверждающие размер расходов, необходимых на устранение выявленных истцом нарушений, а также доказательства, позволяющие оценить финансовое состояние ООО «Овен» в период действия предписаний об устранении нарушений санитарного законодательства. Напротив иск представителем ответчика признан. Не оспорено, что допущенные нарушения санитарных правил ООО «Овен» влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения д. Мартьяново Суксунского района и работающих в ООО «Овен», которое может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью населения д. Мартьяново Суксунского района Пермского края, возникновение хронических профессиональных заболеваний среди работающих в ООО «Овен».
Согласно ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд считает, что имеются основания для принятия судом признания иска ответчиком и вынесения в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ решения об удовлетворении заявленных истцом требований, так как это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказания услуг.
При изложенных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить испрашиваемый истцом и не оспариваемый ответчиком срок для исполнения данного решения – до 15 апреля 2017 года.
Учитывая, что решение судом принято в пользу истца, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Овен» обязанность в срок до 15 апреля 2017 года:
1. Обеспечить проведение лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов на рабочих местах согласно программе производственного контроля в соответствии с п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
2. Обеспечить проведение контроля аэроионного состава воздуха в помещениях с ПЭВМ в порядке планового контроля с периодичностью 1 раз в год в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий».
3. Оформить санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянных рабочих местах, где работают женщины в соответствии с п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555–96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», Постановлением главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 01.03.2010 № 4 «Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда женщин».
4. Провести определение класса опасности отходов, образующихся в процессе производственной деятельности предприятия, расчетным или (и) экспериментальным путем специалистами, осуществляющими определение класса опасности отходов в соответствии с требованиями п.п. 2.2, 2.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
5. Провести гигиеническую паспортизацию канцерогеноопасного производства ООО «Овен», как санитарно-противоэпидемическое мероприятие в целях профилактики онкологической заболеваемости на предприятии в соответствии с п. 3.6 СанПиН 1.2.2353–08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Овен» в доход бюджета муниципального образования «Суксунский муниципальный район» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Ю.В. Брагин |
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2016 года