РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Георгиевск 04 августа 2017 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Монастырского В.В.,
при секретаре Милюхиной И.Г.,
с участием:
представителей истца: Светлицкого С.А.,
Бевзенко А.П.,
представителя ответчика Кельм И.В.,
представителя третьего лица Блиновой Л.В.,
представителя третьего лица Перекрестовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебного заседания Георгиевского городского суда Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Георгиевск, ул.Калинина, д.10, гражданское дело по исковому заявлению Светлицкой Е.Е. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Светлицкая Е.Е. обратилась в суд с иском к администрации г.Георгиевска Ставропольского края (далее – Администрация города), в котором просит: отменить решение Администрации города от отказе в изменении разрешенного вида использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Георгиевск, ул.Калинина, д.82, площадью 582 кв.м с кадастровым номером 26:26:00824:0037 (далее – Участок), как незаконное; обязать Администрацию города выдать ей разрешение на изменение разрешенного вида использования Участка с «земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома» на «земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома со встроенным магазином»; взыскать с Администрации города в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 60000 рублей, а также возложить на ответчика обязанность возместить понесенные им судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей, на оплату госпошлины при подаче иска в сумме 600 рублей.
В обоснование заявленных требований Светлицкая Е.Е. указала, что на указанном Участке расположен жилой дом со встроенным магазином. Следуя принципу, установленному статьей 1 ЗК РФ, о единстве судеб земельных участков и расположенных на них строениях, она обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на учет земельного участка, в чем ей было отказано по причине не соответствия вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием дома.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию города с заявлением об изменении разрешенного использования Участка, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом отказано по той причине, что в первом квартале ... года Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края были выявлены нарушения в зоне ... и вид разрешенного использования – магазины не более ... кв.м не может быть основным видом разрешенного использования, а может быть только в качестве условно-разрешенного вида. Указанные изменения были внесены в Правила землепользования и застройки г.Георгиевска Ставропольского края и Генеральный план.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, а действия ответчика неправомерными, поскольку разрешение на строительство жилого дома со встроенным магазином, которое явилось основанием для регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество, было выдано ей значительно раньше (в ... году), чем был принят Генеральный план г.Георгиевска (ДД.ММ.ГГГГ). Более того, изложенные изменения в него были внесены по истечении более ... с момента выдачи ей разрешения на строительство и, учитывая, что положения ныне действующего Генерального плана территории обратной силы не имеют, они не распространяются на постановление, которым ей был выделен земельный участок для строительства жилого дома со встроенным магазином, и на выданную ей в последующем техническую документацию.
Своим отказом Администрация города нарушает ее права на осуществление регистрации Участка, что, по ее мнению, противоречит статье 40 ЗК РФ.
В результате неправомерных действий ответчика, а именно в длительном рассмотрении ее заявления, принятии незаконного решения об отказе в выдаче разрешения на изменение вида использования Участка, ей был причинен моральный вред.
Ответчик Администрация города представила возражения на исковое заявление Светлицкой Е.Е., в которых ее требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.
На принадлежащем истцу Участке кадастровый № расположен объект недвижимости – жилой дом со встроенным магазином, назначение: жилой дом кадастровым №. В феврале ... года истец обращалась в Администрацию города с заявлением об изменении разрешенного вида использования Участка с «для эксплуатации индивидуального жилого дома» на «для эксплуатации жилого дома со встроенным магазином».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> края, утвержденными решением думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), в зоне Ж-4 – зона застройки многоэтажными жилыми домами (до 9 этажей), где находится объект недвижимого имущества истца, отсутствует вид разрешенного использования – жилой дом со встроенным магазином. В условно разрешенных видах использования такое понятие также отсутствует. В связи с изложенным, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу были разъяснены положения ГрК РФ и Правил №, при этом данное письмо не может быть расценено как решение органа местного самоуправления, которое может быть оспорено в судебном порядке.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Администрация города заменен его правопреемником Администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края (далее – Администрация округа).
В судебном заседании представители истца по доверенности Светлицкий С.А. и по ордеру адвокат Бевзенко А.П. исковые требования Светлицкой Е.Е. поддержали, просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации округа по доверенности Кельм И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Светлицкой Е.Е. по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. В дополнение указала, что требования истца о компенсации морального вреда также не могут быть удовлетворены, поскольку каких-либо доказательств причинения ответчиком такого вреда, а также нарушения прав и законных интересов истца Светлицкой Е.Е. не представлено.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (далее – ФКП) по доверенности Блинова Л.В. и представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Перекрестова Е.А. в разрешении исковых требований Светлицкой Е.Е. полагались на усмотрение суда, просили суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Истец Светлицкая Е.Е., извещенная о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в суд не явилась, доказательств уважительности неявки и ходатайств об отложении судебного заседания или о его проведении в отсутствие суду не представлено. Учитывая мнение явившихся лиц, суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования Светлицкой Е.Е. к Администрации округа удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Конституция РФ гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту указанных прав и свобод, в том числе судебную защиту, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8; статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).
В соответствии с общим правилом статьи 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Пределы осуществления гражданских прав установлены статьей 10 ГК РФ, в соответствии с которой, в частности, не допускаются действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Способы защиты гражданских прав, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, избирает истец, защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Как установлено в судебном заседании, истец Светлицкая Е.Е. является собственником Участка и расположенного на нем объекта капитального строительства – жилого дома со встроенным магазином. Ее право на указанное недвижимое имущество в установленном законом порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ Светлицкая Е.Е. обратилась в ФКП с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости – Участка.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости – Участка приостановлено по причине того, что в Правилах № в зоне ... (зона застройки индивидуальными жилыми домами) отсутствует основной и (или) вспомогательный вид разрешенного использования «магазины не более ... квадратных метров» (выбранный заявителем).
ДД.ММ.ГГГГ Светлицкая Е.Е. обратилась к ответчику с заявлением, составленным в произвольной форме, в котором содержалась просьба дать разъяснения по вопросу, каким документом необходимо руководствоваться ей и ФКП при внесении изменений в кадастровый учет, почему эти изменения произошли. Также просила рассмотреть возможность изменить вид разрешенного использования Участка с «земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома» на другой вид – «жилой дом со встроенным магазином» или «земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома, магазины не более ... кв.м».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком отказано Светлицкой Е.Е. в изменении разрешенного использования земельного участка со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами № в зоне ... – зона застройки многоэтажными жилыми домами (до девяти этажей), вид разрешенного использования – магазины не более ... – может быть только в качестве условно разрешенного вида, а не основным видом разрешенного использования.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом соответствующими письменными доказательствами и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу статьи 10 ФЗ № местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.
Согласно пункту 26 статьи 16 ФЗ № к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со статьей 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Частью 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные, и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
Частями 1 и 2 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии со статьей 26 Устава Георгиевского городского округа, утвержденного решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Устав), для обсуждения проектов муниципальных правовых актов Георгиевского городского округа по вопросам местного значения городского округа с участием жителей Георгиевского городского округа Ставропольского края Думой Георгиевского городского округа Ставропольского края, Главой Георгиевского городского округа Ставропольского края могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения Георгиевского городского округа Ставропольского края, Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края или Главы Георгиевского городского округа Ставропольского края.
В силу пункта 3 части 4 статьи 26 Устава на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
В соответствии с пунктами 1.4 и 1.5 Положения о публичных слушаниях на территории г.Георгиевска, утвержденного решением Думы г.Георгиевска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение), публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы г.Георгиевска, назначаются Думой г.Георгиевска. Публичные слушания, проводимые по инициативе главы г.Георгиевска, назначаются главой г.Георгиевска.
Согласно пунктам 2.4 – 2.6 Положения председатель Думы г.Георгиевска Ставропольского края возлагает подготовку и проведение слушаний на постоянную комиссию Думы г.Георгиевска, к сфере компетенции которой относится выносимый на слушания вопрос. Глава г.Георгиевска возлагает подготовку и проведение слушаний на структурное подразделение Администрации города, к сфере компетенции которого относится выносимый на слушания вопрос.
Полномочиями по подготовке публичных слушаний по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой на территории г.Георгиевска Ставропольского края наделена комиссия по землепользованию и застройки г.Георгиевска.
Порядок проведения публичных слушаний по вопросам о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства определен в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденном Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Административный регламент).
Для получения муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» заявитель направляет в комиссию по землепользованию и застройке города Георгиевска Ставропольского края заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Заявление оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту. К указанному заявлению прилагаются документы, указанные в пункте 2.6 Административного регламента.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Георгиевска Ставропольского края для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении иных организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить, предусмотрен пунктом 2.7 Административного регламента.
Как ранее установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Светлицкая Е.Е. обратилась в Администрацию города с просьбой о проведении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования Участка.
Однако указанное заявление не составлено по форме согласно приложению 1 к Административному регламенту. Более того, из содержания просительной части заявления следует, что истец, обращаясь к ответчику с указанным заявлением, не уточнила какой конкретно вид разрешенного использования она просит установить Участку («жилой дом со встроенным магазином» или «земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома, магазины не более 400 кв.м»).
В соответствии с пунктом 2.9.1 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства является то, что запрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства не соответствует градостроительным регламентам.
В силу пункта 3.6.7. Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги исполнителем готовится соответствующее письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин, которое подписывается главой администрации города Георгиевска или заместителем главы администрации города. Письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги направляется заявителю почтой по адресу, указанному в заявлении или выдается заявителю лично при представлении исполнителю документа, удостоверяющего личность, либо его представителю по доверенности от заявителя, оформленной в соответствии с действующим законодательством, и документа, удостоверяющего личность.
Как следует из карты градостроительного зонирования, являющейся приложением к решению Думы города Георгиевска от ДД.ММ.ГГГГ №, Участок расположен в территориальной зоне Ж-4.
В соответствии со статьей 33 Правил №, зона «Ж-4» – Зона застройки многоэтажными жилыми домами (до 9 этажей).
Согласно пункту 5 статьи 34 Правил № в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих и встроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 9 статьи 34 Правил № Ж-4 – зона многоэтажной жилой застройки от 6 до 9 этажей выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов жилых многоквартирных домов при соблюдении нижеприведённых видов и параметров использования объектов недвижимости.
Виды разрешённого строительства:
1. Основные виды разрешённого использования недвижимости:
- многоквартирные дома от ...
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- школы начальные и средние;
- залы, клубы, центры общения и досуговых занятий (для встреч, собраний, занятий детей, подростков, молодёжи и взрослых) многоцелевого и специализированного назначения;
- спортплощадки, теннисные корты;
- аптеки;
- поликлиники общей площадью не более шестисот квадратных метров;
- пункты первой медицинской помощи;
- скверы;
- магазины товаров первой необходимости, не более четырёхсот квадратных метров;
- предприятия по индивидуальному обслуживанию клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более ...
2. Вспомогательные виды разрешённого использования:
- жилищно-эксплуатационные управления;
- гаражи, встроенные в жилые дома;
- многоэтажные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке;
- спортзалы, залы–рекреации (с бассейном или без);
- пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания;
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции;
- кафе, закусочные, столовые в отдельно стоящем здании общей площадью не более ...
- отделения, участковые пункты милиции;
- объекты пожарной охраны;
3. Условно разрешённые виды использования:
- многоквартирные дома от ...
- многоквартирные дома от ...
- гостиницы;
- музеи в отдельно стоящих зданиях;
- дома для престарелых;
- объекты, связанные с отправлением культа;
- площадки для выгула собак.
Таким образом, в зоне Ж-4, на территории которой расположен Участок, такой вид разрешенного использования как «земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома со встроенным магазином» не предусмотрен ни в каком качестве (основного, вспомогательного, условно разрешенного), что, учитывая положения пункта 2.9.1 Административного регламента, свидетельствует об отсутствии у ответчика правовых оснований для удовлетворения заявления Светлицкой Е.Е. и изменения вида разрешенного использования Участка, а потому принятое по результатам рассмотрения заявления Светлицкой Е.Е. решение об отказе в изменении разрешенного вида использования Участка, изложенное в виде письма, не может быть признано незаконным и отмене не подлежит.
При этом суд считает необходимым указать, что положениями действующего градостроительного законодательства (статья 33 ГрК РФ) предусмотрена возможность внесения изменений в Правила №.
В силу частей 2, 3 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в числе прочего, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Таким образом, Светлицкая Е.Е., полагая, что отсутствие в территориальной зоне, в которой расположен ее Участок, необходимого ей вида разрешенного использования, нарушает ее права и законные интересы, вправе обратиться с соответствующим предложением в орган местного самоуправления. Однако сведений о том, что Светлицкой Е.Е. это право реализовано, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к окончательному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Светлицкой Е.Е. в части отмены решения Администрации города от 07.02.2017 и возложении обязанности выдать разрешение на изменение разрешенного использования Участка.
Требования Светлицкой Е.Е. о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в случае совершения действий, нарушающих личные неимущественные права гражданина, либо посягающих на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в случаях, прямо предусмотренных в законе.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Однако доказательства тому, что ответчиком были предприняты действия, посягающие на личные неимущественные права Светлицкой Е.Е. или принадлежащие ей нематериальные блага, которые причинили бы истцу нравственные или физические страдания, суду не представлены, в связи с чем основания для удовлетворения данного требования отсутствуют Более того, данное требование является производным от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
Требования Светлицкой Е.Е. о возмещении понесенных ею судебных расходов также не подлежат удовлетворению, так как в силу статьи 98 ГПК РФ их возмещение другой стороной возможно лишь при удовлетворении иска истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Георгиевский городской суд Ставропольского края
р е ш и л:
Светлицкой Елене Егоровне в удовлетворении заявленных требований к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края.
(Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2017 года).
Судья
Георгиевского городского суда
Ставропольского края В.В. Монастырский