Дело № 5 - 56 /21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Вуктыл 31 мая 2021 года
Судья Вуктыльского городского суда Республики Коми Сурганов О.В.,
при секретаре Смагиной К.Р.,
с участием помощника прокурора г.Вуктыл Савинова К.Д..
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении: Федоренковой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <данные изъяты>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей начальником Госжилинспекции по г.Вуктыл, раннее не привлекавшейся к административной ответственности,
об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
17 марта 2021 года в отношении начальника Госжилинспекции по г.Вуктылу Федоренковой Н.В. прокурором г.Вуктыл возбуждено дело об административном правонарушении по факту того, что по результатам проведенной прокуратурой г.Вуктыл проверки установлено, что 28 января 2021 года в Госжилинспекции по г.Вуктылу зарегистрировано обращение ФИО по факту несоответствия температурного режима в жилых помещения квартиры заявителя. В рамках рассмотрения поступившего обращения, начальником Госжилинспекции по г.Вуктылу Федоренковой Н.В. 02 февраля 2021 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Аквасервис» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В определении на ООО «Аквасервис» возложена обязанность в трехдневный срок со дня получения определения предоставить в Госжилинспекцию по г.Вуктылу документы, подтверждающие: температуру теплоснабжения (центрального отопления) на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности <адрес> (до элеватора, после элеватора); показания манометров на подающем и обратном трубопроводах до и после установленных задвижек на границах (в акте должны быть указана дата, время проведения замеров, температура наружного воздуха, при котором произведены замеры).
На основании указанного определения начальником Госжилинспекции по г.Вуктылу в рамках ст.28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях проведена проверка ООО «Аквасервис».
Федоренкова Н.В. приказом и.о. руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) ФИО № 05-01/55 от 28 декабря 2015 года назначена на должность начальника Госжилинспекции по г.Вуктылу, и в силу должностных обязанностей является должностным лицом.
Таким образом, начальник Госжилинспекции Федоренкова Н.В., являясь должностным лицом органа государственного контроля, находясь по адресу: Республика Коми, г.Вуктыл, пр.Пионерский д.1 «а», пом.10 в период времени с 02 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года провела внеплановую проверку в ООО «Аквасервис» с грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) и непредставлении акта о проведенной проверке.
Начальник Госжилинспекции по г.Вуктылу Федоренкова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания судом извещена, просила рассмотреть дело об административном правонарушении в ее отсутствие.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора считавшего о наличии в действиях Федоренковой Н.В. состава административного правонарушения, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственностью за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведении проверки.
В судебном заседании установлено, что Федоренкова Н.В., являясь начальником Госжилинспекции по г.Вуктылу руководствовалась в своей деятельности должностным регламентом, утвержденным 31 августа 2017 года, в соответствии с пп.2 п.3.2 гл.3 которого гражданский служащий исполняет следующие должностные обязанности: составляет протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, установленных жилищным законодательством.
Согласно п.3 ч.1 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
26 января 2021 года в Госжилинспекцию по г.Вуктыл с заявлением о низкой температуре воздуха в жилом помещении – <адрес> обратился ФИО.
Статьей 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено проведение административного расследования в случаях выявления административного правонарушения в области законодательства об охране здоровья граждан и о теплоснабжении и необходимости осуществления процессуальные действия, требующих значительных временных затрат.
02 февраля 2021 года начальником Госжилинспекции по г.Вуктылу Федоренковой Н.В. на основании вышеуказанного заявления ФИО вынесено определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Аквасервис » по признакам ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доказательств того, что данное определение отменено или признано незаконным материалы административного производства не содержат.
В данном определении указано, что в соответствии со ст.26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях ООО «Аквасервис» надлежало представить в Госжилинспекцию по г.Вуктылу сведения (документы) подтверждающие: температуру теплоснабжения (центрального отопления) на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности <адрес> (до элеватора, после элеватора); показания манометров на подающем и обратном трубопроводах до и после установленных задвижек на границах (в акте должны быть указана дата, время проведения замеров, температура наружного воздуха, при котором произведены замеры).
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление такого контроля.
В силу п.6 ст.2 Федерального закона № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федерального закона № 294-ФЗ) проверкой признается совокупность проводимых органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценке соответствия осуществляемых или деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
В статье 10 вышеуказанного Федерального закона урегулирован порядок проведения внеплановой проверки, часть 3.2 которой предусматривает процедуру предварительной проверки уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) поступивших обращений при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о фактах, указанных в ч.2 настоящей статьи.
В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию; проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора); при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч.3.3 указанной статьи 10, при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в ч.2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органов государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п.2 ч.2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица к ответственности не принимаются.
Как следует из ч.4 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.ст.11и 12 названного Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона № 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст.14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 ст.16 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Нарушение требований, предусмотренных ч.1 ст.14 указанного Федерального закона № 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) в соответствии с п.4 ч.2 ст.20 Федерального закона № 294 относится к грубым нарушениям.
В силу подпункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ нарушение требований приведенной нормы в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя относится к грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Исходя из положений приведенных выше норм, проверка проводится в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченного на ее проведение, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя такого органа. Проведение внеплановой проверки по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, требует ее согласования с органами прокуратуры.
Вместе с тем материалы дела позволяют сделать вывод о том, что мероприятие по истребованию сведений у ООО «Аквасервис», которое проводилось начальником Госжилинспекции» по г.Вуктыл, в рассматриваемом случае, признакам проверки не отвечает.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении Федеоренкова Н.В., в рамках проводимого административного расследования запросила сведения о температуре воздуха и теплоснабжения и показания манометров, а также результаты по обращениям гражданина, которые должны были быть получены при производстве определенных действий исполнителем данного запроса, в то время как ст.11 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает, то, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности. документы используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Из содержания вышеуказанного запроса с определенностью не следует, что его предметом являлась правовая оценка соответствия деятельности управляющей организации обязательным требованиям законодательства. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что сам по себе запрос вышеперечисленных сведений при производстве административного расследования, производство по которому входит в компетенцию начальника Госжилинспекции по г.Вуктылу, не подпадает под признаки проверки, в том числе документарной.
Сведений о наличии иных обстоятельств, характерных именно для проверочного мероприятия материалы административного производства в отношении начальника Госжилинспекции по г.Вуктыл Федоренковой Н.В. не содержат.
Кроме того в указанном определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 февраля 2021 года содержится прямая ссылка на то, что перечисленные сведения запрошены в порядке, предусмотренном ст.26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и начальник Госжилинспекции по г.Вуктыл не возлагала на управляющую организацию обязанность по предоставлению запрашиваемых сведений под угрозой административной ответственности за воспрепятствование деятельности органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок.
Вышеизложенное, по мнению суда, дает основание считать, что обязанность предоставления запрашиваемых сведений возникла у управляющей организации именно в ходе административного производства.
В связи с указанным, суд считает, что утверждение о том, что 02 февраля 2021 года начальником Госжилинспеции по г.Вуктыл Федоренковой Н.В. в отношении ООО «Аквасервис» была фактически проведена проверка, в том числе документарная, не нашли своего доказательственного подтверждения в судебном заседании.
Суд также обращает внимание на то, что ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, в связи с чем, соглашается с доводом начальника Госжилинспекции по г.Вуктыл Федоренковой Н.В. о том, что запрашиваемые сведения о температуре воздуха в жилых помещениях и теплоносителя, имели значение для определения наличия или отсутствия в действиях поставщика коммунальных услуг состава указанного административного правонарушения.
При этом, суд обращает внимание на то, что запрошенные в определении от 02 февраля 2021 года сведения не указаны в ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и при этом, данная статья не указывает на обязательность предоставления таких сведений.
Суд принимает во внимание, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что начальником Госжилинспекции по г.Вуктыл Федоренковой Н.В. при истребовании сведений из ресурсоснабжающей организации, была организована не проверка, как мероприятие по контролю, признаки которого перечислены в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, а направлен запрос в рамках проводимого административного расследования.
Таким образом, суд считает, что данное действие внеплановой выездной проверкой не является, под понятие проверки в том смысле, который ему придает Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, не подпадает. Данное обстоятельство дает основания и для вывода о том, что согласование с органами прокуратуры о запросе вышеперечисленных сведений в ООО «Аквасервис», не требовалось.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что в действиях начальника Госжилинспекции по г.Вуктылу Федоренковой Н.В., при установленных судом обстоятельствах, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу п.2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении начальника Госжилинспекции по городу Вуктылу Федоренковой Н. В. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
На постановление может быть подана жалоба или протест в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья: О.В.Сурганов